После затянувшейся паузы продолжаю делиться своими мыслями по поводу некоторых релизов последнего времени.
Начну с death metal и пластинки американской бригады NILE "Ithyphallic" (2007). Последний на сегодняшний день полноформатный альбом столь авторитетного состава не мог пройти мимо целевой аудитории незамеченным: предыдущие произведения американских мясников-египтологов оставили крайне благоприятные впечатления в сознании поклонников брутального дэта.
Небольшое отступление. Сдаётся мне, нынешнюю моду (подчёркиваю - именно моду, а стандарт качества) в death metal диктуют, с одной стороны, одинаково-разные мелодик-дэт ансамбли и, с противоположной - модерновый нуклеарбластовский стафф с флагманами вроде KATAKLYSM или BEHEMOTH. Руководствуясь личными впечатлениями, могу сказать - NILE постепенно попадают во вторую струю - даже на Nuclear Blast уже успели подписаться. От предыдущих альбомов группы материал "Ithyhallic" отличается более прилизанным и аккуратным саундом, тщательная шлифовка которого зачастую приводит к ощутимой потери тяжести. Вроде бы и бласт-биты те же, и риффы не претерпели существенных изменений, а ощущение от прослушивания остается несколько иным. Возможно, причиной этой трансформации является звукорежиссура, которую американцам строил не привычный Боб Мур, а Нил Кернон, работавший с многими современными трэш/дэт-металлистами вроде NEVERMORE и разномастными электронщиками. Композиторских инноваций также малёк прибавилось - нельзя не обратить внимание на некоторую вязкость звука, которая достигается своевременным применением тягучих риффов и протяжных соло. Особенно характерно этот аспект раскрыт в титульном трэке, который открывается неким гитарным подобием ближневосточного мотива и далее сопровождается эффектными партиями ведущей гитары, а завершается скоростями, близкими к funeral doom. Отголосок прежнего звучания NILE содержится в короткой по хронометражу четвёртой композиции, поименованной в стиле Л.Н.Толстого и ансамбля BAL-SAGOTH внушительным предложением. Также нельзя не отметить присутствие этнической неметаллической части - в процентном отношении она проигрывает металлическому содержанию, но очень изящно облагораживает альбом. Заключительные минуты пластинки вообще максимально приближены к прогрессивно-психоделическому року.
В целом "Ithyphallic" оставил приятное послевкусие - содержимое диска было прослушано неоднократно и с интересом. По поводу трансформаций музыкального настроя NILE могу сказать одно: даже пирамиды в Гизе имеют тенденцию разрушаться.
Далее - поляки ODI PROFANUM VULGUS. Не то трио, не то квартет разжился вторым демо - “Acta Est Fabula” (2008) собран из 19 минут death metal-стаффа. Написать много на это раз не получится... группа взяла курс на жёсткое и ни разу не мелодичное звучание, которое навряд ли придётся по вкусу любителям melodic death metal. Скоростная барабанная дробь, плотные риффы и захлёбывающийся рык солиста лежат в основе всех четырёх композиций. Материал исполняется, преимущественно, в скоростном ключе, хотя периодически ненадолго замедляется до неторопливых фрагментов. Риффы у поляков получились толковыми - рельефными и в меру рваными, исполненными с талантом и знанием дела; небесполезным элементом музыки является лязгающе-тромбующая ритм-секция. В-общем, всё в порядке и расставлено по своим местам - слушать совершенно не скучно и интересно.
Свои недостатки у данной работы есть и связаны они со звукорежиссурой. Этому материалу не помешала бы дополнительная массивность и “мясистость”, а также резкость и хлёсткость по части гитар. По вопросам такого толка, к слову, можно обратиться к коллегам-согражданам из INFERNAL WAR. Поскольку с исполнительской точки зрения дела у группы обстоят вполне прилично, это упущение следует повесить на совесть звукача, но и музыкантам взять на заметку. Также не помешало бы присутствие соло - на демке их нет вообще. Тем не менее, любителям death metal я бы порекомендовал ознакомиться с творчеством ODI ROFANUM VULGUS, ибо их заявка на существование вполне убедительна.
