Рассмотрев многочисленные просьбы читателей жж Radio Desolate и посетителей портала DarkSide, продолжаю публиковать свои измышления по поводу некоторых релизов металлической музыки, имевших место в прошедшем 2007 году. На повестке дня - Black Autumn, Blood Of Kingu, Mgla, Raate, Vargr, Graveland, Kauan и Burial Chamber Trio
Начну в алфавитном порядке, в котором одно из первых место занимает BLOOD OF KINGU. Оформленный в стиле LIMBONIC ART, инспирированный мифологией народов ближнего и дальнего востока блэк-металлический альбом с лексической частью a-la BEHEMOTH “De Occulta Philosophia” от участника DRUDKH - это, как минимум, любопытно. Впрочем, в контексте BLOOD OF KINGU не стоит забывать, что Роман Саенко в своё время был вовлечён в формацию HATE FOREST - с ней “Оккультная Философия” имеет гораздо больше общих точек, линий и граней, чем с любым из имеющихся альбомов украинских патриотов.
Начать следует с того, что на диске представлен именно Black Metal, а не унылый сплав фольклёрно-языческого металла, блэка и патриотических воззрений авторов. Какая сила развернула музыканта в этом направлении - неизвестно, но такой расклад не может не радовать. Источающим неподдельную агрессию и чёрную злобу звучанием заполнено приблизительно 2/3 альбома, одна треть отведена под упомянутый тибетско-египетский звуковой мистицизм. После церемониального вступления накрывают слушателя лавиной стремительного Black Metal в лучших традициях JUDAS ISCARIOT композиции “Your Blood, Nubia! Your Power, Egypt!” и “Mummu Tiamat”. “Stronghold Of Megaliths, Thorns And Human Bones” завершает дело двух предшествующих дорожек - концентрация ярости и напора в этом коротком произведении приближена к возможному максимуму. В том же ключе прессуют слушателя “Lair Of Night Abzu”, “Black Spectral Wings Of Shaman”, “Chambers Of Inpu-Sub” - то есть эффективно и без права на капитуляцию. В-общем, “железная” часть альбома на высоте.
Все замеченные недостатки работы связаны с “этнической” составляющей. Во-первых, вокал. Сведение отодвинуло горловое пение на самый дальний план, практически непроглядный сквозь толщу рифов и бласт-битов, да и сами по себе партии голоса исполнены слишком пресно - это иллюстрирует короткий фрагмент в завершении третьей дорожки. Роману, по-хорошему, следует либо ангажировать сведущего в подобных делах певца, либо постигать вокальное искусство тибетцев самостоятельно. Также, как показалось во время прослушивания, в правильно записанном виде утробные мистические бормотания элегантно смотрелись бы в связке с традиционным блэковым скримом. Во-вторых, невыразительными получились этнические вставки “Slaughter Of Shudras” и “ Vajtarani” - в том виде, в котором они имеются, их присутствие только ослабляет накал металлических боевиков. Также как в случае с голосом, интермеццо страдают от нехватки выразительности - на базе традиционной тибетской музыки можно выстраивать вполне захватывающие вещи, что доказали с разных концов RAJNA (они, правда, с точки зрения etherial), SVASTI-AYANAM, EXOTOENDO и прочие этноритуальные и эмбиентные формации. В-общем, Роману можно порекомендовать задуматься о расширении состава BLOOD OF KINGU. Итого, если он примет к сведению указанные недочёты, предпримет соответствующие меры по их ликвидации и не растеряет имеющихся достоинств, из BLOOD OF KINGU получится очень самобытный Black Metal-акт. Ждём-с.
Одним из самых выдающихся релизов минувшего года является первый официальный альбом RAATE. Демо-запись этого молодого финского дуэта не обошло стороной внимание аудитории: хотя представленный на нём материал и не отличался большой оригинальностью, выполнен он был на очень высоком уровне. Торопиться с изданием полноценного альбома RAATE не стали, отчего дебютный полноформатник увидел свет спустя лишь три года после публикации демо-ленты. Её переиздание под именем “Halki Kuolleen Maan”, в свою очередь, составило достойную компанию пластинке в том же 2007 году. Итак, “Sielu, Linna” - “Душа за решёткой”.
