Одной из первых фотокамер, использующих 35мм перфорированную плёнку, был аппарат, построенный в 1905 году Йенсом Паулем Андерсеном (Jens Poul Andersen) в Дании. В аппарате Андерсен использовал рулон плёнки длиной 20м, достаточный для получения 300 кадров формата 24х60мм (рис. 1, поз. 1).
Так что Leica, вопреки устоявшемуся мнению, не первая малоформатная камера, которая взяла на вооружение 35мм киноплёнку.
Первой камерой на 35мм плёнке с кадром 24х36мм в 1912г стал аппарат Джорджа П. Смита из США (рис. 1, поз. 2). В 1914г компания Multi-Speed, New York выпускает аппарат Simplex с кадровым окном 18x24мм (рис. 2, поз. 1). В том же 1914г, во Франции Жюль Ричард (Jules Richard) показывает свою стереокамеру «Homeos» на 35мм пленке (рис. 2, поз. 2). «Homeos» работала со стереопарой 18х24мм.
рис. 1. 1- Аппарат, построенный в 1905 году Йенсом Паулем Андерсеном в Дании
2 - Первая камера на 35мм плёнке с кадром 24х36мм
В 1913г компанией New Ideas MFG. Co. (New York) фоторынку был предложен аппарат «Tourist Multiple», фактически ставший первым коммерческим продуктом, использующим 35мм пленку (рис. 2, поз. 3). Было изготовлено не менее 1000 экземпляров аппарата (каталог McKeown’s, 1994). Tourist Multiple имел вертикальную компоновку. Аппарат использовал заряд плёнки, достаточный для получения 700 кадров формата 18х24мм. и гильотинный затвор. К аппарату предлагалось три варианта объектива: Zeiss Tessar Series Ic 1:3.5/50, Goerz Hypar f3.5, или Steinheil Triplar f2.5.
1 - Аппарат Simplex с кадровым окном 18x24мм (1914г)
2 - Стереокамера «Homeos» на 35мм пленке (1914г)
3 - Аппарат «Tourist Multiple», ставший первым коммерческим продуктом, использующим 35мм пленку
Однако практического распространения эти плёночные аппараты в те годы не получили. Не доверял фотограф «смехотворному микроформату». И, наверное, был прав, поскольку качество эмульсионного слоя узкой киноплёнки тех времён оставляло желать лучшего. Больших увеличений с подобных негативов получить не удавалось. Разрешение узкой плёнки было гораздо хуже разрешения используемой фотооптики, что уже само по себе - нонсенс.
Кристальной четкости деталей такой, как на отпечатках с крупноформатных пластин, с 35мм пленки добиться было нереально.
Однако прогресс не буксовал. Фотографическое качество киноплёнки постоянно и быстро росло. Мельчало зерно, росла чувствительность. Постепенно фотографы стали к ней приглядываться и привыкать. И очень скоро она вошла в обиход фотографии.
рис. 3. Отец Эрнст Лейтц и сын Эрнст Лейтц II
35мм плёнка до сих пор остаётся неизменным стандартом с момента её введения в обиход в 1892 году новаторами кинематографа Томасом Эдисоном и Уильямом Диксоном, которую по их заказу делал и поставлял им из Рочестера Джордж Истман (Kodak).
Почему именно 35мм? Диксон и Эдисон выбрали для кино такой стандарт - так им было удобно. А вообще, это вопрос для другого очерка - о технике кино. 35мм киноплёнка поначалу имела круглые отверстия перфорации, потом их заменили прямоугольными. В эпоху немого кино размеры кадра были 18×24мм, но после внедрения звука кадр пришлось уменьшить до 16×21,77 мм, чтобы осталось место для звуковой дорожки.
Почему же всё-таки Лейка стала полноправным проводником 35мм киноплёнки в мир фототехники? Наверное, благодаря инженерному гению Оскара Барнака (Oskar Barnack), сумевшего сделать аппарат, максимально адаптированный к этому фотоматериалу.
рис. 4. Оскар Барнак (1914г)
Будущий создатель семейства фотокамер Leica Оскар Барнак родился 1 ноября 1879 года в деревушке Линов возле Берлина. Оскар унаследовал интерес к искусству и технике от отца. Сначала он мечтал о живописи, хотел стать художником. Однако отец настаивал на том, чтобы Оскар приобрёл «серьезную» профессию. В 1889 году семья Барнака переехала в Берлин, где по окончании школы юный Оскар был отдан для обучения ремеслу механика в мастерскую Юлиуса Лампе. Профессия механика по точным приборам пришлась ему по душе, и он с увлечением работал в мастерской, изготовлявшей наглядные пособия для учебных заведений.
