Среднеформатный Pentax 6x7, 67 и 67 II
Линейка японских системных камер, которые не покидают профессионального рынка вот уже более 40 лет. Самое любопытное, что почти полвека спустя (первенец «Heavy Metal» родился в 1969г), среднеформатный Pentax, вне зависимости от возраста, по-прежнему актуален. Почему «Heavy Metal», да потому что это на самом деле тяжёлый металлический, зато бесконечно выносливый аппарат. Ранняя версия Pentax 6x7, в полной боевой комплектации (измерительная TTL пентапризма, объектив 105mm f/2.4 и батарейка) весит 2430г, плюс grip (рукоятка) 235г. Итого примерно 2670г (рис. 1). Правда, набор можно несколько облегчить, отказавшись от измерительной призмы, (заменить её обычной призмой или шахтой), от рукоятки. Но это уже дело вкуса. Кстати, последняя версия Pentax 67 II (1998г) не на много легче.
рис. 1. Asahi Pentax 6x7, в полной боевой комплектации
(измерительная TTL пентапризма, объектив 105mm f/2.4 и батарейка), плюс grip (рукоятка).
Представляю себе, как ахнули сейчас поклонники «пластиковой цифры», привыкшие к карманной технике размером с сигаретную пачку. Но ведь Pentax 6x7 - инструмент для серьёзной работы, поэтому его весогабаритные данные относят к последней графе технических характеристик. Того, кому постоянно приходится использовать профессиональную, технику эта цифра не удивит. Ведь даже малоформатные Nikon D3x /D3s, или плёночный Nikon F5 в лёгкой мобильной комплектации с питанием и штатным зумом 28 -70mm f/2.8 весят около 2200г.
Конечно же, среднеформатный Pentax камера далеко не репортёрская, с ней особенно не побегаешь. Но то, что Pentax 67 - аппарат «типично студийный» - это одно из укоренившихся заблуждений людей никогда с ним не работавших. Pentax 6х7/ 67/ 67II очень часто, а многими фотографами преимущественно, используется для съёмки с рук. Ведь необычная деревянная рукоятка (рис. 1 и 2), которая удивляет многих непосвящённых, служит отнюдь не для переноски камеры, а именно для комфортной съёмки без штатива.
рис. 2. Необычная деревянная рукоятка, которая удивляет многих непосвящённых, служит отнюдь не для переноски камеры,
а для комфортной съёмки без штатива.
Среднеформатный Pentax, независимо от модификации, аппарат шумный, порой пугающий хлопком своего огромного зеркала. Однако удар шторок, следующий за ним, гораздо менее заметен. В этом легко убедиться, если после взвода затвора зафиксировать зеркало в верхней позиции. Ещё не надо забывать и о том, что любительский трехсотграммовый аппарат от подобного удара зеркала может выпрыгнуть из рук, а камера весом 2,5кг реагирует на него весьма инертно.
Для уверенной съёмки без штатива необходимо несколько условий:
- использование высокочувствительной плёнки (не менее 400 ISO)*
- использование объективов с небольшим фокусным расстоянием (до 150mm) и хорошей светосилой (Super Takumar 6х7 55mm f/3.5; SMC Pentax 67 75mm f/2.8 AL; S-M-C Takumar 6х7 105mm f/2.4; S-M-C Takumar 6X7 150mm f/2.8 и т.п.)
- желательно, чтобы при этом выдержка была не длительнее 1/125 - 1/250с
- если есть возможность, лучше использовать любую подходящую опору.
* Снимки сделанные на плёнке ISO 400 в формате 6x7 выглядят не хуже, если не лучше тех же снимков на ISO 100 в узком формате 35мм. Это без труда можно понять, сравнив площади негативов, или слайдов: (рис. 3).
рис. 3. Площади негативов, или слайдов у разных популярных форматов.