Многие слушатели и рецензенты неоднократно вешали на RAATE ярлык depressive Black Metal, что не совсем справедливо - депрессии как таковой в музыке финнов немного, особенно в сравнении с произведениями таких меланхоликов, как SHINING или NARGAROTH. Более уместным мне видится традиционное сопоставление с “Hvis Lyset Tar Oss” BURZUM - музыкальных параллелей между творчеством обоих северян немного (на демо-записи их было значительно больше), зато настроение сочинений вышло довольно сходным - пасмурным, но не грустным. В этом есть что-то сродни созерцанию последнего осеннего заката перед бесповоротным наступлением студёной зимы.
Первые две дорожки представляют собой более-менее традиционный среднетемповый Black Metal невысокой жёсткости и нулевой агрессивности. Музыка эффектно украшена ненавязчивыми фольклорными мотивами в духе совсем молодых SATYRICON и DIMMU BORGIR и упомянутой трансцендентальностью пьес Варга Викернеса. Инструментальная работа заслуживает всяческих похвал - красивые и довольно мелодичные риффы, оттенённые атмосферными клавишными и певучей акустикой очень ровно ложатся на слух и оседают в памяти буквально после первого прослушивания диска. Вторая половина альбома условно разбита на пять отдельных частей, две из которых являются полноценными инструментальными сочинениями и еще три - связывающими звеньями-этюдами. Все пять трэков, несмотря на жанровый разброс - от эмбиента и фолка к металлу - выполнены безупречно и слушаются с огромным удовольствием на одном дыхании. В целом содержание всех семи позиций альбома должно найти отклик поклонников BURZUM, VINTERRIKET, NUCLEAR WINTER и сходных с ними адептов атмосферно-трансцендентального блэка.
Подводя итог, следует отметить одну закономерность: для того, чтобы написать зрелую музыку, зачастую вовсе не нужно быть большим виртуозом и прогрессивным новатором... особенно уместным это правило бывает при сочинении Black Metal. Своей работой RAATE доказали верность этого утверждения.
Не отходя от Чёрного Металла считаю необходимым упомянуть об альбоме-сборнике "Mslosci + Further Down The Nest" от поляков MGLA. Препарируемый CD представляет собой амальгаму двух виниловых релизов MGLA - "Mslosci" (2006, Garazel Productions/Flagellum Haereticorum) и "Further Down The Nest" (2007, Todeskult Entertainment). Материал двух первых дорожек выполнен в ключе раннего творчества DEATHSPELL OMEGA из набора рельефных и очень цепляющих гитарных риффов. В “Mdlosci I” были замечены едва уловимые меланхоличные ноты, в то время как вторая часть проходит в русле скоростного и агрессивного блэка. Те, кому знакомо звучание DEATHSPELL OMEGA, поймут меня - остальным же стоит ликвидировать этот пробел собственной музыкальной эрудиции в кратчайшие сроки. Вторая половина диска отведена под материал “Further Down The Nest” и не слишком ощутимо отличается от первой - музыка стала более агрессивной и быстрой, любые формы уныния без следа растворились в потоке колоритного гитарного саунда. Плюс к этому “Further Down The Nest II” содержит несколько медленных фрагментов с боевой барабанной дробью. Итого, на двадцати двух минутах пластинки собран превосходный Black-металлический контент, пусть не самый оригинальный, зато убедительный и мощный, что само по себе немало.
Загвоздка, связанная с МГЛОЙ, такова - этой группе очень повезло очутиться на одном сборнике с грандами Чёрного Металла DEATHSPELL OMEGA и CLANDESTINE BLAZE. Причём представленное на этой компиляции содержимое - ни что иное, как первая демо-запись ансамбля, “Power The Will”; иными словами, на отработанной ленте поляк в одночасье нажил себе культовый в определённых кругах статус практически на халяву. Чуть позже дискография MGLA пополнилась мини-альбомом “Presence”, и двумя означенными миньонами. Тиражи этих изданий разошлись на ура, с чем можно поздравить лейблы, но никак не музыкантов - сей факт оставил незначительный, но малоприятный осадок. Жду первый полноформатный альбом группы.
