Hasselblad. Глава 2

Mar 09, 2011 15:49


 

Главное преимущество среднеформатной системы Hasselblad состоит в её модульном построении. Помимо разных конфигураций корпусов камеры, которые выпускаются уже более 60-ти лет, в системный арсенал Хасселя входит невероятное множество сменных магазинов, включая цифровые задники, видоискатели, а главное, огромное количество объективов. Подход к этому необъятному парку сменных аксессуаров необходим строго дифференцированный. Корпуса разных серий совместимы лишь со строго  определённым оборудованием в пределах системы.




рис. 1. Hasselblad 1600F со штатной оптикой

Hasselblad - система делится на две главные ветви:
- корпуса, которые могут использовать объективы только с центральным затвором
- корпуса, оборудованные собственным шторным затвором, которые могут использовать обычные объективы и объективы с центральным затвором.

Есть ещё серии камер Хасселя, работающих исключительно с широкоугольной оптикой SWC и 900.
Сегодня существует ещё одна ветвь, которой положило начало создание принципиально нового аппарата цифровой серии Hasselblad H1. Мы впервые увидели его на Фотокине-2002. Однако мешать всё в кучу не стоит. Попробуем разобраться сначала с аналоговой техникой Хасселя. Оставим цифру и камеры специального назначения «на потом».


рис. 2. Kodak Ektar 80 мм f/2.8



рис. 3. Kodak Ektar 135 мм f/3.5

Первая «гражданская» камера Виктор Хассельблада, 1600F, которую начинают изготовлять серийно в 1949г, зашифровала в своём названии: 1600 - максимальную скорость шторного затвора, и его тип - F - фокальный затвор. То же было и со следующей моделью 1000F. Система обозначений прижилась. Следующий тип камер назвали 500С, где 500 соответствует максимальной скорости центрального затвора, которым обеспечивались объективы для пятисоток, а С - затвор Compur(Synchro).

Несколько слов о терминологии.
Чтобы избежать неясностей в дальнейшем, давайте определимся с терминологией Хасселя, касающейся объективов:
1. Объективы для 1600F и 1000F
2. C - объективы
3. CT* объективы
4. CF - объективы
5. С-объектив для 501C
6. CB - объективы
7. F - объективы
8. FE (TCC) - объективы
9. CFE - объективы
10. ArcBody - объективы
11. НС - объективы для «цифры»
12. Специальные объективы
Обо всех объективах мы расскажем в соответствующих главах, пока же не будем отвлекаться на расшифровку их аббревиатур.



рис. 4. Hasselblad 1600F и Kodak Ektar 55mm f/6.3

Порядок обозначения типов корпусов камер сохранялся с развитием системы. Когда в 1977г выпустили новую камеру с собственным фокальным затвором, её назвали 2000FC. Это должно было означать, что максимальная скорость её фокального затвора (F) соответствует 1/2000с, и что вместе с этой камерой можно использовать как объективы без затвора (серии F, FE), так и объективы с собственным центральным затвором (серии С, CF, CFE), т.е. объективы с затвором Synchro-Compur или более поздние с затвором Prontor. Таким же образом, обозначена линейка камер 501, 503, и 553 - продолжение пятисотой серии с теми или иными усовершенствованиями, требующих объективов с центральным затвором типа C (серии С, CF, CFE).



рис. 5. Hasselblad 1600F и Kodak Ektar 254mm (10") f/5.6

Выпадает из принятой системы обозначений серия Hasselblad 200. Камеры 200-ой серии, оборудованные собственным шторным затвором, имеют разные максимальные скорости, зависящие от конкретной модели 1/1000с (201F/ 202 FA) и 1/2000c (203FE/ 205FCC/ 205TCC). Все модели 200-ой серии, за исключением 202 FA, могут полноправно использовать объективы серий С.

Возможно таблица 1, приведённая ниже, позволит человеку, решившему впервые окунуться в глубины многоликой системы Hasselblad быстрее сориентироваться в выборе пары камера - объектив, которая наиболее органично реализует достоинства обоих приборов. Вообще дело это не такое простое, каким кажется на первый взгляд. Так что лучше семь раз отмерить, прежде чем отрезать.

Таблица 1





«да» = полная совместимость
«нет» = полная несовместимость
«ДА» = «да», с той лишь разницей, что с корпусом, наряду с бесзатворными объективами могут использоваться и объективы со встроенным затвором.
«-» = объектив не позволять полное использование особенностей корпуса.
«+» = объектив имеет особенности, которые корпус не может использовать

* Серии камер 500C и 2000FC не используют электронных возможностей этих объективов.
** Эти объективы не обеспечивают никакой электронной информации корпусу, в частности не дают информацию об апертуре.
*** 202FA корпус отличается от остальных корпусов серии 200, тем, что не может использовать центральный затвор объективов CF или CFE. Барабан скоростей затвора объектива должен быть установлен в позицию F. Может использоваться только фокальный затвор камеры.

