Очередная партия рецензий: Abigor, Eternity, Nae’Blis, Melencolia Estatica, Pagan, Peste Noire и два сопутствующих ему проекта - Alcest и Amesoeurs.
Первым на этот раз свою порцию слонов получает шведский проект NAE’BLIS, сочинивший в прошлом году материал “Sketches Of Reality”. Помимо дискуссий на тему этимологии забавного для русского уха названия формации, эта работа собрала немало лестных отзывов, и я не мог не ознакомиться с её содержимым - хотя бы из любопытства. По факту ознакомления с предыдущими опусами NAE'BLIS особых надежд на этот шведский one-man-проект мною не возлагалось, и ожидания (вернее, их отсутствие) оправдались практически в полной мере. К слову, некоторые демагоги просмотрели связь слова NAE'BLIS с именем мусульманского демона Иблиса... быть может, так оно и есть на самом деле, хотя некоторые сведения указывают на фэнтезийный бэкграунд этого термина.
Начать следует со стилистики альбома, которая представляет собой депресивно-суицидальный black metal. Полагаю, Магнус Волчье Сердце не ставил перед собой цель сочинить материал, наполненный унынием вселенского масштаба, поскольку настроение "Набросков реальности" тяготеет скорее к меланхолии, чем откровенной депрессии. Готичности, одним словом. Палитра изобразительных средств NAE'BLIS максимально соответствует методике достижения поставленных задач: нехитрые и местами мелодичные риффы, монотонный неторопливый ритм и изобилие синтезаторных, акустических и фортепианных фрагментов... всё как положено по канонам жанра. Это первый недостаток пластинки - поиска свежих идей в рамках этой работы замечено не было. Некоторые читатели, быть может, возразят мне, мол, новые задумки в современной музыке вообще явление редкое и уникальное. С этим я спорить не буду и даже скорее соглашусь, но в пример приведу последние релизы THE AUSTRASIAN GOAT и NORTT, также принадлежащие к депрессивному блэку. Второй прокол NAE'BLIS - не слишком интересная музыка. Соглашусь с тем мнением, что все присутствующие здесь акустические и клавишные пассажи местами выглядят симпатично... только вот исполняет Магнус не готику и не дарквэйв, а металл, в котором первостепенное место занимает гитарный саунд. У шведа он получился не слишком выразительный в силу прямолинейности и безинтересности риффов. Здесь в пример можно привести RAATE - финнам удалось сочинить яркие и мелодичные, но вместе с тем угрюмые партии гитары, в то время как Магнусу - не особо... наконец, третий камень в огород NAE'BLIS отправляется в сторону творческого мышления. Четыре продолжительных сочинения не слишком сильно отличаются друг от друга, посему прослушав одно из них вовсе необязательно слушать остальные - немного другой порядок нот занимает синтезатор, несколько иначе расставлены интермеццо... но шаблонные риффы и единая атмосфера меж тем остаются в неприкосновенности. Слушать однотипные пьесы попросту скучно, а скука несколько отличается по своей природе от депрессии, хотя и страшнее Дьявола, как поговаривают в народе. Конечно, восприняв положительно хотя бы один трэк, слушатель скорее всего прослушает диск на одном дыхании, но сам факт одномерности материала меня заставляет усомниться в творческих способностях автора NAE'BLIS.
Итого, в результате прослушивание "Sketches Of Reality" не замедляю с оглашением вердикта: очередной акт в трэндовом депрессив-блэке, с претензиями, но без искры и изюминки.
Не отходя от депрессивной темы, брошу взгляд на ещё один релиз. "Letum" - второй по счёту альбом формации MELENCOLIA ESTATICA, ведомой не в меру суровой и совсем не знойной итальянкой Климаксией (псевдоним вызывает сомнения - не рановато ли?). Вообще говоря, поползновения женщин в сторону Чёрного Металла у меня удивления, восхищения или даже одобрения не вызывают в силу отсутствия выдающихся достижений слабого пола на этом поприще. По всем статьям талантливый ведьмовской дуэт AGHAST в качестве контраргумента не годится, поскольку относится к Black Metal весьма условно.
