Линейка «лёгкой» среднеформатной техники Pentax 645. Часть1.

May 06, 2011 10:55




Глава 1
В данном случае гипербола «лёгкий» используется как альтернатива эпитету «Heavy Metal». Так я условно назвал аппараты, о которых можно прочесть в статье «Среднеформатный Pentax 6x7, 67 и 67 II».
В качестве второй, дублирующей камеры для ответственной съёмки или в экспедицию, вместе с Pentax 6x7/ 67, я бы взял именно одну из разновидностей Pentax 645. Пока это не касается цифровой камеры Pentax 645D, о ней разговор будет особый.
Собственно, если не преследуется цели обязательного получения негатива или слайда максимального формата, камера Pentax 645 с достоинством может играть роль «первого номера». Помимо того, что вес корпусов всех модификаций Р645 практически вдвое меньше веса Р67, они обладают очень развитым парком высококачественной оптики, и с помощью специального адаптера (рис. 1) с успехом могут использовать всю оптику Pentax 67. «Pentax Adapter 645 for 67 lens» сохраняет возможности визирования при полном отверстии и управление апертурой.



рис. 1. «Pentax Adapter 645 for 67 lens» и Pentax 67 105mm f/2.4, готовый для установки на Р645

Pentax 645
Накопив уникальный опыт в производстве высококлассной про-камеры среднего формата Pentax 6x7, компания «Asahi Optical» приступила к проектированию и разработке аппарата с форматом кадра 6х4,5см. Уже в 1984г фирма обнародовала новинку. Называлась она Pentax 645 (рис. 2 и 3). В пресс-релизе компания позиционировала аппарат следующим образом: «оптимальная среднеформатная камера для профессиональных фотографов, занимающихся съемкой моды, дикой природы, ландшафтной съемкой, так как обладает хорошим сочетанием качества изображения, небольшого веса, компактности и мобильности». Температурный диапазон функционирования камеры, гарантированный производителем от −20 до +50град.



рис. 2. Pentax 645



рис. 3. Pentax 645 сверху

Итак, Pentax 645 - среднеформатный неавтофокусный однообъективный зеркальный фотоаппарат со сменной оптикой, рассчитанный на использование роликовой пленки типа 120, 220 или 70мм. Pentax 645 обеспечен многорежимной экспонометрией.
Оставаясь верными своим среднеформатным традициям, разработчики камеры отказались от конструкции съёмного магазина, который обычно используют в аппаратах такого класса, в пользу единой компоновки прибора. Фактически Pentax 645 представляет собой конструктивный монолит.

Правда, по поводу «монолита» есть одна маленькая оговорка. Из каких-то, совершенно непонятных (мне!) соображений, рукоятку камеры (Grip 645) (рис. 4), одновременно служащую резервуаром для 6-ти пальчиковых АА-батарей, сделали съёмной. Причём батарейную кассету можно вынимать для замены батарей, вовсе не снимая рукоятку камеры. Автономно, без этой рукоятки аппарат использовать не возможно.
Может быть так, в разобранном состоянии, упаковывать, хранить, или транспортировать камеру удобнее? Или, может быть на морозе ручку с батарейками надо носить до момента съёмки за пазухой. Но это же можно делать и с батарейной кассетой, не снимая ручки.
Помимо всего прочего, контактная группа, служащая для сопряжения рукоятки с телом камеры (рис. 4, поз. 4) - достаточно зыбкое место в комплексе мер по обеспечению надёжности всего прибора.
Сие мне непонятно, поэтому рукоятку никогда не снимал. Правда, при длительном хранении удалял из камеры батарейную кассету.
Эта конструктивная загадка была устранена уже в следующей модели Pentax 645N. Но о ней речь впереди.

Пентапризма видоискателя - жёстко встроена. Допускается лишь замена фокусировочных экранов.
Зарядка плёнкой осуществляется практически мгновенно, если используются заранее подготовленные сменные кассетные вставки (рис. 4).