Для многих видов съёмки без штатива, безусловно, не обойтись. При выполнении работ суперкачества, требующих больших увеличений, понадобится малочувствительная плёнка 50-100 ISO. То же относится и к работам, связанным с использованием телевиков, где не допустима малейшая шевелёнка. Здесь желательно иметь модификацию Пентакса с функцией MLU (Mirror Lock Up -фиксация зеркала в верхнем положении). Не все аппараты «Heavy Metal» оборудованы механизмом MLU. Но об этом, позже.
Если речь зашла о штативе, то это должно быть мощное устройство, отвечающее непреложному правилу: тренога, вместе с «головой» должны весить вдвое больше камеры. Облегчённые штативы из углеродистого волокна обязательно надо утяжелять подвешиванием за специальный крюк кофра или рюкзака.
Почему именно формат 6х7?
Понятие «средний формат» объединяет большую группу форматов. Остановимся на наиболее распространённых (рис. 3).
6х4,5см - самый маленький из всех форматов с привычными пропорциями и самый технологически совершенный. Многие камеры формата 645 автоматизированы также как и узкопленочные. Основной его недостаток: При использовании совершенных современных фотоматериалов и оптики, он дает лишь мизерный выигрыш в качестве картинки по сравнению с узким форматом.
6х6см - самый распространённый из всех средних форматов. К его недостатку можно отнести, пожалуй, единственный - большой бесполезный расход бумаги при печати на стандартных форматах.
6х7см - формат, хорошо укладывающийся в стандарты бумаги и обеспечивающий великолепное качество для подавляющего большинства работ на любых пленках, а теперь и в цифровой фотографии.Поскольку единственной причиной перехода к среднему формату является желание получить больший негатив, резонно остановиться на камере 6x7.
рис. 4. Объективы для Пентакса с центральным затвором:
S-M-C Takumar 6х7 LS (Leaf Shutter lens) 90mm f/2.8 или SMC Pentax 67 LS 165mm f/4.
Почему именно Pentax?
Ну, во-первых, потому, что он наиболее универсален. Хотите в студии, хотите на пленере. В качестве мобильной камеры 6х7 удобнее использовать именно Pentax. Собственно он и создавался для этого. Не хочется отвлекаться на сравнительные примеры. Скажем, Mamiya RZ или RB67 для работы с рук мало пригодны. Все-таки это типично студийные изделия. Возможно, кто-то возразит, но это моё субъективное суждение.
Во-вторых, Pentax 67 обеспечен великолепным арсеналом оптики, по качеству не уступающей (во многих позициях) объективам Carl Zeiss, Оберкохен. Однако собрать нужную линейку объективов для Пентакса Вам обойдётся втрое дешевле, чем, если бы Вы делали такой же набор, скажем, для Хасселя. Да и саму коробку Pentax 6x7/ 67 в достойном состоянии можно купить сегодня за 300$. Затёртая и измученная коробка Hasselblad 500 стоит на вторичном рынке под 1000$.
И ещё. Среднеформатный Pentax по компоновке практически не отличим от классических 35мм SLR-камер. Переход от узкого формата к Пентаксу 67 не вызывает никаких затруднений, как это часто случается при переходе на другие среднеформатные системы.
рис. 5. Нажатие этой кнопки может «образумить» зеркало в критических ситуациях.
Pentax 6х7/ 67 - очень простая камера, которая сразу становится понятной любому новичку, впервые взявшему её в руки. Если у Вас измерительная призма TTL - правильная установка экспозиции в видоискателе, по стрелке. В случае обычной призмы или шахты, по автономному экспонометру. Отрадно то обстоятельство, что после большого перерыва в работе с камерой не надо перелистывать толстых инструкций, чтобы встряхнуть память, вспоминая, что к чему.
Недостатки аппаратов Pentax «Heavy Metal»
Если Вы снимаете на цвет, ч/б и слайд и ситуация требует немедленной смены фотоматериала, то Вам необходима модульная камера со сменными задниками. Pentax к такому виду работ не приспособлен. Мне знакомы фанаты среднеформатного Пентакса, которые постоянно таскают (другого глагола не подберешь) за собой в разного рода экспедиции по 2-3 коробки «Heavy Metal», заряженные разной плёнкой. Не забудьте ещё про комплект минимум из 3-4-х объективов. Мне очень симпатичен Pentax, но такая самоотверженность… По-моему, это преодоление запланированных трудностей.
