К заметкам о современнике

Jun 22, 2011 13:00






В одном из номеров Фотокурьера, читатель уже мог познакомиться со статьёй похожей по названию. Речь в ней шла об опыте близкого знакомства с камерой Nikon F90X и её сегодняшней актуальности. Почему мы вообще возвращаемся к этим вчерашним позициям? Всё объясняется просто. Яркий и безудержно-лукавый рекламный шквал цифры приносит определённые положительные плоды, одаривая вторичный рынок высококлассной плёночной техникой с ценой, о которой ещё пару лет назад можно было лишь мечтать. По моим наблюдениям многие серьёзные фотографы, вышедшие из компьютерного мира, перепробовав массу блистательных возможностей цифры в репортаже, дизайне или рекламе, рано или поздно приходит в мир классической серебряной фотографии. Фотограф же, воспитанный «на серебре», всегда мечтает о приобретении наиболее совершенного и надёжного инструмента для работы. Вот тут возникает альтернатива, - какую плёночную модель сегодня купить. Поскольку автору более близки камеры Nikon, да и объём статьи ограничен для глобального анализа всех потенциалов, поговорим именно о них.

Возможностей, в смысле выбора моделей, сегодня достаточно (акцент на слове сегодня не случаен). Это означает, что на отечественном вторичном фото рынке сегодня царит оживление, касающееся оборота весьма достойного арсенала Никона: Nikon FM-3A, Nikon F90 /F90X, Nikon F100, Nikon F4, Nikon F5, Nikon F6. Мне кажется, что это оживление не на долго и вскоре, особенно, профессиональные модели осядут в чьих-то закромах навсегда. Ведь купить их можно сейчас в 2-4 раза ниже их первоначальной стоимости.
Камеры Nikon FM-3A, Nikon F100, Nikon F5, Nikon F6 продаются и на первичном прилавке - что-то из старых запасов, что-то с конвейера. Но о них мы говорить не будем, эти приборы чрезмерно дороги, а по сему мало интересны.
Камеры с прилавка Second Hand: Nikon FM-3A, Nikon F90 /F90X из рассмотрения исключаю: первую, по причине абсолютной, с моей точки зрения, несуразности соотношения цена/качество, а о второй, читай статью - «Заметки о современнике» ФОТОКурьер №10, 2005 г.



рис. 1. Камера любительского класса Nikon F100

Несколько слов о камере любительского класса (курсив автора) Nikon F100 (рис 1). Не смотря на множество её достоинств (не много отличающихся от Nikon F90X, с программирующей крышкой MF-26), камера приобрела и некоторые недостатки.
В первую очередь они сказались на качестве её отделки. После недолгого времени эксплуатации, облицовочная резина на выступе под правой рукой, начинает отслаиваться и висит пузырём. Это явление носит массовый характер и относится не только к Nikon F100, но и к такому серьёзному инструменту, как Nikon F5. Как будет вести себя в этом смысле F6, сказать пока трудно. Создаётся впечатление, что после безупречной, со всех точек зрения камеры Nikon F4, компания постепенно начинает сдавать свои позиции, относительно дизайна и надежности конструкции, полностью увлёкшись электронными глубинами изделия.