Первая одноимённая работа ЭКСТАТИЧЕСКОЙ ГРУСТИ под стать названию была выполнена в духе меланхоличного Black Metal, и "Letum" продолжает традиции дебютника. Основной объем альбома заполнен скоростными рельефными риффами с различимым унылым оттенком и нечастыми выпадами в мелодичные и даже несколько мечтательные по настроению фрагменты. Исключение составляют грустные медляки в начале четвёртой дорожки и в середине первой. Минорные и не особо металлические интермеццо, в изобилии присутствовавшие на предыдущем альбоме, на сей раз практически сведены к нулю, разве что барабанно-басовый эпилог с участием гитарных переборов украшает окончание пьесы "Letum I". Пять включённых в альбом сочинений не слишком стильно различаются между собой, отчего пластинка в целом воспринимается ровно и гладко. Заскучать в процессе прослушивания также вряд ли удастся - композиторский талант у Климаксиии присутствует в необходимом количестве. В-общем, ценителей в меру тоскливого Black Metal калибра ABYSSIC HATE MELENCOLIA ESTATICA не должна разочаровать.
Испив бочонок мёда, редко удаётся не поперхнуться ложкой дёгтя. Исполнена музыка более-менее сносно, а вот записана не столь успешно - это касается как микширования, так и звукорежиссуры: гитары и ритм-секция периодически расходятся, сам гитарный саунд неприятно шипит от перегрузок. За исключением технических, прочих существенных недостатков за "Letum" вроде как не числится.
Не зная о бэкграунде MELENCOLIA ESTATICA, я бы вряд ли догадался об участии женщины в творческой деятельности - клавишные инструменты в процессе сочинения музыки остались в стороне, мелодии удались холодными и совершенно не приторными и даже вокал получился совсем не женским... вероятно, у меня сложился некий стереотип о месте прекрасного пола в металл-среде, навеянный разнообразными готичными и готик-думовыми составами. Тем не менее, получается курьёз: пока отдельно взятые мужчины вроде NARGAROTH льют в три ручья слёзы и разглагольствуют о тоске окружающей действительности, женщины пишут весьма сдержанную в эмоциональном плане музыку, безрадостную, но не истеричную, не слащавую и не сопливую. И попадают практически в яблочко.
Далее по списку следует PESTE NOIRE с двумя своими альбомами - "La Sanie Des Siecles - Panegyrique De La Degenerescence" (2006) и “Folkfuck Folie” (2007). Начну в соответствии с хронологией выхода дисков в тираж, т.е. с "La Sanie Des Siecles". "Nous Sommes Fanes" вызывает ассоциативный ряд, расположенный то ли среди героев парижского дна, то ли парижских же борделей - вступление выполнено в стиле подшофе-шансона. "Le Mort Joyeux" расставляет всё по местам, ибо является самым что ни на есть Чёрным Металлом - черней не сыщешь. Более того, принадлежность к французской школе этого направления даёт знать о себе с первых минут звучания песни - пронзительный вопль вокалиста, надрывные стоны гитары, незамысловато, но убедительно исполненные и естественно звучащие барабаны, лихое соло в концовке... общая атмосфера - унылая сырость парижских катакомб. Настроение песен нагнетается музыкальной структурой - так, медленные фрагменты навевают угнетение, быстрые и среднетемповые - безрадостное оцепенение и болезненную озлобленность. Во второй половине альбома в музыку начинает активно проникать акустическая гитара - её голос украсил дорожки "Phalenes Et Pestilence" и "Dueil Angoisseus" превосходной мелодичностью, пусть даже не совсем блэк-металлической. К слову, подобным образом поступил шведский депрессивный ансамбль SHINING, выделив достаточно места гитарным переборам в своём позднем творчестве.
Технически материал альбома выполнен безупречно. Музыканты нащупали баланс между сыростью и чистотой записи и аккуратно сдвинули его на несколько пунктов в сторону последней. Блистательно исполнены партии голоса - скрим одновременно напоминает крик заражённой туберкулёзом вороны и вокальные эксерсизы Шторма, солиста MASTER'S HAMMER.
В целом "La Sanie Des Siecles" произвёл благоприятное впечатление благодаря гармонии сырости и мелодичности, атмосферности и техничности, уныния и мрака, а также присущей французской школе Чёрного Металла холодной утончённости. Вместе с тем, судя по материалу альбома, Black Metal для PESTE NOIRE всё менее и менее актуален. Во всяком случае, произведения в духе "Dueil Angoisseus" очаровательны и одновременно с тем далеки от канонов жанра. А если взять во внимание исполняющий отчасти сходную музыку проект Снега - AMESOEURS (а также несколько отдалённый от блэка ALCEST), прогнозы касательно дальнейшего развития PESTE NOIRE становятся и вовсе бесполезными в силу непонятности текущего положения участников коллектива относительно опорных точек своего мировоззрения.