рис. 6. Asahi Pentax 6x7 удивил Мир в 1969г.
Если вам необходима вспышка, допустим для свадебной фотографии, или для съёмки на улице, скорее всего, Пентакс Вам не подойдёт. По современным канонам он мало приспособлен к оперативной работе со вспышкой. Максимальная скорость синхронизации со вспышкой 1/30с.
Можно конечно использовать объективы для Пентакса с центральным затвором, такие в его арсенале тоже имеются: S-M-C Takumar 6х7 LS (Leaf Shutter lens) 90mm f/2.8 или SMC Pentax 67 LS 165mm f/4 (рис. 4). Они позволят сократить скорость синхронизации до 1/500с. Но стоит ли игра свеч. Это дорогая оптика.
рис. 7. Honeywell Pentax 6x7 - вариант Asahi Pentax 6x7 для Америки.
Главный недостаток - полная зависимость от дорогого питания (4SR44, Kodak S28, Kodak 28L). Это касается Pentax 6x7/ 67. У Pentax 67 II батарейки другие, но тоже не из дешевых (о них - потом). Без питания аппарат мёртв.
Щелочные эрзацы, особенно китайского происхождения, типа 4LR44 использовать не стоит. Их хватает на десяток - другой рулонов 120-й плёнки. Потом индикатор питания гаснет, хотя измеритель и затвор вроде бы продолжают работать. Однако специалисты Пентакса снимать при погасшем индикаторе питания не рекомендуют, поскольку не гарантируют точности отработки выдержек.
В случае внезапного отказа батарейки во время съёмки, зеркало может зависнуть в неопределённой позиции. Не надо паники! Выньте из аппарата батарейку. Нажмите острым предметом на маленькую кнопку на передней панели, под цифрой «7» (рис. 5, поз. 1). Нажмите кнопку спуска затвора - зеркало встанет на место. Вставляйте новую батарею, без которой на съёмку лучше не выходите.
рис. 8. Обложка рекламного буклета Honeywell Pentax 6x7
Asahi Pentax 6×7
Впервые аппарат Asahi Pentax 6x7 (рис. 6) японской фирмы Asahi Optical Сo. удивил Мир в 1969г. Сначала с ним познакомились европейцы. Чуть позже аппарат появился за океаном, правда, под другим именем Honeywell Pentax 6x7 (рис. 7 и 8).
В штатный комплект аппарата входила съёмная беззамерная пентапризма и объектив Super Takumar 6х7 105mm f/2.4 с однослойным просветлением (рис. 9, поз. 2). В качестве альтернативы видоискателя предлагалась самораскрывающаяся шахта с лупой. В первые годы оптический парк Asahi Pentax 6x7 состоял из десятка отличных объективов: 35, 55, 75, 105, 150, 200, 300, 400, 600, 800mm с однослойным просветлением и надписью «Super Takumar».
рис. 9. Все возрастные варианты отличного штатного объектива 105mm f/2.4.
Технические характеристики раннего Asahi Pentax 6x7:
Среднеформатная SLR-камера 6х7 со сменной оптикой.
Тип используемой плёнки: 120 (10 кадров) и 220 (20 кадров).
Размер кадрового окна: 55x69мм (рис. 10).
Счётчик кадров: аддитивный самосбрасывающийся (при раскрытии задней крышки).
Затвор: электромагнитный, шторно-щелевой с горизонтальным движением матерчатых прорезиненных шторок, расположен в фокальной плоскости;
скорости 1, 1/2, l/4, l/8, l/l5, 1/30, l/60, 1/125, 1/250. 1/500, 1/1000с, В и Х (синхронизация вспышки 1/30с).
Источник питания для электронного затвора: 6В серебряно-окисная батарея Eveready 544 (сегодняшние аналоги: 4SR44, Kodak S28, Kodak 28L (литиевая), или им подобные)
Индикатор состояния элементов питания: есть.