От обычного Black Metal переходим к депрессивной вариации этого жанра, представленной на этот раз, опять же, дебютом. Собственный демо-материал немецкий музыкант Михаэль Кралл aka BLACK AUTUMN счёл настолько удачным, что разрешил ISO666 издать его в виде своего первого полноформатника, озаглавленного как “Ecstasy, Nightmare, Doom”. Менее всего обложка диска ассоциируется с депрессивным блэком - девица, скрюченная на фронтальной стороне буклета и похабно раскинувшая ноги на развороте, могла бы украсить диск ORDO ROSARIUS EQUILIBRIO или иных эротоманов. Впрочем, не о наркотическом ли экстазе повествует первое фото и первая часть названия работы? Так или иначе, эротические фантазии, пусть даже извращённые и мрачные, едва ли были бы уместны для лейбла, издавшего ранее “Saturn Sector” BLACKDEATH и одноимённый диск FOREST…
Отличительная черта стилистики BLACK AUTUMN - комбинирование чёрного депрессив-металлического лейтмотива и эмбиент/нойз-индустриальных мотивов. На этом поприще Михаэль не является новичком - сходную работу проделали BURZUM и NUCLEAR WINTER на альбомах “Filosofem” и “Beyond The Nought”, соответственно. Результаты, которых добился немец, я считаю менее выдающимися: альбом не создаёт той неповторимой отрешённо-трансцендентальной атмосферы, характерной для приведённых работ. Дело не в технических огрехах - по этой части особенных претензий к BLACK AUTUMN у меня нет. Металлическая составляющая музыки исполнена практически безупречно и местами даже чересчур аккуратно. Недостаток работы - непростительная для выбранного жанра многословность произведения. Викернес и Подонок (ещё к ним можно приписать первые опыты Малефика (XASTHUR)) выстраивали свои композиции вокруг 1-2 квадратов без особо кропотливого вылизывания записи и в итоге эти сочинения проникали в самые сокровенные глубины души и там пускали корни Тьмы и Отчаяния. В арсенале изобразительных средств BLACK AUTUMN содержатся разнообразные гитарные риффы, медленный и быстрый темп барабанной установки, многоголосый эмбиентно-индустриальный синтезатор (пожалуй, самая любопытная составляющая музыки) и прочие прогрессивные атрибуты, но по итогам прослушивания меня крепко зацепил лишь только первый, действительно захватывающий, лаконичный и выразительный трэк “To Tragedy Prone”. Отдельно стоит упомянуть об “Obsession”, которая представляет собой некий микс Black Metal и stoner doom - ничего подобного мне прежде слышать не доводилось. Остальные пьесы хотя и не лишены некоторого колорита, но, увы, остаются одними из многих - депрессивный блэк сейчас находится в исключительной моде.
Мнится мне, Михаэль совершил стратегическую ошибку, предоставив демо-материал для официального издания. Мне вообще непонятна тяга музыкантов к реализации демо-записей штампованным тиражом, поскольку записи такого плана предназначены для того, чтобы заявить о себе и, за очень редким исключением, содержат полный ошибок и недочётов материал. “Ecstasy, Nightmare, Doom” не является исключением из этого правила: после прослушивания я уяснил для себя, что из BLACK AUTUMN может получиться состоятельная творческая единица, но пока ничем особо примечательным композиторская активность Михаэля не блещет. Начинающим адпетам Depressive Black Metal быть может целесообразно потратиться на этот диск, но опытным слушателям я бы не рекомендовал этого делать.
