А вот - релиз многоуважаемого Sadolust Records, альбом голландского коллектива WELTBRAND “The Cloud Of Retaliation” (2006). Издатель презентует этот релиз как индустриальный Black Metal, но поклонникам всяко-разных THE KOVENANT или DEATHSTARS не стоит утруждать себя поиском средств для покупки диска - мейнстримной электроники здесь нет и в помине.
Стилистически материал "Облака Возмездия" наиболее близок к DIABOLICUM, потому как являет собой скоростной и злобный Black Metal с безлюдной атмосферой грядущего техногенного апокалипсиса... видать, в мечтах музыкантов человечество-таки накрыл медный таз ядерных грибов или промышленно-экологического кризиса. Дымящиеся агрегаты промзоны, источающие смрад и копоть жерла заводских труб, оружие массового поражения, как показывает практика (т.е. творчество IPERYT, упомянутых DIABOLICUM, ABORYM, BLACKLODGE и иже с ними), нисколько не противоречат идеологическим стандартам Black Metal. Вместе с явно "промышленной" эстетикой работы, избытка музыкальной индустриальности за WELTBRAND замечено не было - практически вся индустриальщина заключена в разбросанных по трэкам коротких сэмплах милитаристского содержания (лязг танковых гусениц, грохот артиллерии и т.д.), а также различных щелчках, сигнальных звуках и прочей электронно-нойзовой атрибутике. Исключение составляют нойз-индустриальная пьеса "End Of Transmission" и эмбиентный эпилог "Enter The Void". В этом смысле голландцы проигрывают своим коллегам из MYSTICUM и упомянутого DIABOLICUM - саунд обеих скандинавских формаций отличался крайней механичностью и безжизненностью благодаря своеобразно отстроенным и исполненным гитарным и барабанным линиям. Партии тех же самых инструментов участниками WELTBRAND исполнены менее изысканно и более стандартно - гитаристы нарезают быстрые резкие риффы, ударник выбивает из пластика дробь на пределе своих возможностей, временами на поверхность прорывается пульсация баса. К слову, солистом и басистом в одном лице является Molloch -RSDX-, он же RSD Xul, он же Роджер Друг - участник великолепного голландского трио FUNERAL WINDS (см. далее).
В целом материал звучит любопытно и энергично, а благодаря толковой записи, сильному исполнению и нехитрым композиторским изыскам вроде медленных сочинений ("Descending Of The Black Ash Rain") и индустриальных фишек - не скучно. Монотонность, присущую музыке, назвать однообразием сложно, хотя произведения действительно выполнены в едином ключе. По итогам прослушивания диску "The Cloud Of Retaliation" выставляется однозначный зачёт с рекомендациями к прослушиванию.
Настал черёд поделиться впечатлениями о кандидате на титул лучшего альбома в Чёрном Металле за прошедший год. На планете Земля существует не шибко большое количество ансамблей, пускающих побоку контракты, прогресс, модные тенденции, мнения и текущие вкусы слушателей и занимаются музыкой, конкретно - по-настоящему Истинным Чёрным Металлом. Более того, из-под их рук проходной и слабый материал не выходит принципиально. Голландцы FUNERAL WINDS, бесспорно, относятся к числу Немногих. К 2007 году Hellchrist, Balgradon и RSD добрались до третьего полноформатного альбома, коему было присвоено имя “Nexion Xul - The Cursed Bloodline”.
Слушая FUNERAL FINDS сложно не вспомнить общепринятую сентенцию, что, дескать, “трушные” по-молодости группы уходят в мэйнстрим и/или эксперименты потому как невозможно играть одну и ту же музыку много лет подряд. “Nexion Xul - The Cursed Bloodline” является опровержением этого заблуждения - ныне, как и пятнадцать лет назад, FUNERAL WINDS нарезают что ни на есть настоящий Black Metal с оттенками тевтонского трэша, злой и агрессивный, прямолинейный и бескомпромиссный, бьющий, как опытный снайпер - с первого выстрела и прямо в цель... впрочем, сложно ошибиться в определении стилистики FUNERAL WINDS, взглянув хотя бы на фотографии участников ансамбля, исполненные в некро-эстетике среди кладбищенских монументов и каменных надгробий. Также музыканты не скрывают своего глубокого уважения к авторитетным олдовым группам - BATHORY, SODOM, MAYHEM, VENOM и иже с ними. Причём не только не скрывают, но и вполне гордятся этим, равно как и приверженностью к идеалам старого Чёрного Металла. И правильно поступают. Ничего новаторского в этой работе нет, но новаторство здесь и не нужно; взамен инновациям голландцы предоставляют слушателю девять композиций, собранных из великолепных риффов, скоростных барабанных линий и едкого злобного скрима. Проклятая и богохульная кровь вперемежку с мощной энергетикой бьёт фонтаном из каждого удара “кухни” и всех без исключения гитарных нот. С гитарной составляющей в полном симбиозе живёт ритм-секция - барабанщик Балградон постарался на славу, искусно выполнив не только общие линии, но и уделив внимание штрихам и деталям. В-общем, инструментальная часть работы выполнена блестяще: притом, что все композиции имеют единый (ориентированный на устои жанра) лейтмотив, наскучить в процессе прослушивания они, само собой, не успевают.