Nikon F100.
Как не странно, его задняя крышка - пластиковая и заметно люфтующая. При использовании тяжёлых объективов, центр тяжести камеры смещается вперёд и аппарат, очень неудобно, повисает объективом вниз. При попытке перевести его в горизонтальное положение, большой палец правой руки инстинктивно упирается в заднюю крышку, которая при этом издаёт неприятный скрип. Бороться с этим опрокидывающим эффектом на камерах Nikon F90X и Nikon F100, можно единственным способом, используя соответствующие бустеры MB-10 (F90X) и MB-15 (F100). Оба эти устройства прекрасно балансируют камеры, даже при использовании тяжёлых телевиков. Камерами, вооружёнными бустерами гораздо комфортней работать при съёмке вертикального кадра, поскольку и MB-10 для F90X и MB-15 для F100 имеют для этого дополнительную спусковую кнопку, которую при ненадобности можно заблокировать.
Nikon F100, впрочем, как и F90X, имеет существенный недостаток: у них нет окошка ADR (Aperture Direct Readout - прямое считывание действующего значения диафрагмы с оправы объектива), поэтому при работе мануальными объективами диафрагму в видоискателе Вы не увидите.
Более того, даже по сравнению с F90X, казалось бы, более современную камеру F100 лишили традиционного способа управления диафрагмой. Это замечательно для примитивных «G» - объективов (без кольца диафрагмы), и совсем не здорово для серьёзной камеры. Режим «приоритета диафрагмы» для объективов AF, AI или AIs, без встроенного микропроцессора (CPU) у F100 не предусмотрен. Этот огромный парк оптики можно использовать лишь в режиме «приоритета выдержки», или в ручном режиме. При этом матричный экспозамер не возможен. С объективами non-AI к камере Nikon F100 подходить не следует, сломаете и то, и другое.
По-прежнему многие пользователи F100, как и в случае с F90X, сетуют на малую площадь визирования, всего 96% от площади кадра, против 100% у PRO моделей, и отсутствие фиксации зеркала в поднятом положении, забывая о том, что фирма никогда не позиционировала Nikon F100, как профессиональный инструмент. А 100% видоискатель это прерогатива профессиональной камеры. И. не смотря на то, что площадь видоискателя несколько выросла по сравнению с F90X (92%), его ограниченность, особенно после работы с Nikon F3/F4/F5, вызывает дискомфорт, а иногда и просто невозможность регистрации явных просчётов. И не надо уповать на то, что в минилабе, который строится в расчёте на мыльницу, Вам всё равно выдадут 85% площади изображения. Когда-то, Вы всё равно придёте к тому, что будете печатать полный кадр, или сканировать всю его площадь. Да и слайду ещё далеко до предрекаемой кончины.

Приведу пару примеров просчётов при ограниченности видоискателя, с которыми приходилось сталкиваться:
1. Во время съёмки Вы не сможете увидеть явного виньетирования, которое создаётся некоторыми фильтрами при работе широкоугольником.
Конкретный пример: Nikon F100 + очень неплохой широкоугольный зум Tokina AF 19-35mm f/3.5-4.5 (в позиции 19мм) + циркулярный поляризационный фильтр диаметром 77мм. «Tiffen». В видоискателе «сотки» как будто всё в порядке. В видоискателе же профессиональной камеры, Вы сразу обратите внимание на затемнение уголков изображения. Специфика конструкции поляризационного фильтра такова, что он практически вдвое выше фильтра обычной конструкции, который виньетирования не вызывает. Это не следует относить к недостаткам фильтра. Это последствия экономии при создании конструкции неплохого, но всё же бюджетного объектива. При использовании того же «полярика» 77мм. Tiffen, с объективом Tokina ATX AF17mm f/3.5 PRO, никакого виньетирования не возникает.
2. Другой пример. Используя моделирующий свет вспышки (скажем при макросъёмке), мы обычно проверяем перед съёмкой, если есть ли нежелательные тени, брошенные фронтом объектива на объект. Однако, при просмотре через видоискатель с меньшим охватом кадра, мы не всегда сможем сделать правильную оценку.