Далее в очереди находится очередной (сколько можно?) релиз от Хенрика Нордварга Бъорка. Чем только не забавлял себя Нордварг за свою длинную музыкальную карьеру - писал black industrial (MZ.412), эмбиент тёмный (NORDVARGR), эмбиент северный (NORDVARG/DRAKH) и эмбиент обычный (SLEEP THERAPY), нойз (HYDRA HEAD 9), микроволновое техно и много всего остального. Композитор из Нордвагра получился весьма посредственный, зато в роли отъявленного графомана равных ему немного - зато везде побывал и всё попробовал. Вот, на старосте лет, швед решил позабавить себя в рамках проекта VARGR металлической музыкой. Разумеется, чёрной и сатанинской.
Диск имеет мрачное название “Northern Black Supremacy”. Шумовое вступление “Kommando Satanas” нагнетает немало жути, благо опыт сочинения мрачного black industrial/ambient/noise у Нордварга имеется вполне приличный. Основной контент альбома условно попадает в категорию “металл”. Именно условно, потому как по своей сути это всё тот же noise, представленный в более харшевой и жёсткой форме: неразборчиво и монотонно жужжащая гитара с резким и малоприятным свистом, примитивно стучащая драм машина, злобные рычания на заднем фоне... такую музыку записывают начинающие блэк-металлисты в подвалах или спальнях родителей по причине дефицита денежных средств для аренды нормальных мест для творческой деятельности. Нордварг - отнюдь не подросток, а дядя под сорок, записавший уже около сотни разномастных альбомов, но так и не сподобившийся устроить своему блудному Black Metal-проекту нормальную запись. Впрочем, записывать-то, и нечего - композиционной компетентности у VARGR не было замечено ни грамма. В-общем, в сравнении с “Northern Black Supremacy” любой альбом ILDJARN можно воспринимать как очень профессиональный и мелодичный. Единственное более-менее существенное достоинство альбома - выбор и комбинирование многочисленных индустриальных сэмплов. Но стоит ли ради них покупать этот диск, не проще ли послушать тех же MZ.412?
Понятия не имею, кому рекомендовать эту пластинку к ознакомлению. Круг потенциальных слушателей, судя по всему, естественным образом ограничивается аудиторией поклонников любой активности Хенрика Бъорка. Впрочем, даже любители MZ.412, HYDRA HEAD 9 и NORDVARGR, а уж тем более TOROIDH и SLEEP THERAPY, навряд ли найдут “Northern Black Supremacy” интересным для себя... адепты по-настоящему андеграундного блэка также не воспримут VARGR всерьез - в их компетенции находятся на несколько порядков менее раскрученные группы, названия которых известно совсем узкому кругу из 3-4 слушателей. Жуткое недоразумение.
Оставив на это раз Black Metal на негативной ноте, переходим к языческому металлу и альбому GRAVELAND “Will Stronger Than Death” в частности. С тех пор, как GRAVELAND окончательно оставил в прошлом постулаты Black Metal и переключился на языческое мировоззрение (а произошло это примерно в 1995 году на альбоме “Thousand Swords”) он дважды достиг своего триумфа - в первый раз на релизе “Following The Voice Of Blood” и во второй - на пластинке “Immortal Pride”, инспирированной эпическим BATHORY. Повторения этих свершений я его не ожидал, но “Will Stronger Than Death” прослушал с любопытством. Так или иначе, Роберту Даркену всегда удавалось находить баланс между творчеством и идеологией, чего нельзя сказать о многих языческих металлерах - откровенной чепухи в своих изречениях он не порол, да и композитором был и остаётся вполне авторитетным в своих кругах.
GRAVELAND образца 2007 года не слишком сильно отличается от нескольких предыдущих опусов Роба и демонстрирует всё тот же батальный pagan metal. Общая структура всех представленных песен идентична - несложные гитарные риффы, идущие поверх быстрых барабанных рисунков, дважды-трижды за трэк украшаются эпическими хоралами. Женские многоголосья написаны с помощью синтезатора, но вполне недурно, вызывают прямые ассоциации с бравым пением Валькирий и вообще добавляют шарм и героическое настроение произведениям. Основное металлическое содержание исполнено толково, а вот записано не очень аккуратно - звукорежиссуру стоило бы проработать более тщательно, добавить тяжести и плотности звучанию.