Следующий пункт - “Folkfuck Folie”. Вместе с этой работой в 2007 году PESTE NOIRE выдали на-гора несколько малотиражных релизов преимущественно коллекционного толка - на радость собирателям металлических диковинок и раритетов. До прослушивания самого "Folkfuck Folie" мои уши добрались задолго после издания, а прочий сопутствующий винил и мини-альбомы вообще были пущены лесом. Возможно, сыграли свою роль не слишком лестные отзывы об альбоме от некоторых моих знакомых. Тем не менее, это произведение дождалось своей очереди и было внимательно заслушано несколько раз.
Название альбома в переводе на русский означает нечто вроде "Дурного фольклора", но вопреки ему материал не содержит откровенно глумливых мотивов, разве что время от времени (конкретно - в пьесах "L'Envol Du Grabataire" и "Amour Ne M'Amoit Ne Je Li") проскальзывают в сочинениях недолгосрочные пародии на фольклорные мелодии, завёрнутые в блэк-металлический саунд. Гораздо больше здесь бодрых спид/трэшевых риффов, наиболее толковые из которых были замечены в песнях "Chute Pour Une Culbute" и "La Cesarienne". Кроме них наибольшее одобрение вызвали сочинения "Psaume IV" и титульная композиция. Гитары, надо сказать, были исполнены французами умело - имеются в наличии неплохие мелодии, драйв, соло и прочие фишки. А вот с записью парни слегка промахнулись - музыка звучит как-то чересчур мягко и не в меру дружелюбно. Даже последний совсем не экстремальный альбом SHINING (тот, который "Halmstat") звучит более жёстко и сурово. Эти две работы имеют немало общего: обе являют собой меланхоличный, но не фьюнерально-депрессивный Black Metal, не брезгуют гитарной мелодичностью и высокими скоростями. Шведы, впрочем, обыграли французов на поле композиторских решений - "Halmstat" выглядит на порядок более осмысленным, в то время как "Folkfuck Folie" страдает от смысловой размытости - даже самые привлекательные из здешних ходов зачастую тонут в общей не очень стройной массе. Нельзя сказать, что стафф вызывает скуку - наоборот, слуху зачастую бывает не за что зацепиться, и внимание начинает медленно и неприкаянно расползаться по трэку. Иными словами, стоило сильнее выжать из этого релиза всю воду, оставив самую суть. Не вызывает пререканий только истеричный скриминг - Feu Cruel верещит всё так же истошно и местами даже как-то артистично.
"Folkfuck Folie" сложно назвать бесполезной работой - альбом имеет ряд интересных решений и воспринимается в целом положительно. Несобранность музыкального мышления я не могу объяснить творческим застоем в умах французов - быть может, им не стоило ковать горячее железо с помощью виниловой мишуры, а плотнее заняться полноформатником. Само собой, работа уступает предыдущим произведениям ансамбля, но, пластинку следует считать скорее не шагом назад, а неудачным завершением поиска новых идей, неверным шагом в переломном моменте. Уйдут ли после этого PESTE NOIRE в мэйнстрим, предпочтут эксперименты или, одумавшись, вернуться в андеграунд (последнее, впрочем, маловероятно) не знаю и предполагать не стану.
Перейду лучше к сайд-проектам Снега, первый из которых носит наименование ALCEST и представляет пластинку “Souvenirs D'un Autre Monde”. Могу представить себе удивлённые лица поклонников PESTE NOIRE, впервые услышавших эту работу. Предшествующие альбомы ALCEST были всё-же блэк-металлическими и - на тебе - Снег с головой ушёл в мечтательный пост-рок и шугэйзер. Предыдущие рецензенты сделали упор на то, что в ALCEST остались-таки отголоски black metal, в частности, гитара звучит жужжаще и по-блэковому. Я с этим согласиться не могу - практически такой же гитарный саунд присутствует у многих шугэйзовых команд и даже по сути своей не несёт в себе ни грамма мрачного оттенка. Но главное - атмосфера альбома не имеет решительно ничего общего с Чёрным Металлом, поскольку приоритет здесь отдан ярким краскам и безоблачному настроению. Исключение может составить, разве что, трэк "Sur L'autre Rive Je T'attendrai", да и то вряд ли...