О фиксации зеркала в верхней позиции.
Отсутствие этой опции достаточно освещено в рассказе о Nikon F90X. Все те же аргументы распространяются и на Nikon F100. Стоит лишь напомнить негодующему пользователю, что сам механизм фиксации зеркала, как и предполагает негодующий, не так уж и дорог. Проблема состоит в том, что простой, лёгкий ламельный затвор Nikon F90X /F100, при высокой чувствительности используемого материала и полностью открытом отверстии объектива, не всегда надёжно защитит плёнку от паразитной подсветки, здесь роль дополнительного защитного экрана играет зеркало. Ведь именно поэтому и легендарные не автофокусные никоновские модели, с лёгкими ламельными затворами FE2, FA, FM2 и FM3А, во избежание вуалирования изображения сквозь ультратонкие пластины затвора, не имеют фиксации зеркала в верхней позиции.
Другое дело профессиональные модели Nikon F4 /F5/ F6. Затвор у них, чуть ли не самый дорогой узел конструкции. Шторки ламельные, с вертикальным перемещением, двойные. Основные, очень тонкие пластины затвора изготовлены из композитного углеродистого материала. Второй ряд, расположенный непосредственно перед первым выполнен из твёрдого алюминиевого сплава. Вот лишь такая шторка - бутерброд позволяет держать зеркало в поднятом положении сколь угодно долго.
Что касается других замечаний по поводу Nikon F100, это в первую очередь чрезмерное энергопотребление; неудобства, вызванные затягиванием хвоста плёнки в кассету при обратной перемотке; слабая пыле - влагозащищённость и не очень дружественный интерфейс.
Я сделал упор на некоторые слабые стороны камеры лишь потому, что в цветистых рекламных буклетах, Вы, конечно, ничего об этом не прочтёте. Собственно рассмотренные претензии обладателей Nikon F100 и недостатками то называть неправомерно (площадь визирования 96% и отсутствие фиксации зеркала в поднятом положении - законный статус камеры любительского класса). Если Вас заинтересуют ещё какие-нибудь подробности, касающиеся Nikon F90X/ F100, перечитайте статью «Заметки о современнике» ФОТОКурьер №10, 2005 г. 


рис.2

На очереди у нас ещё три позиции: Nikon F4, Nikon F5 и Nikon F6.
По моему разумению две первые камеры - истинно профессиональные инструменты, а Nikon F6 (рис. 2) - бесспорно профессиональная камера, но она ориентирована скорее на репортёров. Это, безусловно, умнейшее создание, лишено традиционной никоновской всеядности. У F6 - жёстковстроенная пентапризма. Это несколько ограничивает возможности аппарата, что сразу же выносит его за скобки системности. Не буду рассказывать сейчас о преимуществах сменных видоискателей, скажем для работ «макро», или «репродукции». Об этом планирую написать следующий рассказ. Во всяком случае, в качестве универсального прибора, покупать Nikon F6 я бы не решился, тем более что стоимость его, даже на вторичном прилавке более 40000 р.



рис.3

Nikon F5 (рис. 3)
Великолепный инструмент, но даже на вторичном рынке, в хорошем состоянии он очень дорог. В понятие «хорошее состояние» я включаю, как правило, отслоившуюся и висящую пузырём облицовочную резину на выступе под правой рукой.
С точки зрения скорости автофокусировки F5 несомненный лидер в семействе Никон. Так что, если Вы собираетесь совершенствоваться в съёмках спорта, или других стремительных процессов, да ещё в режиме серийной съёмки 8 кадров/сек., альтернативы Nikon F5 Вы не найдёте, разве, что Nikon F6.
А вот сложнейший экспонометрический анализ, который проводит Nikon F5 при измерении экспозиции (TTL 3D Color Matrix Metering по 1005 точкам, с учетом расстояния до объекта и цветовых характеристик сцены) по моему мнению, хорошая рекламная приманка. В равных условиях с F5 - Nikon F90X, со своим матричным 8-ми сегментный ЗD-замером, с учетом расстояния до объекта, или Nikon F4, с обычным матричным 5-ти сегментным замером, без учета расстояния до объекта, дают практически идентичные результаты. Т.е. система TTL - замера уже до того отточена, что любые, самые изощрённые подходы к её совершенствованию, мизерно влияют на конечный результат. В сложных световых ситуациях, при ответственной съёмке, всё равно полагаться на самую умную экспонометрию камеры не приходится. Тут нужен хороший экспонометр, брекетинг и опыт.
Nikon F5 не умеет менять габаритов, он всегда большой. В отличие от других моделей, его бустер не отделим от камеры. Даже если Вы собрались работать плоскими, миниатюрными «блинчиками» Nikkor GN 45mm f/2.8 или Nikkor 45mm f/2.8Р (см. рис 4), камера останется тем же Гулливером.