Основной недостаток альбома замечен в единичном экземпляре, но он может серьёзно испортить впечатление при прослушивании этой работы. Материал напрочь лишён хоть сколь-нибудь различимых общих и внутренних развитий, отчего первые три дорожки воспринимаются положительно, а последующие просто перестают существенно различаться между собой. Одни риффы, один темп, одна атмосфера... один уровень и одно содержание, разрезанное на семь частей и растянутое на пятьдесят четыре минуты. С другой стороны, если крепко зацепил хотя бы один трэк, то все остальные также придутся по вкусу. Ситуацию более-менее просветляют означенные фрагменты с участием клавишных, но стоит ли скучать пять минут для того, чтобы наслаждаться ими в течение двух-трёх десятков секунд? Не думаю. Да и самые примечательные куски композиций тонут в воде, которую щедро разлил Роб по содержанию альбома. По мне, так одного часа такой музыки слишком много, особенно в виду отсутствия откровенно ярких песен. Из “Fire Dragon Of Black Sun”, “Battle Of The Giants”, “Apocalypto” и “Victoria Divina” вполне мог бы получиться крепкий получасовой мини-альбом, вот только для чего он нужен Роберту? Да, оформление упаковки тоже следовало бы изменить в сторону более сурового и серьёзного, а дизайнера четвертовать через повешение - такой мультяшный стиль может и до рисования pagan-комиксов довести, появлению которых, в принципе, совершенно не удивлюсь.
Подытожу: “Will Stronger Than Death” нельзя назвать ни самым слабым pagan-металлическим изданием 2007 года, ни наиболее выдающимся. Предназначен он, стало быть, наиболее активным поклонникам мрачного славянофильского металла. Техника музыкального фехтования Роба такова, что бьёт он, преимущественно, лихо и наотмашь, без собранного творческого подхода. Попадёт - хорошо, промахнётся - да и бох... то есть Вотан, с ним - следующий удар всё равно не за горами.
Десертом сегодняшнего меню будет doom metal в двух его производных - дроуновой и атмосферно-мелодичной. Одноимённый винил от BURIAL CHAMBER TRIO являет собой очередной творческий капустник, участниками которого стали весьма именитые персоны - Грег Андерсон, Аттила Чихар и Орен Амбарчи. Собрались они не просто так, а с целью записи очередной мрачной гуделки, способной если не пробудить в сердцах слушателя оцепенелую злобу, то хотя бы напугать его до полусмерти. Вообще говоря, пионером чёрного дроуна можно назвать SUNN O))) и его бессменного художественного руководителя Стивена О'Мэлли, скрестившего drone doom с Black Metal для удовлетворения собственных творческих нужд. Ныне этот стиль находится в почете американского лейбла Southern Lord и бережно им же культивируется.
BURIAL CHAMBER TRIO является вполне заурядным примером описанного направления, что и понятно - все три музыканта в разное время приложили руку к записи сочинений SUNN O))). Итак, первая сторона винила заполнена плотным вязким шумом, составленным гитарными обертонами и фидбэками, колючими шипениями и жужжанием. Однотонной палитры гул обладает довольно специфической особенностью, а именно богатой динамикой - саунд напоминает некое аморфное тело, способное изменять свои размеры, форму и фактуру. Грег и Орен свое дело знают... Аттила исполнил партии вокала для пьесы, а именно прокричав, простонав и пролаяв в микрофон. Надо сказать, гораздо более выразительным было его мрачное бормотание, имевшее место в некоторых сочинениях SUNN O))). Вторая сторона пластинки начинается арией крупного самца гориллы, исполняющего брачный ритуал - иначе вокальную отрыжку Аттилы назвать невозможно. Вопреки ожиданиям, голос, представленный на альбоме, серьезно уступает работе Зловреда (XASTHUR) и Вреста (LEVIATHAN), проделанной для SUNN O)))'вского "Black One". Сдает свои позиции венгерский солист, что уж тут говорить... аккомпанемент трэка менее агрессивен и насыщен и представляет собой мерное гитарное гудение с редкими выпадами в чёрный, как сажа, нойз.