В-общем, забив на black metal, я стал слушать альбом, и ко второй композиции желание поставить что-либо иное пропало совсем. Причина вот в чём: большинство альбомов жанра shoegaze хоть и обладают неплохим содержимым, но имеют один крупный недостаток - излишнюю сентиментальность, которую модная молодежь воспринимает положительно. Каким-то образом ALCEST этого избежали, несмотря на то, что в целом материал имеет ощутимый меланхоличный и мечтательный оттенок и мрака не содержит и в помине. Музыка у Снега получилась изумительной: исключительно гитарный, без участия клавишных звук, обогащенный красивыми гитарными мелодиями и изящными гармониями беспрепятственно проникает в слуховой аппарат и оседает в сознании красивой непринуждённой атмосферой. Последнее сочинение несколько выбивается из общей канвы, ибо представляет собой dreampop etherial с трайбальным перкуссионным фундаментом, обволакивающими синтезаторными тембрами и мечтательными мелодиями. К слову, в том же ключе завершился альбом Снегового AMESOEURS "Ruines Humaines". Недостатком работы могу назвать только не слишком солидное и выразительное пение Одри, с которой Снег, очевидно, решил связать личную, а заодно и творческую жизни. По всем остальным статьям претензий нет. Резюме: приятный на вкус, но не приторный десерт для музыкального гурмана.
Второй бастард Снега - трио AMESOEURS с дебютным альбомом "Ruines Humaines" (2006). Как мне видится, именно "Руины человечества" AMESOEURS являются переходным звеном между PESTE NOIRE и ALCEST.
Вообще, во время прослушивания этого материала создалось впечатление, что Снег в компании Одри и Винтерхальтера (барабанщика PESTE NOIRE) случайно выбрались из сырых парижских катакомб на свет божий. Немелко удивлённые миром живых людей, свалившимся на их ни о чём не подозревающие головы, тройка мрачных французов сочинила на основе своих впечатлений три песни, которые составили этот мини-альбом. Два первых трэка представляют собой пост-панк, приправленный по мере необходимости блэк-металлом - несмотря на присутствие жужжащих гитар и пронзительного верещания, "Bonheur Ampute" и "Ruines Humaines" не несут в себе ни капли злобы или чернухи. Разумеется, такой стафф несколько мрачнее творчества апологетов английского готического рока, но не намного - если не трогать гитары, но поменять вокал на более сладкоголосый и эмоцыональный, AMESOEURS вполне можно крутить в дневном эфире альтернативных музыкальных каналов, которые ныне в изобилии рекламируются повсюду, где только дозволено. Титульное произведение звучит более меланхолично и жёстко, под стать названию, зато "Faiblesse Des Sens" компенсирует этот резонанс. Мягкий и обволакивающий поп-рок с ведущим голосом Одри наверняка приведёт поклонников PESTE NOIRE в лёгкое недоумение, хотя сам по себе звучит просто блестяще и по атмосфере очень близок к современному ALCEST.
В целом AMESOEURS производят неоднозначное, но позитивное впечатление. "Ruines Humaines" неплох, достойно сочинён, исполнен и записан. Поклонники Black Metal (до которых релиз добрался в первую очередь) вряд ли воспримут AMESOEURS с большим энтузиазмом, зато оценят слушатели иных увлечений... чёрно-металлическое альтер эго Снега не так уж и важно в этом случае - люди взрослеют, интересы трансформируются и т.д. Одни ищут себя в dark ambient, другие - в трип-хопе, третьи - в иных музыкальных формах. Не только ищут, но ещё и находят.
Единственный на этот раз альбом с территории СНГ - последняя на сегодняшний день работа белорусского PAGAN. Старожил белорусского Чёрного Металла Алгкульт не так давно преодолел десятилетний рубеж творческой карьеры и вернулся в строй вместе со своим персональным проектом и альбомом "Monument Of Depression". Когда-то давно этот нечестивый белорус вроде бы испытывал некоторый интерес к языческому мировоззрению и даже поучаствовал в нацистском дуэте STURM - ныне всё язычество в творчестве PAGAN сосредоточено в названии, всеми остальными инстанциями в полной мере заведует сырой и андеграундный блэк-металл.