рис. 4. Плоские миниатюрные объективы Nikkor GN 45mm f/2.8 и Nikkor 45mm f/2.8Р





рис. 5. Устройство подъёмного упора на байонете камеры для установки оптики non-AI

Наглядность интерфейса Nikon F5 лично у меня восторгов не вызывает. Здесь необходим определённый автоматизм, который впрочем, быстро достигается постоянным общением с камерой.
Преимущества, присущие всем pro-моделям (кроме Nikon F6 и цифровых регистраторов):
- первое и самое главное - зеркало 100% визирования;
- сменный видоискатель и набор сменных экранов
- возможность использовать любые, без исключения, объективы, включая non-AI*
* Примечание: в полной мере это распространяется на pro-модели Nikon F3 и Nikon F4. По не совсем понятным причинам, принимать объективы non-AI, или, как их ещё принято называть pre-AI, могут не все Nikon F5. Скорее всего, этой способностью была наделена какая-то небольшая специальная, заказная серия. Для установки на камеру объективов старых типов, «лапка», служащая упором апертурного гребня объектива на байонете камеры, должна иметь возможность подниматься (рис. 5).



рис. 6. Nikkor 55mm f/3.5 Micro Compensating и Nikkor 5,8cm f/1,4

Не буду углубляться в тонкости механических взаимодействий, об этом уже много сказано в других работах. Изображённый на рис. 3 Nikon F5, таким устройством не оборудован, следовательно, на него объектив non-AI, без его доработки установить не возможно. А ведь среди объективов эпохи non-AI или pre-AI, встречаются настоящие «легенды», которые в вариантах AI или AIs никогда не повторялись, например: Nikkor 55mm f/3.5 Micro Compensating или Nikkor 5,8cm f/1,4 и т.д. (рис. 6).



Наконец, Nikon F4 (рис.7)
На мой взгляд, сегодня это самая разумная находка, для которой коэффициент цена/качество сейчас установился просто мизерный. В хорошем состоянии F4 можно разыскать за 15000р. Эта камера была сделана Никоном очень качественно и надёжно. Никаких отслоений покрытий, даже после многих лет службы на ней Вы не увидите. Наработка затвора на отказ, такая же, как у Nikon F5 - минимум 150000 циклов. Надёжность всех систем великолепная.
В первую очередь подкупает модульная конструкция F4, которую Вы можете вылепить, исходя из своих предпочтений, не обременяя себя лишним весом и габаритами (рис. 8). Все подробности подобных комплектаций изложены в книжке Б. Бакста и И. Бажана «Никон, как тебя понимать?» (Вспышки и аксессуары Nikon).



рис. 8. Различные варианты комплектации Nikon F4

Nikon F4 обеспечивает работу любыми объективами Nikkor. При использовании неавтофокусных объективов всех типов, в окне видоискателя обеспечивается светодиодное подтверждение правильности фокусировки. Как и положено профессионалу, Nikon F4 оборудован системой ADR (Aperture Direct Readout - прямое считывание действующего значения диафрагмы с оправы объектива), поэтому при работе мануальными объективами, Вы видите установленную диафрагму в видоискателе камеры.
Nikon F4 обеспечивает матричное измерение, не только с AF - объективами, но и с мануальной оптикой AI или AIs. Все прочие автофокусные Никоны: Nikon F90 /F90X, Nikon F100, Nikon F5, Nikon F6 работают с объективами AI или AIs лишь в режиме центровзвешенного замера. Для объективов non-AI или pre-AI, Nikon F4 допускает лишь режим центровзвешенного замера.
Дизайном камеры, как уже повелось с начала проектирования предыдущей модели Nikon F3, занимался известный итальянский автомобильный стилист Girogetto Guigiaro (Джиорджетто Джиуджиаро). Любопытны две фотографии прототипов Nikon F4, который в период разработки именовался Nikomat - ML (рис. 9).