рис. 4. Съёмные части конструкции Pentax 645

рис. 4
1. Кнопка спуска затвора
2. Кнопка включения питания
3. Отверстия для установки на камеру
4. Контактная группа для сопряжения с камерой
5. Откидывающиеся фиксаторы катушек
6. Стартовая метка для правильной установки подающей катушки
7. Шестерня
8. Направляющая ось для установки приёмной катушки
9. Контакты
10. Прижимной столик

У камеры-монолита есть свои определённые преимущества. Во-первых, и это самое главное, - высокая надёжность, которой Пентаксу 645 не занимать. Во-вторых, снижение себестоимости производства конструкции и стоимости её обслуживания.
Если сменная кассетная вставка для Pentax 645 обойдется Вам в 30-40$, то сменные магазины, скажем для Bronica ETR-Si или Mamiya 645 Manual Focus станут уже в 80-120$.

А уж о цене сменного магазина для Хасселя, правда он несколько из иного, 66-го лагеря, и говорить не приходится. И не дай вам Бог купить хасселевский магазин, который укомплектован кассетной вставкой с серийным номером, отличным от серийного номера корпуса самого магазина. Хлопот не оберетесь. Очень часто «непарный» комплект начинает клинить. Не даром такие некомплектные магазины продаются значительно дешевле. Почему я вдруг вспомнил о Хассельбладе? Просто потому, что в фотомире он - абсолютный критерий надёжности. Оказывается и на старуху бывает проруха. Надёжность - только при соблюдении правил игры. Кроме того, сменные б/у магазины могут «светить». Может «светить» и щель для шибера. Вообще сменный магазин это всегда предмет особых забот.

Иное дело, если Вам необходимо срочно перейти на другой тип плёнки. Здесь Pentax 645 не помощник. Поэтому в самом начале статьи я упоминал его, как камеру резервную. Если с Pentax 67 Вы работаете на слайде, то Р645 может быть заряжен негативом или ч/б. Поскольку такие всеобъемлющие задачи тревожат не многих, в более простых ситуациях можно обойтись и одним Пентаксом 645. Это моя субъективная позиция, какой и придерживаюсь.
Когда идёшь на съёмку с «Heavy Metal» (Pentax 67), точно знаешь, что будешь снимать. Знаешь разведанное место, выбрал время, нужный свет, нужную плёнку, оптику. А то и штатив с собой прихватил. С этой серьёзной камерой не гуляют по улицам, как это мы делаем с лёгеньким цифровиком на плече. Ему (Р67) вообще-то дублёры не нужны.
Другое дело в далёких экзотических экспедициях. Там обязательно понадобятся две, а для спецов, и более камер.

Вернёмся к конструкции Pentax 645.
Корпус камеры, как и многие другие конструктивные элементы, выполнен из прочного поликарбоната. Расположение органов управления пояснят рис. 5 и рис. 6.



рис. 5. Расположение органов управления Pentax 645

рис.5
1. Барабан настройки диоптрийной коррекции
2. Наглазник окуляра видоискателя
3. РС-контакт синхронизации с заглушкой
4. Выступ для крепления плечевого ремня
5. Диск включения мультиэкспонирования
6. Индикатор взведённого затвора
7. Маркерное отверстие для вертикального крепления аппарата
8. Боковое штативное гнездо
9. Заглушка гнезда для ручной перемотки плёнки*
10. Замок фокусировочного экрана (для замены)
11. Кнопка, служащая для удаления объектива
12. Байонет Р645А
13. Контактная группа
14. «Горячий башмак»

* Если при отказе батарей в отсутствии свежего сменного комплекта питания, Вам необходимо удалить кассетную вставку с недоснятой плёнкой из камеры, следует вспомнить об этом гнезде. Технологическая операция ручной перемотки плёнки довольно проста и понятна даже без перевода из картинок английского технического описания камеры. Не будем тратить на неё время.