рис. 5. Микроскопы Лейтца
После завершения курса обучения в мастерской у Оскара начались, как было принято тогда, годы странствий, дававшие возможность совершенствовать полученные навыки. Барнак побывал в разных городах Германии и Австрии и, наконец, уже опытным мастером приехал в Йену. Здесь он впервые занялся фотографией. Позже Барнак вспоминал, как еще в 1905 году в свободные от работы дни он отправлялся на фотосъемки в горы и леса Тюрингии, навьюченный громоздким и неудобным пластиночным фотоаппаратом и тяжелыми принадлежностями к нему.
Типовые съёмочные камеры тех лет представляли собой большие деревянные ящики на тяжелой устойчивой треноге. Изображение проецировалось на стеклянную пластину, покрытую тонким слоем желатина с хлористым серебром. Каждый кадр экспонировался на отдельную пластину. Можно представить, насколько велико было увлечение тогдашних энтузиастов, чтобы мириться с весом и размером комплекта аппаратуры и запаса фотопластинок, который приходилось тащить на себе, чтобы провести выходной, снимая альпийские пейзажи. Именно эти тяжёлые походы заронили в душу Оскара мечту о миниатюрной и легкой камере.
рис. 6. Отцы Лейки
Одним из его ранних изобретений стала камера, способная экспонировать до 20 мини-изображений на одну пластину 13х18см. Однако Барнак прекрасно понимал, что совершенствование ящичной камеры - ложный путь. Стереотип надо было ломать.
Возможно, ему были известны попытки современников использовать в фотографии 35мм киноплёнку. Во всяком случае, работа его мысли сосредоточилась именно в этом направлении. Только здесь он предполагал увидеть решение проблемы.
В Йене Оскар Барнак устроился на работу в конструкторское бюро Carl Zeiss, где по роду деятельности частенько сталкивался с новаторскими для тех времён кинопроекционными и съёмочными технологиями. Интерес к киносъёмке побудил Барнака задуматься над разработкой прибора для получения пробных экспозиций на киноплёнке. Однако руководство компании Carl Zeiss не разделяло новаторских инициатив Оскара.
рис. 7. Первая метражка Leica серии «0» (1923-24г)
Вскоре, по рекомендации одного из друзей, Барнак перешёл на работу в небольшую фирму Эрнста Лейтца в Ветцларе (Ernst Leitz, Wetzlar), в часе езды от Франкфурта. Компания называлась тогда «Optisches Institut von Ernst Leitz»
Как раз в это время Эрнст Лейтц II* подыскивал специалиста на должность руководителя исследовательских работ для своего предприятия. Именно на эту должность и был принят Оскар Барнак. Таким образом, в 1911 году он возглавил исследовательскую лабораторию фирмы «Лейтц».
*Далекий предшественник компании Ernst Leitz GmbH, Wetzlar именовался «Optisches Institut» (оптическим институтом) и был основан 1849 году в немецком городке Ветцлар талантливым инженером-самоучкой Карлом Келлнером, специализировавшимся на разработке микроскопов. Карл Келлнер знаменит разработкой нового типа окуляра для микроскопов и телескопов. Оптическая схема «окуляра Келлнера» оказалась настолько удачной, что используется и по сей день.
После смерти Келлнера в 1855 году его вдова вышла замуж за одного из служащих компании, Фридриха Кристиана Бетле, и фирма получила название «Optisches Institut von Kellner und Bethle» (оптический институт Келлнера и Бетле).
В 1865 году в компанию пришел инженер Эрнст Лейтц, который вскоре стал партнером, а в 1869 и владельцем фирмы, переименовав ее в «Optisches Institut von Ernst Leitz» (оптический институт Эрнста Лейца). Под его руководством фирма быстро росла, и к 1900 году в компании работало уже более 400 человек, а ассортимент продукции, помимо микроскопов и оптики к ним, уже включал бинокли и кинопроекторы. В 1910 году Эрнст Лейтц умер, и управление компанией перешло к его сыну, Эрнсту Лейтцу II (рис. 3). Спустя год в компании начал работать молодой инженер Оскар Барнак.
рис. 8. Объективы, с которыми Оскар Барнак и Макс Берек экспериментировали на макетах
Благодаря творческой атмосфере, царившей в фирме Лейтца, инициативы Оскара Барнака (рис. 4) получали всяческую поддержку.
Хотя предприятие производило главным образом микроскопы (рис. 5), оно занималось также смежными областями - выпускало в небольшом количестве специальную фотоаппаратуру для съемки с микроскопом, а также фотообъективы для нее. Частично фотообъективы шли на продажу другим фирмам, производившим обычные фотокамеры. Для оптической фирмы известный интерес представляла и новая для того времени техника кино. В обязанности Барнака входило испытание кинематографических методов съемки.