рис. 9. Прототипы Nikon F4 (Nikomat - ML)

Размещение средств управления и информации на F4 исчерпывающе продумано. Верхняя панель камеры по стилю напоминает традиционные проекты F, F2, и F3. Она очень эргономична и информативна. Одного взгляда только на верхнюю панель камеры достаточно, чтобы оценить правильность основных установок (рис. 10). Абсолютно все переключатели и выключатели снабжены блокирующими кнопками, во избежание случайностей (рис. 11).



рис. 10. Верхняя панель Nikon F4



рис. 11. Правая часть верхней панели:

1 - кнопка, блокирующая диск экспокоррекции; 2 - переключатель режимов экспонирования; 3 - механический счётчик кадров (дублирующий); 4 - рычаг мультиэкспозиции; 5 - блокировка рычага разрешения ручной обратной перемотки; 6 - блокировка диска переключения скоростей затвора; 7 - рычаг включения подсвета дисплеев видоискателя.

Многие функциональные системы камеры дублируются. Скажем, помимо электронного спускового тросика, можно использовать обычный, механический (рис. 12). Имеется два счётчика кадров, один на дисплее видоискателя, другой, механический, на своём привычном месте (рис. 11). Nikon F4 имеет две системы обратной перемотки плёнки: ручную, с помощью привычной рулетки, или механическую, от соответствующего двигателя. Посему не существует никаких проблем затягивания хвоста плёнки в кассету. Кроме того, при «умирающих» батареях, ручная перемотка - «палочка-выручалочка». Когда не грозит цейтнот, предпочитаю именно такую перемотку, чтобы не нагружать батареи.



рис. 12. Nikon F4 сзади

Раз уж речь зашла о батареях, скажу несколько слов о питании камеры. Если Вам не нужна скорость протяжки 6 кадров/сек. и Вы используете камеру в минимальной комплектации Nikon F4 (рис. 8), аппарат будет весьма сдержан в аппетитах. Комплекта из 4-х обычных пальчиковых батарей АА (LR6), при температуре 20 гр., хватает на 30 роликов плёнки.
Как Вы уже заметили, практически все органы управления камерой сосредоточены на верхней панели. Задняя крышка в этом смысле совершенно свободна (рис. 12), если только вместо неё не используются сменные датирующий MF-22 или программирующий MF-23 блоки (подробности см. в упомянутой книжке: «Никон, как тебя понимать?» [Вспышки и аксессуары Nikon]).
На передней панели, под правой рукой традиционно расположен репетир диафрагмы с рычагом подъёма зеркала, а чуть ниже - две кнопки: замок фокуса и замок экспозиции. Причём функционально их можно объединить поворотом рычага, соосного с кнопкой замка фокуса (AF-L). Эти кнопки использовать очень удобно, не глядя: одна из них выпуклая, другая вогнутая. Пальцы это быстро осваивают (рис. 13).



рис. 13. Органы управления камерой на передней панели:
              1 - рычаг подъема зеркала; 2 - репетир диафрагмы; 3 - рычаг, позволяющий совместить функции кнопок AF-L и AE-L (замка фокуса и замка экспозиции; 4 - кнопка  замка фокуса

Коробка Nikon F4 содержит 1750 деталей, включая четыре двигателя, молниеносно исполняющих все механические операции в теле камеры. Основа камеры - жёсткие алюминиевые блоки, изготовленные методом точного литья под давлением. Эти конструкции, с фрезерованными полостями придают «четвёрке» несгибаемую жёсткость и долговечность (рис. 14). Крепёжные винты (не саморезы) за счёт утолщений стенок в местах крепежа, сидят настолько основательно, что после мощных виброперегрузок и ударов, ничуть не ослабляют конструкции. Камера сделана очень основательно. Она прекрасно  герметизирована, включая съёмные элементы: пентапризму и батарейный отсек.