Фарватер PAGAN всегда имел два подводных валуна - не слишком искусные композиторские решения и не слишком выразительную звукорежиссуру. Предыдущие релизы Алгкульта повсеместно сталкивались с этими препятствиями, отчего размещённая на них музыка уступала даже раннему DARKTHRONE по всем техническим статьям. Однако, "Transilvanian Hunger" звучал прямолинейно и убедительно, а вот PAGAN - просто прямолинейно, а временами так вообще примитивно, скучно и однообразно. То же самое можно сказать и о "Monument Of Depression" - работа испытывает критический недобор звукового веса. Сами по себе гитарные расклады получились более-менее толковыми, но совершенно блёклыми и нетяжёлыми - на уровне хард-рока (или heavy metal - в случае вступительного риффа к "Diabolicon/I To Kill"). Не лучшим способом Алгкульт поступил с ударными - упор на медленный темп и отсутствие полноценных скоростных фрагментов могут быть обусловлены концепцией пластинки, но в целом барабанные линии иначе как примитивными назвать не представляется возможным. Быть может автор предпочитает единоличность в творчестве, только такие амбиции не ложатся на руку формации. Записан материал по стандартам дремучего андеграунда, обеспечивающим естественность звучания с одной стороны и (конкретно в этом случае) невыразительность саунда. Таким образом, замеченные недоработки связаны с технической частью альбома. При этом "Monument Of Depression" имеет несколько положительных сторон, о которых нельзя не сообщить. В-первых, автор сумел подобрать грамотное настроение для музыки, мрачное и безрадостное, но не особо депрессивное и совсем не сопливое. Угрюмое очарование осеннего леса и болотных топей, если выражаться языком образов. Во-вторых, PAGAN на этом альбоме хорошо прочувствовал фишку блэковых медляков - будь они записаны должным образом, этот стафф мог бы стать в один ряд с сочинениями CARPATHIAN FOREST или, пардон за тавтологию, HATE FOREST сходного толка. Третий положительный момент - присутствие на диске титульной пьесы, которую можно считать сладкой вишенкой, украшающей не слишком свежий пирог. Украшенный партией саксофона, мрачный и унылый трэк несколько улучшает общее впечатление от альбома... но, к сожалению, ненамного.
Десертом этой порции рецензий будут две великолепные прошлогодние работы от ABIGOR и ETERNITY. Немцы ETERNITY - одни из немногих современных музыкантов, находящихся в настоящем андграунде Чёрного Металла, поодаль от любых проявлений мейнстрима и коммерции. В пользу этого говорит дискография группы - за свою более чем десятилетнюю деятельность (группа образовалась в 1994 году) ETERNITY разжились парой демо-записей, несколькими сплит-альбомами и полноформатником "...And The Gruesome Returns With Every Night". Вторая полновесная работа как раз и является причиной этой заметки.
"Funeral Mass" несёт в себе дух норвежской Black Metal-сцены 90-х годов, чистый и не опороченный влиянием музыкального шоу-бизнеса и прогрессивных идей. Большинство рецензентов провело параллели к DARKTHRONE; мне наиболее подходящим видится сравнение ETERNITY с некоторыми работами CARPATHIAN FOREST. Немцы не стесняются манипулировать с инструментальной частью по своей прихоти и руководствуясь исключительно собственными задумками - ограничений по технической части перед ними как музыкантами не стоит, парни действительно умеют играть и понимают суть своего дела на отлично. Основное содержание пластинки выполнено в форме скоростного Чёрного Металла с фактурным гитарным саундом и ловкими барабанными бласт-битами, хотя время от времени музыку посещают короткие среднетемповые фрагменты. "One Way Hell" в соответствии с названием вообще звучит медленно, мрачно и тягостно и удачно разбавляет общую агрессивную канву альбома. Также среди прочих несколько выделяется финал "In Dimensions Of Pale Thorns", богатый на изящные композиторские решения и морозные эмоциональные оттенки. ETERNITY отдали приоритет жёстким и холодным, не примитивным, но не слишком сложным риффам и поступили очень правильно - переливающийся через край чёрной энергетике музыка обязана именно гитарам Managarm'а и Diabolus'а. Поддержку этому тандему оказала плотная ритм-секция под управлением басиста M. Alicious и ударника Basilisk. Разумеется, клавишные и акустические выкрутасы не были привлечены к работе над материалом, разве что несколько ледяных нот фортепиано подводят черту в завершении заключительной песни. Либретто исполнил Krieg, солист немецкой формации ANTI, и сделал это бесподобно и совсем не тривиально: его глубокий и язвительный скрим как нельзя кстати подошёл к крайне недоброй атмосфере пластинки. В заключительной дорожке прозвучал и чистый вокал, ни на шаг не отступающий от скриминга по части экспрессивности.
Таким образом, целевая аудитория этого релиза - поклонники истинно Чёрного Металла и некогда великого норвежского андеграунда в частности - ни коим образом не должна пропустить ETERNITY мимо сектора своего обзора.