В 1912 году Барнак предложил свою конструкцию цельнометаллической кинокамеры из алюминия, которая по весу и габаритам была очень неожиданной альтернативой огромным деревянным ящикам, которые использовались тогда для киносъёмки.
рис. 9. Ur-Leica в закромах музея «Лейтц»
Основной трудностью процесса киносъемки было правильное определение экспозиции. Использовавшиеся для этого расчетные таблицы, несовершенные экспонометры и неопытность операторов часто подводили, и порой приходилось заново переснимать сюжеты, что было весьма накладно, поскольку кинопленка, да и сами постановочные работы стоили дорого.
Чтобы облегчить определение экспозиции при киносъемке, Барнак в 1912-14 годах придумал и сконструировал оригинальный экспонометр в виде небольшого аппарата, в котором для определения экспозиции использовалась та же пленка, что и в киноаппарате.
В создании этого прибора принимал активное участие ещё один энтузиаст - инженер-оптик Макс Берек (Max Berek) (рис. 6), в последствии ведущий специалист компании Ernst Leitz в сфере разработки оптики. Он занимался подбором объектива для аппарата Барнака. Результатом их общей работы стала небольшая камера, вмещавшая 2 метра кинопленки и имевшая шторный тканевый затвор, взвод которого был сопряжен с транспортировкой пленки, чтобы исключить риск повторного экспонирования.
При измерении камера-экспонометр заряжалась отрезком плёнки, которая должна была использоваться в кинокамере.
При киносъемке частота кадросмен приблизительно соответствует удвоенному времени экспонирования. Так, при скорости съемки 24 кадр/с время экспонирования составляет около 1/60 с, а при 16 кадр/с - около 1/30с.
В связи с этим шторный затвор аппарата Барнака имел лишь две скорости 1/50с и 1/25с.
рис. 10. Ur-Leica
рис. 11. Ur-Leica - replica
Затвор экспонометра Барнака - штука не простая. После экспонирования кадра он самостоятельно не закрывался, а дожидался следующего взвода. То есть отснятому кадру в принципе ничего не угрожало, поскольку он был прикрыт второй шторкой. Но вот при очередном взводе затвора и, соответственно при перемотке плёнки к следующему кадру, объектив должен был обязательно плотно прикрыт шарнирной крышкой, которую вы видите на рисунках 9 и 10. Даже первые метражные камеры Leica серии «0» (1923-24г) (рис. 7) имели ту же «незадачу» с затвором. Лишь в процессе производства серии «0» Барнак доработал затвор, освободив фотографа от ненавистной крышки.
рис. 12. Спиральный проявочный бачок Барнака
Измерение экспонометром Барнака велось следующим образом: задавалась выдержка, соответствующая скорости предполагаемой съёмки и делалось несколько дублей кадров будущей мизансцены с разными апертурами. После проявки выбиралась кадры с оптимальной плотностью негатива. Затем диафрагма, соответствующая выбранным кадрам выставлялась на съёмочном объективе киноаппарата. Для удобства анализа негатива, Барнак решил увеличить кадровое окно своего аппарата-экспонометра. Он остановился на удвоенном формате 24х36мм, видимо приняв во внимание известный ему опыт американца Джорджа П. Смита (рис. 1, поз. 2).
Объектив на приборе был несменный. Фокусировка - метражная. Видоискатель рамочный. Причём, чтобы поле экспонирования соответствовало тому, что Вы задумали, рамку видоискателя надо было держать на расстоянии вытянутой руки.
В качестве объектива Барнак и Берек пробовали использовать несколько вариантов. Первым, самым простым, был объектив, такой же, как и на кинокамере 5cm f/3.5 Zeiss Kino-Tessar.
Однако позже, когда они утвердились в идее превратить свой экспонометр в фотокамеру, от Kino-Tessar(а) оказались, поскольку тот был не в состоянии обеспечить световое пятно, кроющее формат 24х36мм. Ведь цейссовский Kino-Tessar рассчитывался на кинокадр 18×24мм.
Для использования в измерительном приборе виньетирование можно было игнорировать, но для фотосъёмки 5cm f/3.5 Zeiss Kino-Tessar был явно не пригоден. Кроме того, авторство объектива принадлежало Цейсу, что также не очень импонировало изобретателям.
рис. 13. Оскар Барнак предложил при печати использовать съёмочный объектив
Следующий объектив, уже свой, от Лейтца, который пробовался на прототипе фотокамеры, был 6-ти элементный 42mm f/4.5 Leitz Mikro-Summar. Он исполнен по классической формуле двойного Гаусса (рис. 8).