Видоискатель: съёмная пентапризма, обеспечивающая 95% поля визирования при увеличении х1, с объективом 105мм, установленным на бесконечность; или шахтный видоискатель с лупой большого увеличения, обеспечивающий 100% поля визирования.
Зеркало: обеспечено механизмом постоянного визирования, т.е. после экспонирования оно автоматически возвращается в боевое положение для фокусировки; это диковинная функция для камер формата 6х7; фиксации в верхней позиции зеркало не имеет.
Фокусировочный экран: матированная линза Френеля с центральным пятном, занятым микропризмами.
Диафрагма: полностью автоматическая для объективов 35 - 300мм и предустанавливаемая для оптики с фокусным расстоянием более 300мм.
Репетир диафрагмы: есть, на оправе объектива.
Крепление объектива: двойной байонет Pentax, внутренний для объективов 35 - 300мм,
внешний - для оптики с фокусным расстоянием более 300мм.
Вес: 2,3 кг с объективом Super Takumar 6х7 105mm f/2.4 и пентапризменным видоискателем.
Хочу обратить внимание читателя на то, что некоторые источники информации вводят публику в заблуждение, утверждая, что новорожденные модели Asahi Pentax 6x7 имели механические выдержки и что, якобы затвор аппарата стал электронно-механическим лишь в 1989г.
К таковым относится, например, Википедия,
http://ru.wikipedia.org/wiki/Pentax_67 , так же авторы некоторых сетевых материалов по среднеформатным Пентаксам. Относитесь к таким сведениям критически. На самом деле на всех скоростях затвор имел электромагнитное управление с момента появления Asahi Pentax 6x7 в 1969г. Правда, электроники в аппарате до смешного мало (рис. 11), по сравнению с неимоверным количеством механики (рис. 12 и 13.) Все схемы и рисунки взяты из «Руководства по ремонту Asahi Pentax 6x7». Тем не менее, эта, казалось бы, примитивная электроника до сего времени отлично справляется со своей задачей, точно отмеряя нужные выдержки.
рис. 10. Кадровое окно Asahi Pentax 6x7
Особенности.
Отдельный орган включения питания камеры отсутствует как таковой. Питание включается автоматически вместе с взводом курка затвора и также автоматически выключается, если Вы не беспокоите камеру в течение 20с. Механизм транспортировки плёнки имеет свои особенности по сравнения с 35мм SLR-камерами. Это связано с возможностью использования разных типов плёнки: 120 или 220-й.
В российских условиях почти всегда используется тип 120. Камеру (любую «Heavy Metal») надо подготовить именно к ней. Это просто. Достаточно взглянуть на рисунок 14, который, по-моему, комментариев не требует. При сдвиге прижимного столика, меняется не только его позиция, но и усилие прижима пленки к кадровому окну. Ведь ролл-фильмы 220-го и 120-го типов имеют разную толщину. Если использовать плёнку типа 220 с установкой стола для 120 типа, фокусировка будет неточной, количество кадров на счётчике не будет соответствовать реально полученным. Ещё одно замечание: на камерах поздних модификаций цифры на переключателе типов плёнки 21/10 заменили боле понятными надписями 220/120.
рис. 11. Электроники в аппарате до смешного мало
Рычаг перемотки продвигает фильм всякий раз, когда Вы его поворачиваете, но взводит затвор только, когда плёнка готова к экспонированию. Не буду описывать технологию зарядки камеры плёнкой. Это есть в любом описании. В крайнем случае, обратитесь к видео на youtube . Замечу лишь, что отнестись к этой операции надо со вниманием, избегая перекосов установки катушек и плёнки.
После того, как плёнка заряжена, и камера закрыта, Вам потребуется несколько раз повернуть курок взвода на полный угол, до упора. При этом плёнка будет передвигаться, а затвор взводиться не будет. После последнего холостого поворота рычага, счетчик кадров установится на красную отметку «0» и произойдёт сцепление механизма рычага взвода с механизмом взвода затвора. Очередной поворот рычага (Вы почувствуете увеличившееся усилие) установит отметку счётчика на «1» и взведёт затвор. Камера готова к экспонированию.