Второй претендент на титул Best Of 2007 - “Fractal Possession” от ABIGOR. Авангардно-прогрессивный black metal набирает с каждым годом всё большую популярность, а вместе с ней - новых рекрутов. Признаться, я не испытываю особенной тяги к такому стилю самовыражения - до сих пор удачного результата в прогрессивном блэке достигли единицы - навскидку вспоминаются, разве что, VED BUENS ENDE, да пара столь же околопрогрессивных групп. Все прочие - заблудившиеся в дебрях кривых форм и рваных размеров DEATHSPELL OMEGA, бутофорно-коммерческий THE TRUE MAYHEM, занудный BLUT AUS NORD и иже с ними своими достижениями впечатляют крайне слабо. Подтверждают эти мысли примеры обратного свойства в лице последних записей RAATE, INQUISITION, MGLA, по поводу которых я не так давно успел поделиться своими соображениями.
В свое время ABIGOR отошёл от фэнтезийно-атмосферного black metal в сторону прогрессивности и новаторства. Едва дотянув до издания первого диска с новым звучанием (речь идёт об "Satanized: A Journey Through Cosmic Infinity"), коллектив благополучно свернул лавку. В прошлом году ABIGOR вернулся из небытия с новым альбомом, и творческая пауза, как показывает этот самый альбом, была взята очень уместно. "Fractal Possession" - яркий пример современного металла, корни которого уходят в блэк и, частично, в death metal. Общая структура сочинений аккуратно балансирует между тремя гранями - холодной и не слишком дружелюбной black-металлической атмосферой, своеобразным дэтовым драйвом и новаторской техничностью. Звучание пластинки задают преимущественно скоростные и тщательно изломанные барабанные линии, вдоль которых равномерно располагаются острые и рельефные гитарные риффы. Гитаристы (сам Питер Кубик, он же PK, он же Virus 666 и TT) постарались на славу - гитарная часть материала исполнена шикарно, поскольку изобилирует нестандартными для Black Metal решениями и профессиональной (и более того - органичной) записью с многочисленными занимательными ухищрениями и фокусами. Музыка, к слову, получилась не совсем блэковой, во всяком случае, полифонические и нелинейные пассажи у меня не слишком ассоциируются с Чёрным Металлом - при первом прослушивании мне вообще непрерывно вспоминался MORBID ANGEL, а также современный techno death metal. Возвращаясь к риффам, нельзя не отметить одну их особенность - создается впечатление, что для каждой отдельной пьесы они были исполнены индивидуально, без привязки к одному общему лейтмотиву, отчего в процессе прослушивания мало того, что цепляют крепко и надёжно, так к тому же, несмотря на приличный хронометраж пластинки, ничуть не надоедают. Мне, признаться, затруднительно выделить даже пару трэков, в которых гитары звучат краше. Либретто альбома повествует о различных деструктивных аспектах и исполняется широким диапазоном вокально-изобразительных средств, среди которых фигурирует и скрим, и гроул, и чистое, временами искажённое электроникой, пение и патетичные повествования. Также определённый колорит работе придают аккуратные партии синтезатора: задвинутые на второй план, они тонкой нитью проходят сквозь весь альбом, оттеняя риффы по мере необходимости неброскими, но выразительными электронно-индустриальными мотивами и занятными звукорежиссёрскими эффектами. Помнится, когда-то Питер пытался связать сатанизм чуть ли не с корпускулярно-волновым дуализмом и теорией квантов - "Fractal Possession" является подтверждением его научно-философских изысканий: столь кропотливый подход характерен именно для яйцеголовых трудяг познания в белых халатах.
Помнится, мой приятель-гитарист в беседе изрёк, что прогрессив (рок, металл и т.д.) - музыка, в первую очередь, адресованная музыкантам. Действительно, многие виртуозы стараются наваять как можно более закрученные и сложные структуры, под грузом которых музыкальный фундамент нередко начинает трещать по швам и опорным конструкциям и, в конце концов, с громким стоном проседает в трясину бесполезности и непонимания. В Black Metal так произошло с DEATHSPELL OMEGA - французы просто-напросто запутались в композиторских хитросплетениях и в итоге сочинили нечто малопригодное. Не менее искушённый в технических делах АБИГОР достиг противоположного результата: "Fractal Possession" с позиции слушателя и чисто субъективно, руководствуясь собственными ощущениями, я могу назвать лучшим альбомом в истории прогрессивного металла чёрного оттенка - по крайней мере, альбомы MAYHEM и последний релиз DEATHSPELL OMEGA я прослушал с гораздо меньшим удовольствием. Краткое резюме: блестящая работа.