рис. 14. Скелет Nikon F4

Камера имеет четыре сменных видоискателя со 100 % полем визирования. Мы немного задержимся лишь на стандартной пентапризме DP-20 (рис. 15). На её вершине располагается стандартная ISO TTL горячая колодка для вспышки, или её аксессуаров. Контакты колодки оборудованы схемой защиты от высоких синхронизирующих напряжений. Т.е. можно безбоязненно экспериментировать со вспышками других производителей. В случае несогласованности, камера просто их отвергнет.
Помимо этого, на передней панели камеры имеется коаксиальный - РС контакт, не TTL. DP-20 - единственный видоискатель, который предлагает все виды экспозамера: матричный, центровзвешенный или точечный. Переключатель режимов расположен на теле самой пентапризмы (рис. 15, поз.2). Слева от него - регулятор диоптрийной коррекции окуляра, с глубиной подстройки -3 +1 диоптрия. Точка фокуса окуляра вынесена на 22мм. Это означает, что всё поле видоискателя Вы видите, не упираясь глазом в окуляр, и можете, с успехом, пользоваться очками.



рис. 15. Стандартная пентапризма DP-20

Хочу ещё раз подчеркнуть, что Nikon F4 не требует от объектива обязательного наличия CPU, чтобы использовать матричный экспозамер (это единственная камера Никон с такими возможностями). Вы можете работать с любыми объективами AI, AIs или AF, используя матрицу. Пентапризма DP-20 - сложный оптоэлектронный прибор, имеющий свой микрокомпьютер. Когда камера ориентирована для съёмки вертикального кадра, ртутный переключатель, расположенный в теле пентапризмы переориентирует выводы пятисегментного матричного датчика для вертикальной компоновки кадра. Таким образом, ориентация матрицы постоянно отслеживает положение камеры.
Nikon F4 может использовать 13 разнотипных, специально предназначенных для него, сменных фокусировочных экранов (рис. 16). Кроме того, очень авторитетная американская компания «Beattie Intenscreen», Rochester (Битти Интенскрин), которая специализируется на разработке и изготовлении высококачественных ярких фокусировочных экранов для камер разных изготовителей и форматов, предлагает для Nikon F4 целый ряд своих изделий. Правда, экраны «Beattie Intenscreen» дороги. Для F4, F5, F6 экран обходится 120$. Нестандартная яркость некоторых никоновских экранов, а тем более экранов «Beattie Intenscreen» может привести к искажениям результатов экспозамера. Чтобы этого не происходило, в паспорте каждого экрана указана экспопоправка, которую Вы устанавливаете на самой пентапризме DP-20. Делается это очень просто: Вы вращаете шлиц на нижней стороне пентапризмы, до появления в окошке соответствующего значения поправки (рис. 15, поз.1). Для стандартных типов большинства никоновских экранов (B, E, K, P, J) никаких регулировок не требуются.