Следующим пунктом стоит проект WEAPON с пластинкой "Para Bhakti... Salvation" (2008). Название для своей группы канадцы выбрали как-то спустя рукава - за именем WEAPON может скрываться почти всё, что угодно - и дэт, и трэш, и пауэр... в случае с этим ОРУЖИЕМ оптимальным вариантом описания жанра будет симбиоз равных долей death- и Black Metal. Миньон содержит две композиции на семь с половиной и без неё минут, соответственно. “Archana” - скоростной стук барабанов ловко переплетается с плотными и жёсткими гитарными риффами. Композиция находится в трансформации в течение всего времени звучания, быстрые фрагменты сменяют медленные переборы, беспросветную гитарную массу пронзают резкие гитарные соло в количестве двух экземпляров, вокалист Vetis Monarch рычит грозно и прилично. Для сравнения, нечто подобное записал на своём альбоме “Forever Underground" ансамбль VITAL REMAINS. Титульная песня ещё сильнее укрепляет подозрения о наличии у автора WEAPON творческой жилки - злобный и техничный металл содержит в достатке удачные решения, а также необходимую тяжесть и жёсткость. В-общем, за исключением одного не сильно приятного момента (см. далее), я прослушал пятнадцатиминутный миник неоднократно, с интересом и на одном дыхании.
Главный и единственный недостаток этого материала - качество записи. Звучит музыка крайне неопрятно - по вине неприятных шумов и треска на заднем плане (и это не noise) и завалу отдельных частот саунд вообще получился смазанным и невыразительным. Отсюда вытекает мораль: если музыканты соберут денег на порядочную студию и проведут там время с максимальной пользой, от WEAPON следует ожидать крайне серьезного релиза.
От дэта, которого на этот раз немного, перехожу к думу, которого предполагается ещё меньше. GRIVF - персональный проект Isar'а, участника малоприметных дацких составов MANAGARM и FORBANDET. На сопроводительным фото Исар изображён волосатым на всех видимых участках кожи глубоко лесным человечищем с рогом крупной рогатой скотины в руке. Музыкальная форма, которой придерживается автор, соответствует его облику и являет собой дремучий погребальный блэк/дум-металл с большим уклоном в язычество. Рыбинские ВО СКОРБЯХ, стало быть, вовсе не первые, кто обратил внимание на такую вот стилистику, хотя фольклора в их произведениях поболе, чем у скандинавского коллеги.
Привязать стилистику дебютника "Draugsrunor" (2006) к каким-либо конкретным опорным точкам непросто. Фундаментом сочинений является вязкий гитарный звук, фьюнерально-думового характера, обрамлённый акустическими и синтезаторными раскладами и натурными звуками. Поскольку соучастия ударных инструментов в работе нет (перкуссия проявила себя только в двух заключительных пьесах), музыку можно назвать drone doom'ом, что, впрочем, будет не совсем верно - не умеет GRIVF так же успешно давить на сознание, как это делают BEYOND BLACK VOID или DEEP WELL OF HORROR. Между делом Исар измывается над гитарой, например, елозит рукой по грифу, извлекая колючие и шершавые звуки - фишка эта тоже вполне сладж/дрон-думовая и в полной мере проявила себя в записях KHANATE. Также частенько автор оперирует с природными полевыми записями - воем ветра, плеском воды и т.д. Произносит свои тексты Исар, в-основном, двумя способами - утробным рычанием и тихим шёпотом; и то, и другое, равно как чистое пение в ритуальной "Vise", получается у него весьма неплохо.
Завершив описательную часть рецензии, перехожу к аналитической. Во-первых, материал сочинён преимущественно вокруг строго четырёхтактовых структур - прежде всего это касается акустических и синтезаторных мелодий и пассажей. Вступление "Rune", к примеру, построено вокруг одной-единственной зацикленной мелодии из 4 нот - слушать такое творчество попросту малоинтересно и скучно. Чуть лучше дела обстоят с прочими пьесами, но ненамного - имеются в них любопытные фрагменты, но пребывают они в меньшинстве. В этом свете без малого часовая продолжительность звучания пластинки воспринимается как большой минус. Во-вторых, гитарный саунд получился хоть и чистым, но недостаточно выразительным - не особенно тяжёлым, не особенно атмосферным. В качестве эталонов погребально-думовой и депрессивно-блэковой звукорежиссуры можно привести в пример "Stormcrowfleet" SKEPTICISM, "Filosofem" BURZUM и "Gudsforladt" NORTT - звучание GRIVF по всем статьям уступает любому из них.