рис. 6. Расположение органов управления Pentax 645

рис. 6
1. Фокусировочный барабан (объектив Pentax SMC-A 645 75mm f/2.8)
2. Апертурный барабан
3. Замок апертурного барабана
4. Включение светодиодной индикации в поле видоискателя
5. Кнопка установки экспокоррекции
6. Кнопка установки чувствительности плёнки
7. Кнопка для выбора режима экспонирования
8. Диск выбора покадровой «S» или серийной «С» съёмки
9. Подсвет ЖК-дисплея
10. ЖК-дисплей
11. Клавиши для установки нужных параметров**
12. Светодиодный индикатор продвижения плёнки (горит только во время перемотки к очередному кадру)

** Эти кнопки служат для установки экспозиционных параметров, в зависимости от выбранного режима экспонирования: скорость затвора и значение апертуры. С их помощью устанавливается величина светочувствительности пленки и экспокоррекция. Надо иметь в виду, что даже когда камера заряжена плёнкой, эти кнопки бездействуют, пока счётчик кадров не укажет готовности к первому экспонированию (рис. 7)



рис. 7. Внешний ЖК-дисплей

После того, как Вы вставляете в аппарат заранее снаряженную кассетную вставку и нажимаете на спусковую кнопку, вайндер аппарата автоматически проматывает раккорд и выставляет плёнку точно в позиции первого кадра (рис. 7). Первое, что необходимо сделать после этого - установить нужную чувствительность заряженной плёнки.
Благодаря встроенному вайндеру Pentax 645 может вести покадровую или серийную съёмку со скоростью 1,5кадр/с.
Кассетные вставки взаимозаменяемы для всех плёночных аппаратов Р645/ Р645 N/ P645 NII. Они бывают 3-х видов: для плёнки 120 типа, 220 типа и для плёнки 70мм.

Замечание: при покупке на вторичном рынке любой из этих камер, обратите внимание на тип вставки. Желательно, чтобы она была «120-ой». Т. е., в принципе, допустимы и две другие, однако это будет связано с постоянной головной болью, особенно в российской глубинке. С другой стороны, не стоит, из-за отсутствия нужной вставки отказываться от хорошей свежей камеры, особенно если это Р645 N или P645 NII.
«120-е» вставки постоянно фигурируют на eBay или на KEH.
Если Вы работаете с Pentax 645, снаряжённым «120-ой» вставкой, получите - 15 кадров; с «220-ой» - 30 кадров; с «70» - около 90 кадров. С аппаратами Р645 N или P645 NII дело обстоит немного иначе, но об этом, потом.



рис. 8. Элементы конструкции камеры Pentax 645

Практически всё управление камерой Pentax 645 решено в кнопочном стиле. Выпадают из этого стиля лишь дисковый переключатель выбора покадровой «S» или серийной «С» съёмки и барабан диоптрийной коррекции (рис. 8).



рис. 9. Стандартный фокусировочный экран Pentax 645со светодиодным дисплеем

Фокусировочный экран Pentax 645
Штатный экран аппарата исчерпывающе информативен. В его правом нижнем углу - светодиодная матрица (рис. 9). С её помощью оператор получает информацию о скорости затвора, апертуре, готовности вспышки и т. п. Всё подробности можно узнать из описания. А вот о том, что экран аппарата несколько темноват, даже при использовании светосильного «штатника» Pentax SMC-A 645 75mm f/2.8, там ничего не написано. Помимо штатного есть ещё 4 сменных экрана.
О питании Pentax 645



рис. 10. Батарейная кассета

Как уже говорилось 6 пальчиковых щелочных (алкалиновых) батареек АА по 1,5В располагаются в рукоятке камеры, в специальной кассете (рис. 10). Их вполне можно заменить никель-металлогидридными (NiMH) аккумуляторами типоразмера АА по 1.2В. Однако последние лучше заряжать перед каждой съёмкой и стараться не использовать на морозе.
Высший шик - литий-ионные аккумуляторы АА, но, на мой взгляд, пока неоправданное расточительство.