При покупке камеры на вторичном прилавке, надо иметь острый глаз и некоторый технический опыт. Особенно это касается моделей профессионального класса. Первое, и самое главное не нарваться на камеру, которую усердный профи довёл до полного изнеможения. Впрочем, подобную жертву можно увидеть сразу, не открывая задней крышки. У нее, как правило, до металла ободраны грани пентапризмы и верхнего моста.
При выборе камеры не помешают и знания биографии намеченной модели. Каждый корпус камеры и объектив, когда-либо изготовленные Никоном в течение всех лет производства постоянно совершенствовались, никогда не замерзая в статике. Порой последняя модель серии разительно отличалась от первых серийных образцов. Последний Nikon F4 сошёл с конвейера в 1998 г. Согласно прайсам, публиковавшимся в английском журнале «Practical Photography» в сентябре 1997 г. камера Nikon F4 предлагалась тогда за 2000 фунтов, Nikon F4s - за 2100 фунтов, а только появившаяся тогда Nikon F5, за 2400 фунтов.
За годы производства 1989 -1998 г. (в продаже камера оставалась гораздо дольше), в конструкцию Nikon F4 было внесено более 400 изменений. Многие доработки доступны нашему восприятию, особенно косметические изменения, но большая их часть касается внутренних перестроек, которые Никоном никогда не разглашаются.



рис. 16. Замена фокусировочного экрана

Серийный номер Nikon F4 находится на задней части верхнего моста, справа. Он семизначный и пишется справа от слова Nikon. Согласно всем источникам первый известный номер был «Nikon 2000201». Уже к № 2180000 было сделано множество изменений: улучшена печать круговой шкалы скоростей затвора (на первых моделях она была мало разборчива и краска осыпалась), улучшен сам механизм головки переключения скоростей затвора. Обрезиненная металлическая задняя крышка камеры стала значительно толще. Теперь вы чувствуете в руках прочный монолит, даже если камеру неуклонно тянет «носом» вниз огромный телевик. И т. д., всего не перечислишь. Многие авторы сходятся на том, что «последний» серийный номер Nikon F4 № 2 580 000. Естественно, приобретая камеру желательно взглянуть и на её серийный номер. Не смотря на возможное идеальное состояние намеченной кандидатуры, это подскажет Вам, в какой мере её коснулись усовершенствования, вводимые в процессе производства.
Считается, что последнее изменение, доступное наблюдателю, было сделано на камерах с серийными номерами между 2400000 и 2500000. Это некое углубление впереди контактной группы колодки ISO, на вершине пентапризмы DP-20. В это углубление заходит подпружиненный штырь башмака вспышки (SB-24/ 25/ 26 и т.д.) при её установке на камеру, для улучшения фиксации.
Мне это замечание исследователей кажется не совсем правдоподобным. В отличие от Nikon F, F2, и F3, которые собирались полностью на заводе Mito в Токио, F4 оказался настолько сложен, что практически все его модули изготовлялись на различных заводах, со своей специализацией. Узел затвора разрабатывался и собирался на заводе Ohi (Токио), видоискатели прибывали с предприятия Tochigi (север Токио), которое специализируется на оптике. С завода Sendai (север Японии) прибывали электронные модули. Только потом, всё комплектующие на конвейере конечной сборки в Mito, превращались в готовые изделия - Nikon F4. Таким образом, на «старый» корпус камеры при её комплектовании, могли водрузить «новую» пентапризму и наоборот.
Во всяком случае, в поиске камеры, надо стремиться к более позднему серийному номеру.
Можно ориентировочно вычислить год рождения предполагаемого кандидата. Для этого из серийного номера выбранной камеры вычтите 2100000 и разделите результат на 60000 (5000 - количество F4, производимых в месяц согласно пресс-релизу Nikon от 12/88, следовательно, в год их производилось примерно 60000). Затем число полученных лет прибавьте к 1989 г.
Например, моя камера с № 2479669 получается рождённой в середине 1995 г., и надо сказать, что при этом, она себя прекрасно чувствует.
(2479669 - 2100000) / 60000 ≈ 6,3 + 1989 = 1995 г.
Этот генеалогический приём не работает для корпусов F4, серийный номер которых начинается с 22. Возможно, Никон в ранние годы производства делал камеры гораздо интенсивнее. В последние годы производство несколько замедлилось, так что и для поздних номеров этот метод весьма условен.

nikon, nikkor

Previous post Next post
Up