Обзоры # апрель 2008.

Apr 21, 2008 11:26

Нижеследующий блок рецензий содержит отзывы на альбомы Ashen Light, The Austrasian Goat, Inquisition, Lik, Make A Change... Kill Yourself, October Falls, Shining и Turisas, изданные в 2007 году

Начну с INQUISITION и их последнего на сегодня полноформатника "Nefarious Dismal Orations". Создаётся такое отнюдь не негативное ощущение, что творческие замыслы этой бригады остаются вне времени: в то время как одни (DEATHSPELL OMEGA, ABIGOR) избирают для себя техническую прогрессивность, а другие (IMMORTAL, SATYRICON) - мэйнстрим, третьи остаются в стороне от всей этой суеты, плюют на развитие, но вместе с тем не опускают планку качества собственной музыки. INQUISITION принадлежит к последней когорте - единственный скачок, который совершило музыкальное мышление его участников, привёл к переходу от thrash metal к блэку где-то в середине 90-х. Слова "Зловещих нечестивых молитв" составлены из стандартных для black metal суффиксов и приставок и обращены супротив света прямиком к Сатане. Материал альбома представляет собой Чёрный Металл старой закалки - очень сходный образ творческого мышления имел BATHORY 85-08-хх гг. Во всяком случае, сырая и чёрная атмосфера работы Дагона и Инкуба очень напоминает пластинки Куортона "The Return..." и "Under The Sign Of The Black Mark". То же самое можно сказать по поводу отдельных фрагментов песен, а также сопутствующим деталям вроде неожиданных гитарных соло. INQUISITION, правда, предпочитают более медленные риффы и барабанный темп. По части сочинения риффов музыканты не придумали ничего нового - сходные решения ранее присутствовали у BATHORY, IMMORTAL, KAMPFAR и ещё десятка разнообразных металл-формаций. К числу наиболее сильных трэков относятся скоростной "Strike Of The Morning Star" с качающим интермеццо и "Through The Infinite Sphere Our Majesty Shall Rise", снабжённый привлекательной барабанной частью и колоритными риффами, хотя и остальные сочинения не слишком сильно отстают от двух означенных. Откровенно слабых или посредственных трэков здесь не было замечено вообще.
Настоящей жемчужиной INQUISITION является вокал - голосовые связки Дагона обладают колоритным тембром, который не попадает в рамки скрима или гроула и, по-сути, близок не то к горловому пению дальневосточных этносов, не то к демоническому голосу Аттилы Чихара или своеобразному рыку Аббата (IMMORTAL). Лирика и дизайн упаковки также содержит много отсылок к злобной олд-скульной эстетике радикального сатанизма.
По факту прослушивания выношу вердикт: на "Nefarious Dismal Orations" следует обратить внимание поклонникам old-school black metal в целом и фэнам INQUISITION в частности - творчество Дагона гарантированно найдёт отклик в их чёрных сердцах.

Теперь мысленно переместимся через океан в Швецию, где нас ждёт альбом дуэта LIK “Lekamen Illusionen Kallet”. Возможно, внимательный слушатель вспомнит песню ISENGARD "Storm Of Evil". Для тех, кто вообще о такой не слыхал, поясню. Сия пьеса заметно выбивалась из мрачного материала альбома "Hostmorke", поскольку представляла собой нечто близкое к готическому року - 2/4 на барабанах, простые прямолинейные риффы и приятный тембр чистого голоса Фенриза, умноженные на своеобразный драйв, с трудом позволяют назвать "Шторм Зла" металлом. Шведские музыканты A и Граав решили пойти дальше и, помимо исполнения black metal в рамках группы ARMAGEDDA, сколотили на двоих проект LIK. Двигала ими, надо полагать, любовь к всё тому же блэк-металлу и симпатия к пост-панку - во всяком случае, контент “Lekamen Illusionen Kallet” расположен аккурат на стыке этих направлений.
Описать звучание альбома несложно. Попытайтесь вообразить себе, какую музыку могла бы исполнять подвальная панк-группа в составе гитарист/барабанщик, только что крепко подсевшая на black metal. Малоприметные и нетяжёлые околоблэковые риффы и простая, как сложение натуральных чисел не больше десяти, ритм-секция - вот и всё, чем могут побаловать своего слушателя эти мрачные шведы. Внебрачный плод FIELDS OF THE NIPHELIM и CARPATHIAN FULL MOON, не иначе. Какой-то композиции пьесы практически лишены, представляя собой чередование 2-3 квадратов… да и откуда ей, композиции, взяться в подвальном панке, да ещё и чёрном?
Больше всего музыка LIK подходит для живого исполнения в каком-нибудь не слишком эстетичном сельском питейном заведении, ибо иначе как алкогольной её назвать нельзя - написать такое на трезвую голову тяжело, а слушать и вовсе бесполезно.