Например, владелец корпуса серии 200 (201F/ 203FE/ 205FCC/ 205TCC), ознакомившись с этой таблицей, выяснит для себя, что наиболее рационально может использовать на своей коробке объективы серии FE. Однако ему не возбраняется использование объективов иных серий, (за исключением оптики 1600F/ 1000F) с потерей тех или иных функциональных достоинств.


рис. 6. Carl Zeiss Distagon 60mm f/5.6


рис. 7. Carl Zeiss Distagon 60mm f/5.6

В этом очерке разговор состоится об оптике особого класса 1600F/ 1000F, которая, как видно из таблицы, кроме камер - родоначальников Hasselblad 1600F и 1000F больше нигде не используется. Скорее всего, она сегодня и не очень актуальна. Дело ещё и в том, что рабочий отрезок и байонет этих объективов (особенно это касается механизма управления диафрагмой) несколько отличается от того, что было сделано в 1977г для объективов серии F к камере 2000FC.

Однако обойти и не заметить эти объективы, было бы проявлением неуважения, во-первых, к счастливым обладателям, возможно немногочисленным, рабочих аппаратов Hasselblad 1600F и 1000F, а во-вторых, к прекрасным оптическим приборам. К их созданию были причастны очень талантливые оптики Кодака, Цейсса и ещё нескольких компаний. В конце первой половины прошлого века они с помощью арифмометра, интуиции и умозаключений умели создавать такие «перлы», которые, пожалуй, не по плечу сегодняшнему ординарному разработчику, до зубов вооружённому компьютерными мощностями. Кроме того, этой оптике хочется уделить больше внимания, поскольку информация о ней практически отсутствует и, я думаю, мало знакома большинству читателей.


рис. 8. Hasselblad 1000F и Carl Zeiss Tessar 80mm f/2.8

Основные объективы для 1600F и 1000F
У Виктора Хассельблада, ещё при проектировании первой камеры «гражданского» назначения были намерения воспользоваться услугами Carl Zeiss для размещения своих оптических заказов. Однако послевоенная чехарда между западным и восточным Цейссами явно мешала их гарантированному выполнению. Да и сам CZ не обещал своевременных поставок.
Старинные связи Хасселя с заокеанской рочестерской компанией Eastman Kodak Co. решили проблему. Первую оптику для камер Виктора Хассельблада стал делать Kodak.



рис. 9. Carl Zeiss Tessar 80mm f/2.8

Как Вы уже знаете из прошлой главы, первый серийный Hasselblad 1600F появился на прилавках в конце 40-х годов прошлого века. Это был аппарат с собственным шторным фокальным затвором. Серийными штатными объективами в его комплектации были Kodak Ektar 80 мм f/2.8 и Kodak Ektar 135 мм f/3.5 (рис. 1, 2 и 3).
Помимо этих объективов Кодаком были изготовлены ещё две позиции: широкоугольник Ektar 55mm f/6.3 (рис. 4) и телеобъектив Ektar 254mm f/5.6 (рис. 5). Нетрудно догадаться, что 254mm - ничто иное, как американский стандарт 10 дюймов. Несмотря на то, что вся четвёрка объективов была представлена заказчику одновременно, в 1948г, Хассель два последних объектива по определённым соображениям придержал, и они появились на прилавке позже. Эти последние приборы были изготовлены очень небольшими сериями. Сегодня они - редкость.


рис. 10. Carl Zeiss Sonnar 135mm f/3.

Особенно загадочен широкоугольник Ektar 55mm f/6.3 с охватом поля изображения 80 град. Он исполнен по классической формуле двойного Гаусса (рис. 4), что не оставляет камере никаких шансов использовать его без подъёма или демонтажа зеркала, поскольку тыловой элемент отстоит от фокальной плоскости всего на 49,6 мм. Так и происходило, при установке Ektar 55mm f/6.3 на камеру, зеркало удалялось. Естественно, что при этом в комплекте объектива обязательно должен был присутствовать специальный видоискатель. Но этот аксессуар мне не известен. Однако это вовсе не означает, что он не существует.



рис. 11. Hasselblad 1000F в окружении цейссовской оптики

Автоматики диафрагмы у объективов Ektar не было. Единственно, что облегчало работу с ними - кольцо предустановки апертуры.
Минимальное фокусное расстояние для объективов Ektar 55mm f/6.3 составляло примерно 1м; для 80mm f/2.8 - 0,5м; для 135mm f/3.5 - 1м и примерно 2,25 м для Ektar 254mm f/5.6. Практически у всех Эктаров фокусировочные барабаны были отградуированы в футах. Предвидя недовольство этим фактором европейской публики, львиную долю своей продукции Виктор Хассельблад реализовывал за океаном. На европейский рынок аппаратов попадало сравнительно немного. Объективы Кодака не покидали прилавка до 1953, как раз до момента выпуска модели Hasselblad 1000F.