Этот релиз сложно назвать иначе, как недоработанным, потому как Исан пока ещё не в должной мере искусен в качестве композитора и продюссера. Это - два самых больших и существенных промаха GRIVF. В силу того, что они перевешивают достоинства альбома, назвать его успешным я никак не могу, хотя отговаривать поклонников funeral/drone doom от прослушивания тоже не стану - определённой прелести и оригинальности "Draugsrunor" не лишён.
Обзор Black Metal-новинок начну со свежака от Drakkar Productions. “Where Obscurity Dwells” принадлежит шведскому дуэту OBSCURO в составе поющего гитариста/басиста Avondo и барабанщика-рифмоплёта Tortyr'а. Само собой, Black Metal в исполнении OBSCURO избежал шлифовки, огранки и доводки, что в контексте идеологии издателя (Драккар обратил-таки внимание на шведов после записи ими третьего по счёту демо) не вызывает ни малейшего удивления.
Что интересного я отыскал при прослушивании альбома? Ничего, кроме набившего оскомину звучания и не слишком удачной звукорежиссуры. По поводу первого: материал написан без отступления от канонов жанра - двух-, изредка - четырехчетвертной стук барабанов, гитарное тремоло, туберкулёзный вокал. Эпизодические замедления музыки не привносят ни оригинальности, ни свежести - такие приёмы были неоднократно испробованы не одним десятком более талантливых ансамблей. Ходы и расклады не меняются в процессе звучания альбома - с фантазией у авторов дела обстоят далеко не безоблачно. Но самое печальное то, что вторичность сочинений OBSCURO не компенсируется наличием любопытных авторских задумок, мало-мальски приличных наработок и/или эффектной реализации в силу их отсутствия (более-менее приглядные решения присутствуют эпизодически только на второй половине диска). За обратными примерами далеко ходить не нужно - CLANDESTINE BLAZE или MGLA умеют так исполнять штампы, что о вторичности забывает даже умудрённый опытом знаток блэк-метала. О саунде также нельзя сказать ничего хорошего - какое-то мягкотелое и вязкое жужжание гитар не несёт в себе ни тяжести, ни мрачности, ни атмосферности. Что хотели сказать своим творчеством авторы, я так и не уяснил - для фундаментального Чёрного Метала музыка чересчур легковесна, для лесного - не особенно гипнотична и трансцендентальна. Как говорится, ни в борщ, ни в Красную Армию...
На кого рассчитан этот релиз? Определённо, не на искушённого ценителя Black Metal. Вряд ли удовольствие от ознакомления с ним получит поклонник мелодичного и мэйнстримного метала. Заядлый коллекционер (если он не является поклонником Продукции Драккара) тоже, скорее всего, не станет гоняться за диском - ни художественной, ни исторической ценности в нём нет. Выводы на этот раз делайте сами...
В этом году две авторитетных формации увеличили свою дискографию на одну полновесную позицию каждая - речь идёт о финском BAPTISM и шведском ARCKANUM. Начну с первого и для затравки оставлю вводную информацию. BAPTISM - довольно старая и примечательная финская Black Metal-формация, за десятилетний период творческой активности реализовавшая два ("Grim Arts Of Melancholy" - третий) полноформатных альбома, а также ряд демо- и сплит-записей. Ныне ядром BAPTISM является Lord Sargofagian, по паспорту - Осси Мякинен, которому по мере необходимости помогают прочие музыканты. Ничего более информативного или познавательного о группе поведать не представляется возможным, так как Осси сотоварищи не дают повода почесать языком в светских блэк-металлических кулуарах, предпочитая эпатаж музыкальному творчеству. Оно и верно...
Итак, "Grim Arts Of Melancholy". Первым делом нельзя не отметить на удивление профессиональную и качественную запись материала. Надо думать, смекнув успех предыдущих релизов BAPTISM, шеф Northern Heritage (Микко Аспа) не пожалел денежных средств на запись этой пластинки. Вложения окупились с лихвой - музыка не несёт в себе лишних шумов и проваленных частот, звучит ровно и довольно привлекательно. Многие слушатели этот факт расценят как несомненное преимущество работы (пожалуй, именно на привлечение внимания этой публики и рассчитывал Микко), но у меня чрезмерная причёсанность блэк-металлического саунда вызывает определённый скептицизм - нет ли за всем этим коммерческой подоплёки? В любом случае, звукорежиссура "Morbid Wings Of Sathanas" мне показалась более выразительной, но это дело вкуса и дискутировать на эту тему я не стану. Тем более, сей альбом я считаю самым удачным пунктом дискографии BAPTISM.