Второй шведский релиз, который вошёл в этот обзор, несравненно лучше первого. Речь идёт о “V - Halmstad” от SHINING. Пятая часть истории SHINING - прямое продолжение предыдущей главы, "The Eerie Cold", в рамках которой звучание коллектива получило ряд изменений. В первую очередь они коснулись самого саунда, который стал более ровным и причёсанным и на порядок менее андеграундным и злым. "Halmstad" (Хальмстад - родной город Кварфорта, лидера SHINING) представляет собой образец модернового металла, к которому вполне уместен эпитет "депрессивный", но уже не совсем актуальна приписка "чёрный". Композиции альбома построены вокруг чередования плотных риффов и продолжительных минорных интермеццо с участием акустической гитары (исполняющей мелодии согласно технике фламенко) и ритм-секции (исключение составляет пьеса "Attiosextusenfyrahundra" - фортепианный этюд-вариация на тему "Лунной сонаты" Бетховена). Сходные фрагменты присутствовали в творчестве SHINING и ранее, но на этот раз музыканты предпочли вывести их на передний план - массовая доля неметаллических отрезков соизмерима с объемом, собственно, металла. Иногда акустике подыгрывает соло-гитара, привносящая в атмосферу изрядную порцию угрюмой психоделики в стиле ESOTERIC. Что характерно, музыка превосходно обошлась без участия классического для SHINING синтезатора, клавишные представлены исключительно в форме строгих фортепианных пассажей.
Металлическая составляющая "Halmstad" предстаёт во всей красе во второй половине альбома и выражается в виде плотных и цепляющих неторопливых риффов, наложенных на прочный каркас басовых и барабанных линий - особенно показательна с этой точки зрения заключительная песня "Neka Morgondagen". Время от времени гитарный строй пронзают красивые соло - ещё один несомненный плюс материала. Наконец, картину завершает вокал Кварфорта - хриплый чистый голос мне напомнил харизматичное пение Тома Уейтса. Настроение музыки получилось соответствующим - не то чтобы суицидальным, скорее задумчивым, немного грустным и, с позволения, строгим и камерным.
В завершение мне хотелось бы сопоставить данную работу с ещё одним колоритным экземпляром современного Black Metal - пластинкой DEATHSPELL OMEGA "Fas - Ite, Maledicti, In Ignem Aeternum". В то время как французы (эксплуатирующие, к слову, ту же самую методику разбавления тяжёлых риффов неметаллическими вставками) чрезмерно углубились в открытые ими для себя дебри технических хитросплетений, Кварфорт сотоварищи доходчиво показал, что в Чёрном Металле его уже ничего не держит, в то время как вне его границ для SHINING открываются новые творческие горизонты... как бы то ни было, "Halmstad" я склонен рекомендовать к прослушиванию - как минимум, ради музыкальной части.

Теперь обратим взор на отечественный металлический андеграунд (вернее, “андеграунд”). Наглядным пособием будет прошлогодняя пластинка столичного коллектива ASHEN LIGHT “Философия самоуничтожения”. Творческая тропа лидера этой формации - Алекса - оказалась витиеватой и заковыристой: сначала она полегала через pagan metal, затем сквозь атмосферный полуметалл-полуньюэйдж, после чего Алекс осознал невозможность симбиоза сатанинских и языческих идей и счёл себя самого сатанистом, а ASHEN LIGHT развернул в область black metal. В-общем, как поговаривают дети, "куда фига - туда дым".
Театр начинается с вешалки, а альбом - с трэк-листа. На этом фронте у ASHEN LIGHT дела обстоят не очень здорово - наименования композиций составлены из фрагментов лирических опусов: "Они выползали, остервенело бросаясь, разбиваясь о землю...", "За первыми нотами знакомой мелодии..." - это Black Metal или сборник поэзии символистов серебряного века? Такой финт удался бы Лесьяру (НЕВИДЬ), по отношению к Алексу и компании такое эстетство выглядит, по меньшей мере, забавным - поэтами им точно не быть. Само либретто можно считать одним из наиболее слабых мест пластинки - приводить выдержки из опусов "Философии самоуничтожения" (любопытно, насколько плотно ей придерживаются сами музыканты ASHEN LIGHT?) бесполезно, можно просто взглянуть на трэк-лист. Исполнены стихи совсем невыразительно, рифмовка зачастую кажется высосанной из пальца, ничего полезного или интересного для себя из текстов извлечь не удаётся.
Расставив точки над "ё", то есть над смысловой нагрузкой произведения, переходим к музыкальному содержанию. Подавляющее большинство песен диска упаковано в скоростной black metal, скупо украшенный синтезаторными подкладками. Тень норвежских музыкантов первой половины 90-х годов плавно скользит над опусами ASHEN LIGHT - складывается впечатление, что участники ПЕПЕЛЬНОГО СВЕТА непрерывно слушали MAYHEM и EMPEROR в процессе подготовки материала "Философии...". В своё время ASHEN LIGHT издали партию кавер-версий известных норвежских блэк-металлических песен и это у них вышло плохо; на этот раз на основе прослушанного москвичи предпочли создать собственные сочинения - вышло не особо лучше. Во-первых, за неполные десять лет своей деятельности в рамках ASHEN LIGHT Алекс так и не научился сочинять эффектные риффы. Во-вторых, даже неплохие решения свела на нет звукорежиссура - материал звучит не то чтобы плохо (запись удалась вполне аккуратной и сносной), но совсем не тяжело и не экстремально. Вероятно, Алекс ещё не совсем отрёкся от языческих настроений - там тяжесть, а тем паче агрессия, не особо-то и нужны... здесь же - металл иного сорта и цвета и правила его исполнения совсем другие. Третья причина является следствием первой - начиная с четвёртого включительно, трэки вообще перестают обретать собственный образ. Одни и те же ритмы, одни и те же клавишные, одинаковый строй гитар и одинаково нудное содержание. Более-менее приличной композицией оказалась третья, хотя и тяготеет она скорее к мрачному speed metal и слегка подпортилась вокально-смысловой частью.
Вывод. Если перефразировать одну из юморных выдержек из текстов "Философии..." ("Я смотрел, но ничего не видел..."), получится хорошее словесное описание впечатлений от прослушивания диска. И действительно, я слушал, но ничего не услышал.