рис. 12. Обилие механики
Если Вы установили переключатель 21- 10 (220 - 120) (рис. 14) в положение 10 (120), то после экспонирования 10-го кадра (смотри на счётчик), произойдёт расцепление механизма рычага взвода с механизмом взвода затвора. Чтобы полностью смотать плёнку на приемную катушку, после десятого кадра надо сделать ещё четыре поворота рычага взвода. Теперь открывайте камеру.
Asahi Pentax 6x7 постоянно совершенствовался. В первые годы эксплуатации были неоднократные жалобы фотографов, использовавших 220 ролл-фильм на нестабильность межкадрового промежутка и случаи перекрытия кадров. В связи с этим механизм перемотки в режиме 220 был модернизирован, правда, за счёт потери одного кадра. Теперь на 220-ом типе стало помещаться только 20 кадров, зато нарекания прекратились.
рис. 13. Куда там швейцарским часам!
Все камеры «Heavy Metal» с тех пор обеспечены очень стабильным механизмом транспортировки плёнки. Это особенно впечатляет после работы с Киевом 6С/60 или Pentacon(ом) Six. Тот, кто с ними сталкивался, знает, о чём идёт речь.
Тем не менее, очень редко, но всё-таки встречаются неисправные Пентаксы, у которых кадры лезут друг на друга. Этот недуг объясняется лишь одной причиной - аппарат побывал в руках у решительного, мускулистого, но неумелого новичка, который смог «свернуть ему шею». Свернуть её, кстати, непросто.
Как уберечь себя от подобной покупки на вторичном прилавке?
Можно отснять тестовую плёнку. Однако это долго и накладно (плёнка + проявка + ожидание).
Можно поступить по-другому, сделав это, «не отходя от кассы». Лучше, конечно, заняться этим дома в спокойной обстановке, установив аппарат на штатив. Для этого Вам понадобится ролик засвеченной плёнки, которую надо зарядить в аппарат обычным способом. Объектив нужно снять. Установить выдержку в позицию «В» и, начав с первого кадра через отверстие байонета очерчивать кадровое окно (тонкий маркер, фломастер) по периметру. Разумеется, кнопка спуска в это время должна быть нажата. И так до 10-го кадра. После разворачивания плёнки, работа транспортного механизма Вашего Пентакса будет предельно ясна.
рис. 14. В российских условиях почти всегда используется тип плёнки 120.
Камеру (любую «Heavy Metal») стоит подготовить именно к ней.
Коль скоро речь зашла о проверке избранницы в комиссионке, скажу ещё пару слов.
Ведь надо проверить работу затвора на всех скоростях. Как это сделать? Ведь без плёнки затвор не взвести.
Надо сделать следующее: распахнуть заднюю крышку. Большим пальцем левой руки повернуть влево центральный ребристый диск на счётчике кадров (рис. 15. поз. А) так, чтобы стрелка указателя счётчика ушла от нуля и показала какое-то количество кадров, скажем 1 (рис. 15. поз. В). Крепко удерживая диск в таком положении, закрыть камеру. Теперь курком можно взводить затвор и проверить его работу на всех скоростях. Счетчик при этом будет оставаться на месте. Когда распахнёте заднюю крышку, всё снова станет на свои места.
рис. 15. Так Пентакс можно обмануть.
Рис.16. Super-Multi-Coated Takumar 6x7 200mm f/4
В 1971г на рынке появились новые объективы для Asahi Pentax 6x7 с фирменным мультипокрытием Пентакса, названые «Super-Multi-Coated Takumar»: 90 LS (центральный затвор), 105, 135, 200, 500 и 1000mm. Постепенно стал освежаться весь имеющийся оптический арсенал, получая мультипокрытие и новое имя «S-M-C Takumar» (рис. 16 и рис. 9, поз. 1). Почти все обновлённые объективы сохранили свои изначальные оптические формулы.
Продолжение следует
Борис Бакст