И, наконец, испытывался триплет Leitz 42mm Milar с f=4,5(?). Как раз он, Milar (рис. 8), установлен на хранящемся в музее «Лейтц» прототипе Ur-Leica** (рис. 9 и 10) (так впоследствии стали называть камеру Барнака). Никаких надписей на оправах чрезвычайно редких сохранившихся оригинальных камер Ur-Leica нет.
** UR- (немец.) приставка имён прилагательных, указывающих на солидный возраст, древность
Уже в наши дни Ernst Leitz GmbH, Wetzlar выпускала для фанатирующих коллекционеров несколько версий так называемой Ur-Leica - replica. Это всего-навсего макет оригинала, который можно хранить за стёклами серванта, среди хрустальных фужеров и сдувать с него пыль (рис. 11).
Так из экспонометра Барнака возникла фотокамера «UR-Leica». Помимо нескольких макетов и прототипов, были изготовлены два экземпляра экспериментальной камеры. Одной Барнак пользовался сам, вторая предназначалась для хозяина фирмы. Воплощение давно созревшей идеи малоформатной камеры в металле произошло в сравнительно короткий срок. Что же касается усовершенствования отдельных узлов и деталей для последующих моделей, то на это ушли годы мучительных поисков и сложных расчетов.
рис. 14. Leica IA «Лейка с усом»
Существует легенда возникновения общепринятого сегодня формата плёнки. Якобы Барнак взял кинопленку с перфорацией, и, развернув руки в плечах, насчитал ровно 36 кадров. Смотав ее, он получил первую в мире катушку фотографической пленки, которая впоследствии стала «начинкой» для одной из первых 35мм камер с размером кадра 24х36мм. Так родился известный всем стандарт фотоплёнки. Ну, что ж, красиво. Пусть так и будет.
Первая мировая война прервала систематическую работу над новым фотоаппаратом. Но когда страну захлестнули тяжелый экономический кризис и инфляция, а над предприятием нависла угроза потери квалифицированной рабочей силы, вследствие падения сбыта продукции, о камере снова вспомнили.
Остро требовался новый продукт, способный спасти производство. Такую возможность предпринимателям предоставил бурно развивавшийся мир фотографии с его уже в ту пору активно снимавшими сотнями тысяч фотолюбителей. Вот тогда то и началось настоящее становление Лейки.
Наш очерк не преследует цели рассказать о серийных Лейках и о хронологии её моделей. Сегодня нас больше интересует спектр идей, неустанно генерируемых Оскаром Барнаком.
Некоторые интересные новации Барнака.
Рождение новой камеры побудило изобретателя задуматься обо всех фазах получения конечного продукта съёмки - отпечатанного снимка. Как удобнее проявлять роликовую плёнку? Ведь с пластинками было всё так просто. В 1924г Барнак предлагает конструкцию первого спирального проявочного бачка (рис. 12).
Уже в начале 30-х годов Лейка стала завоевывать заслуженную популярность. Появилась 35мм плёнка весьма достойного качества. Многие профи и любители стали обзаводиться оборудованием для оснащения своих лабораторий, в том числе и увеличителями. Оптика в комплектации этих приборов, как правило, была посредственной. Оскар Барнак предложил при печати с увеличителем использовать съёмочный объектив (рис. 13).
Правда, это касалось лишь владельцев тех аппаратов, у которых объектив был съёмным. Скажем, обладатели Leica IA «Лейка с усом» (рис. 14), воспользоваться такой возможностью не могли.
рис. 15. Видоискатель Winko для съёмки «из-за угла»
Примерно тогда же Барнак предложил интересную схему видоискателя Winko для съёмки «из-за угла». Возможно, он и не был автором идеи, сегодня этого уже не установить, но он стал первым, кто эту идею воплотил. Видоискатели Winko для Лейки выпускались довольно долго и имели варианты конструкции (рис. 15). Как не трудно догадаться смысл видоискателя состоит в том, чтобы вести скрытую съёмку. Ну, не то чтобы скрытую, просто объект не обращает на Вас внимания, поскольку Вы не смотрите в его сторону. Подобные видоискатели выпускаются и сегодня, правда, для зеркалок.
рис. 16. Кнопка, фиксирующая объектив в положении «бесконечность»
Постоянно совершенствуя свою Лейку, Оскар Барнак неустанно снабжает её новыми полезными мелочами. В 1931г он устанавливает на фокусировочном кольце объектива кнопку, фиксирующую объектив в положении «бесконечность» (рис. 16).
Мы с Вами ещё не коснулись темы дальномерных Леек. Это - кладезь гениальных находок Барнака. Вообще в голове изобретателя Лейки самые неожиданные идеи роились как пчёлы. Но разве расскажешь обо всём в одном коротком очерке?
Борис Бакст