В сумме эффект от прослушивания альбома равен нулю: сам по себе неплохой материал губит навязчивая вторичность. Ради чего собирается новый проект, если в его рамках те же самые люди исполняют ту же самую музыку? О конфликтах между Грегом и Стивом мне слышать не приходилось. Наиболее вероятно то, что изданием "Burial Chamber Trio" Southern Lord решил накопить средств для финансирования еще нескольких релизов подобного толка, то есть принял во внимание экономический аспект. Кольцо замкнулось... занавес. Остаётся непонятной только мотивация музыкантов. Так или иначе, пластинка записана в стиле Southern Lord, постояльцами Southern Lord и для Southern Lord... вот пускай руководящий состав Southern Lord её и слушает.
И, наконец, сладкое. “Lumikuuro” - дебютная работа челябинского дуэта KAUAN. Не нужно быть большим эрудитом, чтобы провести параллели к TENHI - во-первых, именно так назывался один из альбомов финских музыкантов, во-вторых, для сочинения либретто участники KAUAN (что в переводе на великий и могучий означает “шаман”) избрали язык суоми. Само собой разумеется, тематикой альбома была выбрана красота природы, а музыкальной формой для её изложения - мелодичный металл, густо замешанный на думе, отголосках блэка и колд-фолковой акустики. В качестве наглядного примера подобного стиля можно привести немцев EMPYRIUM - KAUAN сходен с ними по всем статьям. Также в процессе прослушивания у меня постоянно возникали ассоциации с первыми металлическими альбомами LACRIMOSA.
Главной особенностью “Lumikuuro” являются клавишные партии. Синтезатор переливается очаровательными мелодиями и красивыми мягкими тембрами, изящные пассажи выводит фортепиано, и те фрагменты пьес, на которых он представлен во всей красе, захватывают очень крепко и надёжно. Дело клавишных продолжает акустика - на альбоме она представлена аккуратными партиями скрипки, флейты и саксофона. Несколько уступает им гитарная и ритм-секция: поскольку главная роль в исполнении мелодий легла на плечи клавишника, гитара выступает в lead-амплуа и только добавляет тяжести звучанию. Разумеется, речь идёт об электрических струнных, поскольку акустическая гитара тоже имеет место быть, но выполняет она совершенно иные функции. Непревзойдёнными мастерами по части гитарной мелодичности на территории постсовка являются ЯНТАРНЫЕ СЛЁЗЫ - с них следует взять пример многим молодым думовым и пост-думовым составам. Барабаны стучат не слишком интересно, бас добавляет строго ограниченную порцию плотности саунду и ни каплей больше, но недостатком это считать нельзя: мелодичный металл - это всё-же не death metal и избыток звукового веса может негативно сказаться на атмосфере музыки.
Вокал присутствует на диске в двух ипостасях - в качестве блэкового скрима (что не слишком хорошо сочетается с воздушной и совсем не мрачной музыкой) и чистого пения. Выбрав финский язык, музыканты не ошиблись - непременный для большинства отечественных металлистов акцент не докучает во время прослушивания. Вполне возможно, дело не в самом соответствии русского и финского языков, а в непривычности финского для стандартного русского уха - ответ на эту дилемму следует попросить у осведомлённых лингвистов. Последняя песня, впрочем, хорошо спета на родном языке музыкантов. К слову, представляет собой она чистейший и очень качественный неофолк, который в нашей стране умеют исполнять BLOOD AND SAND, NEUTRAL и ROMOWE RIKOITO - так вот “Syleily Sumu” ни разу не уступает лучшим произведениям этих групп.
Первый шаг KAUAN оказался твёрдым и уверенным - пластинка не может не обрести признание среди целевой аудитории. Качественная запись, красивая мелодичность, меланхоличное и романтическое настроение - что еще нужно поклоннику мелодичного дума? На этой оптимистичной ноте обзор следует считать закрытым.