При эксплуатации Pentax 645 на жаре от 50град, окно ЖКД может почернеть. Но это вовсе не означает потери работоспособности. При возвращении в нормальную температуру, всё должно стабилизироваться.
В условиях сильного мороза дисплей начинает работать очень лениво. Вообще на сильном холоде лучше использовать выносное питание, которое надо хранить в тепле, за пазухой.



рис. 11. Pentax 645 снизу

В нижней части корпуса камеры имеется закрытая ниша (рис. 11), где располагается литиевая батарея CR 1220. Это долгоиграющая батарейка (производитель гарантирует ей 5 лет), используется только для обслуживания долговременной памяти электроники аппарата в отсутствии основного питания.



рис. 12. Pentax 645 в окружении сменной оптики

Объективы
Выпуск камеры Pentax 645 сопровождался линейкой первоклассной оптики для неё (рис. 12):
Широкоугольники: SMC Pentax-A 645 45mm f/2.8 и SMC Pentax-A 645 55mm f/2.8 (рис. 13)
Штатные объективы: SMC Pentax-A 645 75mm f/2.8 и SMC Pentax 645 LS 75mm f/2.8 (объектив со встроенным межлинзовым центральным затвором; используется в основном при необходимости высокоскоростной синхронизации вспышки до 1/500с) (рис. 13)
Телеобъективы: SMC Pentax-A 645 150mm f/3.5; SMC Pentax-A 200mm f/4 и SMC Pentax-A 645 300mnn f/4 ED (IF) (рис. 14)
Зум-объектив: SMC Pentax-A 645 80-160mm f/4.5 Zoom (рис. 15)



рис. 13. Оптика для Pentax 645



рис. 14. Оптика для Pentax 645



рис. 15. Зум для Pentax 645

Pentax 645 выпускался и успешно продавался до 1997 года. В 1992 году компания Asahi Pentax небольшой серией выпустила эксклюзивный вариант камеры для представительских нужд Pentax 645J (рис. 16). Его отличительные особенности - лакированный корпус и отделка позолотой.



рис. 16. Pentax 645J

Некоторые важные технические характеристики Pentax 645:
Среднеформатная моторизованная плёночная про-камера
Крепление объектива: байонет Pentax 645 A
Размер кадра: 6x4,5 (56x41,5мм)
Видоискатель: пентапризменный, жёстковстроенный; взаимозаменяемые фокусировочные экраны; область визирования 92 % площади кадра по вертикали и 93% по горизонтали; увеличение 0.75х с объективом 75мм объектив в бесконечности; светодиодный дисплей; диоптрийная коррекция от -5 до +2 D
Внешний ЖК-дисплей: индикация экспорежима, скорость затвора, счётчик кадров и т. д.
Зеркало: постоянного визирования
Тип затвора: электронно-управляемый шторно-щелевой фокальный, с вертикальным перемещением матерчатых шторок. Диапазон скоростей 1/1000 - 15 с, B. Максимальная скорость синхронизации вспышки 1/60с
Фокусировка: ручная.
Экспозамер: TTL, центровзвешенный при открытой апертуре, в диапазоне 3-19 EV с объективом 75mm f/2.8 и ISO 100
Режимы экспозамера: программный автомат, приоритет выдержки, приоритет диафрагмы, ручной режим, режим TTL вспышки
Вспышка: TTL (OTF-замер), «горячий башмак», РС-разъем для несогласованных студийных вспышек
Экспокоррекция: в диапазоне ±3 EV с шагом в 1 EV.
Репетир диафрагмы: есть
Мультиэкспонирование: возможно
Установка значения ISO плёнки: вручную в диапазоне 6-6400.
Зарядка плёнки: полуавтоматическая для типов 120, 220 и 70мм с предварительной установкой на стартовую метку
Размеры: 147 (Ш) x 109 (В) x 117 (Г) мм
Масса: 1320 г с ручкой и вставкой, но без объектива и элементов питания.

Продолжение следует
Борис Бакст
 

5, pentax, pentax 645, 6х4, среднеформатная камера

Previous post Next post
Up