Никогда не гонялся за кино-новинками, современные фильмы смотрю нередко спустя несколько лет, после того, как они вышли в кинотеатре. На днях посмотрел "Я - легенда" с Уиллом Смитом в главной роли.
Сюжет большинству, я думаю, известен: планету поразил смертельный
вирус, немногие выжившие переродились в подобие агрессивных зомби, боящихся дневного света. Главный герой - вероятно последний человек на Земле, военный биолог с иммунитетом к этому вирусу.
Решив остаться в Нью-Йорке, эпицентре распространившейся заразы, и сказав семье и, главное, себе что-то в духе "Этого здесь не будет. Папа все исправит" он действует не как типичный герой-одиночка, воспетый большинством голливудских экшенов.
Герой - ученый, сильный, волевой, дисциплинированный, действует системно, идет к цели - победить эпидемию, разработать вакцину, способную вернуть человечеству человеческий облик.
Все в его каждодневном распорядке подчинено этой цели: по графику проведение опытов, ведение видеожурнала, ездит по городу с радиотранслятором и назначает встречу всем возможно выжившим в одно время в одном и том же месте, каждый день приезжает в назначенное место. Доктор Невилл не просто не заражен, он сохраняет порядок в своем доме, вещи отглажены и сложены в стопку, держит себя и собаку в форме и чистоте. Часы с секундомером и таймером, как символ порядка и осознанной жизни в мире разрухи и абсолютного хаоса.
Распорядок и движение стали скорлупой, защитной оболочкой, позволяющей выдерживать колоссальное давление.
И ключевая составляющая этой оболочки - это Боб Марли. Герой напевает его песни не только потому, что "песня строить и жить помогает". Главное, что его восхищает в Марли - его намерение "излечить" мир от зла и ненависти, сделать его лучше, его поступок, когда он с пулевым ранением вышел на концерт, объяснив это так: "Люди, которые пытаются сделать этот мир хуже, не делают выходных, почему я должен?"
Так и доктор Невилл не позволяет себе выходных, пока не добьется своей цели - не излечит мир.
Он постоянно пересматривает запись передачи, в которой презентуется новое лекарство от рака, которое и вызвало потом эпидемию. И хотя не был напрямую связан с разработками этого лекарства, он берет на себя вину и ответственность за то, что не предусмотрел последствий, не предотвратил катастрофу.
Вспоминая то, как пытался оградить свою семью и эвакуировать из города, он, наверное, трагически осознает, что нельзя спасти своих близких, не спася все человечество. Он чувствует ответственность и сожаление, что не понял этого раньше, поддался биологическому страху и погубил их. По горькой иронии, его дом оказался едва ли не самым безопасным местом на зараженной планете.
Приняв это, он все же не ломается под этой тяжестью, а берется все исправить, искупить. Данное семье обещание и идея искупления наполняет его жизнь смыслом, не позволяя его миру окончательно рухнуть.
На сцену выходит новый герой - способный биться, отвечать на брошенный вызов каждодневным подвигом, осознанным трудом в течение долгого времени до победного конца. А вызовы нового времени требуют именно такого ответа. Только так есть шанс на победу.