В завершение металл-части обзора - два релиза депрессивного металла. Один из них происходит из Дании, носит наименование “II” и является вторым по счёту альбомом one-man-формации MAKE A CHANGE... KILL YOURSELF. В соответствии со своим названием проект исполняет суицидальный Black Metal, но, в отличие от земляка NORTT, датчанин Юнлеборгаз не оперирует в своём творчестве похоронным думом. Второй по счёту альбом проекта содержит две композиции. Фортепианно-синтезаторное вступление к "Life Revisited" плавно переходит в основную часть - преимущественно гитарный блэк-металл с минорной, но не сопливой мелодикой и убедительным звучанием. Основное отличие "Fooling The Weak" от предшествующего трэка - ускорение темпа, которое совершенно не диссонирует с депрессивностью настроения музыки. Не один десяток коллективов сочиняет сходную музыку, но успешного результата достигли единицы, сумевшие завернуть нужные эмоции в подобающую звуковую оболочку, и датчанину это, безусловно, удалось.
Итого, произведения MAKE A CHANGE... KILL YOURSELF должны прийтись по вкусу поклонникам ABYSSIC HATE, FORGOTTEN TOMB, SHINING и NARGAROTH. Отсутствие сколь-нибудь оригинальных авторских задумок компенсируется высоким качеством исполнения и записи материала, посему пластинку следует считать годной к прослушиванию.

Второй отнюдь не позитивный участник этого блока - француз THE AUSTRASIAN GOAT со своим одноимённым альбомом. Не знаю, что послужило вдохновением для этой работы, но концентрация липкой, изводящей до исступления отрешённости и тоски в дебютном альбоме Жульена Луве подведена к максимуму. Стилистически материал диска представляет собой похоронно-сладжевый дум, исполненный в палитре Чёрного Металла. Опорно-двигательный аппарат большинства композиций формируют вязкие растянутые риффы, грязные, тяжёлые и рваные. Исключительно медленный темп задаёт ритм-секция, громоподобный гитарный саунд висит на ней как рваные лохмотья на тщедушном тельце одряхлевшего городского бродяги. Свою лепту вносят призрачные трансцендентальные клавишные - благодаря им музыка приобретает до ужаса реалистичный галлюциногенный оттенок... используя не самую оригинальную композиционную схему, Жульен выигрывает в лаконичности изложения собственных задумок: музыка в принципе не содержит ничего лишнего - ненужной пестроты тембров, разнообразия гитарных рисунков, изобилия новаторских идей и прочих деталей. Структура альбома представляет собой чередование песенных сочинений и инструментальных набросков, часть которых выполнена в стиле тёмного синтезаторного эмбиента. В середине пластинки размещён авторский взгляд THE AUSTRASIAN GOAT на пьесу классиков сладж/дума, группы GRIEF; исполнена она, скажу прямо, не хуже оригинала и абсолютно эксклюзивно.
Звуковая трясина медленно и неторопливо (куда спешить-то - пускай подопечный подышит перед смертью!) погружает слушателя в себя, парализует все рефлексы и побуждения, а затем начисто уничтожает любые проявления тяги к светлому, доброму, вечному и прекрасному. Прослушивание диска сопоставимо с просмотром леденящего душу ночного кошмара, когда проснуться и прервать это представление становится просто невозможным, и даже после пробуждения избавиться от неприятного навязчивого осадка очень непросто.
Несмотря на то, что альбом просто не может не найти отклик поклонников sludge/funeral doom/depressive black metal, считаю нужным порекомендовать его к прослушиванию также начинающим исследователям означенных жанров в качестве теста на психическую устойчивость.