К этому времени Хассель уже успел наладить деловые отношения с компанией Carl Zeiss Oberkochen. Правда, до решения спорных правовых вопросов с Carl Zeiss Jena, она называлась Oberkochen Opton. Объективы компании должны были полностью заменить оптику Eastman Kodak Co. Для Hasselblad 1000F у Oberkochen Opton к этому времени была уже готова линейка объективов, состоящая из пяти позиций: Distagon 60mm f/5.6, Tessar 80mm f/2.8, Sonnar 135mm f/3.5, Sonnar 250mm f/4 и редких сегодня Sonnar 250mm f/5.6.

Цейссовский Distagon 60mm f/5.6 (рис. 6 и 7) стал важной вехой в истории среднеформатной оптики, заменив неудобный в работе Ektar 55mm f/6.3. Distagon сделали по современной ретрофокусной схеме (Angenieux), т.е. он перестал быть уродцем с «откляченным задом», мешающим работе зеркала. Tessar 80mm f/2.8 (рис. 8 и 9) пришёл на смену штатному объективу Ektar 80mm f/2.8.
Следующим объективом стал Sonnar 135mm f/3.5 (рис. 10). Трудно заподозрить Zeiss в плагиате, но уж больно похожи Kodak Ektar 135 мм f/3.5 (рис. 1, 3) и Sonnar 135mm f/3.5. Ну, прямо родные братья, разве что масти разные. Хотя изначальное авторство могло принадлежать и Цейсу. И последняя редкая «птица» от Цейсса для Hasselblad 1600F и 1000F - Sonnar 250mm f/5.6 (рис. 11).



рис. 12. Bausch & Lomb Telephoto Anastigmat 508mm (20") f/5,6

Объективы разных компаний для 1600F и 1000F или Виктор Хассельблад в поиске
Если Вы помните (Глава 1), у Виктора Хассельблада помимо фотографии была и другая страсть - орнитология. Мостом, связывающим эти два увлечения, мог служить лишь мощный светосильный телевик. Это в полной мере объясняет его активные изыскания в нише телеоптики. Телеобъективы - монстры готовилась для Хасселя не только за океаном (помимо Кодака Ektar 254mm f/5.6), но и в Европе.



рис. 13. Kinoptik Aplanat 500mm f/5.6

Известная сегодня, в основном по контактным очковым линзам, американская оптическая фирма Bausch & Lomb, сделала для Хасселя Telephoto Anastigmat 508mm (20") f/5,6 (рис. 12). Французы изготовили не менее впечатляющее «чудовище» Kinoptik Aplanat 500mm f/5,6 (рис. 13). В прошлой главе Вы уже читали, что к концу периода производства Hasselblad 1000F (1952 - 1957 г.) к поставщикам оптики подключилась английская оптическая компания Cook and Perkins со своим телеобъективом Dallmeyer Dallon Tele-anastigmat 508mm (20") f/5,6 (рис. 14). Однако англичанин обладал световым пятном недостаточного диаметра для формата 6х6 мм, поэтому его приходилось использовать на малых отверстиях, чтобы избавиться виньетирования.



рис. 14. Dallmeyer Dallon Tele-anastigmat 508mm (20") f/5,6

Была сделана попытка привлечь к изготовлению оптики компанию Josef Schneider & Co., GmbH. Однако начинание это застряло на стадии прототипа Schneider Xenar 75mm f/3,5 (рис. 15). Не остался в стороне и Rodenstock со своим прекрасным «мягким» Имагоном. В 1952 году Rodenstock Imagon 12cm f/4,5 был адаптирован для установки на Hasselblad 1600 F. Он поставлялся с тремя перфорированными насадками-фильтрами (рис. 16 и 17).



рис. 15. Прототип для Hasselblad 1600F/ 1000F Schneider Xenar 75mm f/3,5




рис. 16. Rodenstock Imagon 12cm f/4,5 был адаптирован для установки на Hasselblad 1600 F




рис. 17. Hasselblad 1000 F и Rodenstock Imagon 12cm f/4,5 с тремя перфорированными насадками-фильтрами

Виктор Хассельблад так сильно желал хорошей оптики для своего детища, что даже рискнул разместить заказ в стане идеологических оппонентов, обратившись к предприятию Carl Zeiss Jena по поводу адаптации самого известного объектива восточной фирмы Zeiss Jena - Sonnar 18cm f/2.8 для Hasselblad 1600 F/ 1000 F (рис. 18). Копеечно же, в первую очередь его влекла туда экономическая выгода. Carl Zeiss Oberkochen снял бы с него за подобную работу 10-кратную цену.



рис. 18. Zeiss Jena Sonnar 18cm f/2.8 для Hasselblad 1600 F/ 1000 F




рис. 19. Piesker Tele-Pikon 180mm f/5,6

Работали на Хассель и малоизвестные фирмы. Например, Paul Piesker & Co.,Berlin. Она изготовила для Hasselblad 1600 F/ 1000 F объектив Piesker Tele-Pikon 180mm f/5,6 (рис. 19). Вот далеко не полный перечень серии объективов для первенцев среднеформатной системы Hasselblad, которым дал новую жизнь или только пытался оживить, но не смог или не захотел Виктор Хассельблад.

Продолжение следует
Борис Бакст

hasselblad, zeiss, среднеформатная камера, о фототехнике

Previous post Next post
Up