Общая структура альбома представляет собой чередование скоростных боевиков и медленных меланхоличных сочинений. Быстрые песни (в трэк-листе они пронумерованы нечётными числами) по звучанию не отступают от знакомого по предыдущим альбомам стиля BAPTISM, сформированного из плотных риффов, наложенных на быстрый незамысловатый стук барабанов. Разве что музыка стала звучать стройнее и ровнее. Трэк под номером три - "Malicious Rites" - содержит помимо этого колоритный трэшевый рифф и ловкое гитарное соло в чуть ли не хард-роковой манере. Также вполне любопытно звучит "True Devotion", в первую очередь благодаря рельефной гитарной компоненте. Меланхоличные произведения мною воспринялись с меньшим удовольствием - по качеству звучания они дают фору многим подвальным депрессивщикам, да и являются более сдержанными в эмоциональном плане, но после "чётных" трэков вполне могут наскучить... особенно это касается десятиминутной "In This Painful Life". Осси и ранее испытывал творческий интерес к медленным темпам и угрюмому настроению, но прежние мотивы такого рода удавались ему куда успешнее - на этот раз с меланхолией он слегка переборщил.
По идее, "Grim Arts Of Melancholy" имеет все шансы собрать вокруг BAPTISM новых поклонников, потому как музыка формации стала более доступной и менее андеграундной. Как отнесутся прежние ценители к такой смене курса, гадать не буду - на основе рецензии, полагаю, можно составить некоторое впечатление о препарированном диске... не могу сказать, что я им остался доволен.
Далее - весьма заинтриговавший меня “Antikosmos” от ARCKANUM. Шамаате не торопился записывать свежий полноформатник на протяжении десяти лет - аккурат после выхода заключительной части лесной трилогии "Kampen". За это время, тем не менее, поклонники заполучили ряд миньонов и любопытных сплитов (особенно хорош оказался "Kaos Svarta Mar/Skinning the Lambs" в паре с норвегами SVARTSYN). Две последних "семёрки" я целенаправленно обошёл вниманием и предпочёл дождаться полноформатного альбома -"Antikosmos" был издан в явно рекламно-коллекционных целях, с "Grimalkinz Skaldi" при необходимости можно ознакомиться и позже... полновесный "Antikosmos", к слову, занимает всего 37 минут супротив часовой длительности предыдущих альбомов ARCKANUM.
Пластинка открывается характерным для ARCKANUM интро - проповедью Шамаате о северном эсхатологическом мистицизме под угрюмый эмбиентный рокот. Авторский почерк шведского тролля удивительным образом не стёрся с годами и даже почти не потускнел, и это заметно в металлической части - пятнадцати минутах звучания "Svarti", "Dauрmellin" и "Rokulfargnyr", ломовом скоростном Black Metal с очень простой и очень цепляющей инструментальной компонентой и знакомыми со времён "Fran Marder" вокальными интонациями. Не забыл Шамаате свои фирменные штришки вроде блёклых сэмплов, атмосферных интерлюдий и загадочных монологов, придающих неповторимый и уникальный привкус музыке; свой шикарный чистый голос при этом предпочёл оставить в стороне. После колючего электронного нойза "Blota Loka" альбом ощутимо снижает темп, вследствие чего теряет часть драйва: заправленные тягучими соло рельефные риффы "Nakjeptir" исполняются под неторопливый стук барабанов, а "Formala" вообще снижает скорость до стандартов дума. Между ними, впрочем, расположены полифонический гитарно-инструментальный этюд "Eksortna" и довольно симпатичный трэк "Su Vitran".
В совокупности "Antikosmos" оставил неоднозначное впечатление: вторая, несколько неожиданная и нехарактерная для ARCKANUM часть альбома ощутимо уступает по всем статьям традиционной первой половине. Как и прежде, творческий стиль Шамаате остаётся уникальным и узнаваемым, без прогрессивных затей и новомодных веяний - это несомненный плюс. Вряд ли он сможет пронять слушателя до пяток, как это удалось ранним пластинкам, но рассуждать по поводу того, в какую сторону изменился ARCKANUM (и изменился ли вообще) не стану... но послушать альбом всё-же посоветую - он определённо того стоит.
> > >