Следующий диск принадлежит более жизнерадостному жанру фолк-металла. Финляндия уже который год держит под своим контролем значительную часть поклонников данного жанра - популярность групп вроде FINNTROLL, MOONSORROW или KORPLIKLAANI бесспорна. Коллектив TURISAS, о котором пойдет речь ниже, родился в 1997 году и спустя десятилетие пополнил свою дискографию альбомом "The Varangian Way". Насколько я помню, население суоми не особо активно ходило путём из варяг в греки, но таков нынешний фольклорный интернационализм - новоявленные викинги появляются уже даже не в географически близкой скандинавам Финляндии, а в совсем отдалённых и непричастных странах вроде Бразилии и Италии.
Само название группы располагает к нордической героичности и именно так звучат две первых песни - эпично и бодро. "A Portage To The Unknown", помимо прочего, содержит великолепно исполненные хоровые расклады - у финнов в их исполнении и записи может поучиться не один десяток начинающих викинговых формаций. Стилистически материал "The Varangian Way" оформлен в виде мелодичного среднетемпового фолк-металла с эпизодическим участием акустики, мощной клавишной поддержкой и техничными, но не слишком выразительными гитарными риффами. Тембры синтезатора и привязанные к ним помпезные музыкальные фрагменты выглядят сбежавшими прямиком из BAL-SAGOTH. В середине альбома притаилась разудалая хороводная пьеса "In The Court Of Jarisleif", ведущую мелодическую линию которой строит шустро сыгранный аккордеон - притом, что плясовой фольклор не входит в сферу моих вкусов, могу констатировать - TURISAS по этой статье обогнали и KORPLIKLAANI и вплотную приблизились к FINNTROLL. После этого веселья в соответствии со стандартами стиля viking/folk metal следует разбавленная power metal-риффами баллада "Five Hundred And One". Завершают диск две песни, как две капли воды похожие на BAL-SAGOTH - для полного соответствия не хватает, разве что, харизматичного Байроновского бормотания. К слову, вокал исполнил фронтмэн Воевода Нигард и сделал это хорошо - его хриплый чистый голос на бодрых отрезках и вкрадчивое пение на спокойных нашло идеальное соответствие музыкальной части.
Сдаётся мне, музыканты TURISAS поставили перед собой задачу сочинить ряд эпических и динамичных песен и выполнили её достойно. Навряд ли кто-либо из участников ансамбля испытывает некоторые идеологические или религиозно-языческие тяготы, посему коллектив идеально выписывается в область мэйнстримного металла и в андеграунд не рвётся - оно и не нужно ни первому, ни второму. В свете отсутствия каких-либо конкретных недостатков работы беру на себя ответственность порекомендовать её любителям фольклорного металла нордического характера и разномастным международным викингам.

И, наконец, совсем не металлический мини-альбом "Sarastus" от не совсем металлического OCTOBER FALLS, одного из немногих современных проектов, избравших для себя путь лесной акустической музыки, также известной как cold folk. Наиболее известными формациями этого направления можно без раздумий назвать финские ансамбли NEST и TENHI; TENHI, впрочем, ныне стоят поодаль от первозданного холодного фолка. Музыкантов этой когорты, в отличие от коллег-неофольклористов, не особенно беспокоят аспекты пробуждения Европы и прочие суетные дела - их интересы сосредоточены на созерцании красоты природы и трансформации полученного в ходе этого занятия вдохновения в гармонии, атмосферу и мелодии.
На этот раз обзор будет коротким и немногословным - под стать содержанию альбома. Шесть из девяти представленных композиций исполнены с помощью акустической гитары, на одной солирует флейта, пара этюдов записана с помощью фортепиано, непрерывно где-то далеко на заднем плане тихо шуршат звуки дождя - инструментарий OCTOBER FALLS предельно аскетичен. Струнные следуют друг за другом ровным строем и обладают одной занятной особенностью: они прекрасно ложатся на слух в качестве фона, но при концентрации внимания на мелодии она начинает гипнотизировать слушателя и затягивать его к себе. Таким вот получился этот миньон - простым снаружи и богатым внутри.
Идеальным интерьером для прослушивания "Sarastus" может стать просто, но уютно обставленный дачный дом с верандой, за окнами которого происходит осенняя гроза с проливным дождём и где-то за свинцовыми облаками медленно садится за горизонт солнце, а внутри, каждый по-своему, согревают душу и тело треск углей в камине и "тюльпан" с марочным коньяком. Иными словами: релаксивная и уютная работа.

широким абзацем

Previous post Next post
Up