Мне приходится общаться с молодежью, так как профессия обязывает. И не могу сказать, что мне это общение в тягость, - наоборот, я с удовольствием разговариваю с ними на разные темы. Но в последнее время меня стал настораживать их культурный уровень: не то чтобы его нет совсем, но он очень низкий и все снижается с каждым годом.
Среди преподавателей актерского мастерства ведется давний спор: что есть ученик - сосуд который надо наполнить, или факел, который надо зажечь? Я всегда считал, что факел, и зажечь в нем эмоциональный, душевный огонь - моя главная задача. Но последнее время начинаю понимать, что пока этот сосуд не наполнишь хотя бы минимальным культурным уровнем, зажигать там нечего - пустота не возгорится. Я не хочу обвинять всех в бескультурии и бездуховности, вовсе нет: молодежь, как и во все времена, разная, и это хорошо. Но если 10 лет назад студенты на простейшем тесте из нескольких картин великих мастеров живописи могли назвать не меньше 6-7 картин, то сейчас мало кто преодолевает барьер из двух, не знают даже Айвазовского и Васнецова.
Но поговорить я хочу не о живописи, а о литературе. Вот совсем недавний случай. Задаю я группе студентов задание: найти стихотворение, которое в них что-то будит, цепляет, которое им не просто нравится, а которое им созвучно. И времени на поиски у них было предостаточно - неделя, и ограничений никаких - даже учить стихотворение не надо было, просто найти. И вот что мне принес один из студентов:
В степи, покрытой пылью бренной,
Сидел и плакал человек.
А мимо шёл Творец Вселенной.
Остановившись, Он изрек:
“Я друг униженных и бедных,
Я всех убогих берегу,
Я знаю много слов заветных.
Я есмь твой Бог. Я всё могу.
Меня печалит вид твой грустный,
Какой нуждою ты тесним?”
И человек сказал: “Я - русский”,
И Бог заплакал вместе с ним.
Сказать, что я был шокирован, это все равно что ничего не сказать. Я попытался выяснить у студента: о чем этот стих, чем он тебе близок, почему ты принес мне именно это? Не получив внятного ответа, я обратился к аудитории из шести человек разных возрастов: как вы понимаете этот стих, нравится он вам или нет. Оживленной дискуссии не получилось, мне надо было продолжать занятие, и я сменил тему. Но забыть это творение у меня не получилось, в конце занятия я спросил у принесшего сие - кто автор произведения? На что тоже ответа не получил. Пришлось воспользоваться помощью интернета и, оказалось, это не поделка поэта-самоучки, а стих признанного поэта, члена Союза писателей, лауреата множества литературных премий Николая Зиновьева. Он даже один из своих сборников стихов назвал «Я Русский», - подозреваю, что в честь этого стихотворения. Решил ознакомиться с творчеством поэта поглубже, почитал его стихи - легче не стало: не то чтобы они совсем плохи, но и хорошими их не назовешь. Не буду я его цитировать, не хочется, - лично мне и «Я Русский» хватило. Но что меня удивило еще больше: оказывается, такая поэзия востребована в народе, - на это стихотворение много ссылок, много восторженных благодарностей. Вот, можете почитать комментарии
http://www.avs75.ru/article-550.htmlКому-то такое действительно нравится. Из комментариев к стиху я узнал, что как минимум несколько строк из него прозвучало в сериале «Версия - три», я не знаю ни что это за сериал, ни по какому каналу его крутят, но раз людей это цепляет, значит, встреча состоялась - товар нашел потребителя. И грустно мне становится за людей, в которых даже такие стихи что-то будят, - это какой низкий уровень культуры должен быть? А как же Некрасов, Маяковский, Блок, Есенин … я уже не говорю про Пушкина с Лермонтовым... Это до какой же степени нужно не любить свою культуру… С молодым человеком, который окунул меня в это, еще не всё потеряно, - мы с ним еще поговорим, я покажу ему разницу между настоящим искусством и дешёвой поделкой, наполню этот кувшин прежде чем зажечь, но как много еще таких мальчишек и девчонок, с которыми наше современное образование проводит такие варварские эксперименты. Педагог, не умеющий привить ребенку любовь к литературе не имеет права преподавать этот предмет! Я очень люблю один замечательный советский фильм «Доживем до понедельника» и считаю, что каждый учитель должен минимум раз в год этот фильм пересматривать, и сравнивать себя с героем Тихонова, и задавать себе вопрос: а имею ли я право работать с детьми?
И еще я обращаюсь ко всем: к родителям, к ученикам, к педагогам - так нельзя! Реформа образования губит это самое образование! Пора положить этому конец! Если мы не прекратим эту губительную реформу, то мы потеряем самое дорогое, что у нас есть: мы потеряем наших детей!
А если уж вы хотите гордиться тем, что вы Русский, то не плачьте, как герой стихотворения, а начинайте читать, смотреть, учить. Нам есть чем гордиться: литература, живопись, поэзия, кинематограф - многие мастера трудились над тем, чтобы всё это было искусством. И трудились не только русские, ведь Россия многонациональная страна, и поэзия Расула Гамзатова или фильмы Параджанова вошли в классику мировой культуры как русские. Давайте начнем показывать детям то, чем они смогут гордиться по праву. Раз с этим не справляется школа, значит самое время вспомнить родителям, что ребенка мало родить, - его надо еще и воспитать, привить ему любовь к настоящему, научить отличать это самое настоящее от мусора и шелухи. Родители, вся надежда на вас!