Кроме приверженности идеалам означенных выше команд иные влияния на музыку FUNERAL WINDS оказались сведёнными к нулю - пятнадцать лет творческой деятельности прошли словно в полной изоляции от внешнего музыкального мира с его текущими стандартами, разве что достижения современной звукорежиссуры музыканты взяли себе на вооружение и приспособили по своему велению - музыка звучит выразительно и очень качественно. Хотя, сдаётся мне, в Necromanteion Studio было оставлено немало денежных средств... ну и ладно, игра определённо стоила свеч.
Что сказать в завершение? Настоящее мастерство не испортишь никакими средствами, Искусство не берёт тлен и забвение.
Развивая тему олдскульного трэш/блэка, добавляю отзыв о cплит-альбоме “Unholy Sacrifice”. Этот продолжительный (52 минуты) сплит был записан двумя южноевропейскими Black Metal-формациями - португальской DECAYED и итальянской DARKNESS. Начинает программу DECAYED - коллектив весьма олдовый и плодовитый, имеющий в загашнике около десятка полноформатных записей, а также неисчислимое множество мелкоподсобных сплитов и миньонов. "The Ritual" начинается угрюмым электронным эмбиентом, а спустя некоторое время под похоронный звон набата выходит на передний план апокалиптичный гитарный саунд. Мрачная атмосфера нагнетается силами синтезатора: клавишные и прежде занимали важное место в музыке DECAYED, но здесь они зазвучали действительно выразительно и зловеще. Несмотря на то, что набор тембров невелик (пространственные пэды и некое подобие клавесина в "From Pits Of Denial"), музыканты оперируют им крайне аккуратно и обдуманно, не перенасыщая материал ненужной мелодичностью. Кроме того, синтезатор удачно уплотняет не слишком тяжёлые гитарные риффы. Таким образом, звук в целом получился не столь аргрессивным, сколь оккультно-инфернальным, особенно это касается траурно-медленной пьесы "From The Pits Of Denial". Не менее удачными получились скоростные фрагменты, происходящие при поддержке синтезатора, например, в "Shoghots". Либретто исполнено в соответствии с устоявшейся техникой блэкового скрима, но время от времени низким мистическим голосом вокалист произносит мистичные и отнюдь не оптимистичные короткие реплики.
Второй участник "Нечестивого Жертвоприношения" - трио DARKNESS - испытывает склонность к андеграундному Thrash/Black Metal. Семь сочинений исполнены в исключительно подвальной палитре - никаких мелодий или клавишных (фортепианный этюд "Mental Disorder" в расчёт не берётся сознательно), только незамысловатый и неотполированный гитарный саунд в связке с быстрым стуком барабанов и спонтанными соло. Не исключаю, что адепты ТЬМЫ питают слабость к олдскульному Чёрному Металлу и изо всех сил стараются подобрать соответствующую атмосферу своей музыке. Надо сказать, получается это у них недурственно - материал имеет свойство источать гнилой смрад и подвальную сырость, пусть и не так успешно, как произведения тех же MAYHEM или ARCHGOAT. С композиторским талантом у итальянцев существенных проблем не наблюдается - музыка звучит вполне интересно и не скучно благодаря толково придуманным и исполненным, преимущественно быстрым риффам блэк-трэшевого характера. Зато с записью музыканты несколько подкачали - над режиссурой гитар стоило поработать более тщательно, хотя струнные воспринимаются вполне сносно и в том виде, в котором они присутствуют в работе. Ещё один промах связан с вокалом: хриплый и надрывный практический чистый голос звучит не агрессивно, а как-то почти хардкорово. Биография DARKNESS не особо интересна: группа образовалась в 2001 году и с тех пор записала несколько демо-лент и сплит-альбомов с различными не шибко популярными формациями вроде VIA DOLOROSA и NECROPLASMA.
В сумме, "Unholy Sacrifice" можно считать неплохим альбомом, рассчитанным на потребление поклонниками Black Metal по мере необходимости.
Далее по списку - DEN SAAKALDTE. Их первая пластинка вряд ли пройдёт незамеченной в среде поклонников скандинавского блэк-металла, потому как участниками DEN SAAKALDTE являются all-stars всея Скандинавии: изначально в проекте в качестве барабанщика был задействован Hellhammer, ныне в его состав входят музыканты из ансамблей DODHEIMSGARD, 1349, FORLORN, GEHENNA а также фронтмэн SHINING Никлас Кварфорт; основателем DEN SAAKALDTE, впрочем, является почти безвестный гитарист Sykelig (PARADIGMA). Их первый и пока единственный релиз носит имя "Ol, Morke Og Depresjon", в переводе означающее "Пиво, Мрак и Депрессия". Я предлагаю трактовать название альбома как метафору состояния похмелья, когда мир вокруг кажется предельно мрачным и депрессивным, и только пиво может помочь вернуть всё на круги своя. Но определение "похмельный блэк-металл" звучит как-то не особо здорово, посему оставим как есть - black metal и точка.
Материал взаправду имеет некоторый алкогольный привкус - тот, который появляется задолго после начала попойки и совершенно не доставляет удовольствия, только головокружение и головную боль. Партии фортепиано, сбежавшие словно из некого декадентского шансона, нестройное пение духовой секции, атмосферные клавишные пассажи и слегка шизофреничные синтезаторные экзерцисы, расплывчатые гитарные риффы, грустная акустика и хорошо узнаваемый харизматичный голос Кварфорта в сумме создают насыщенный мелодиями и внутренней динамикой звуковой ряд. Разумеется, здешние нежёсткие риффы исполнены ловко и, не побоюсь этого слова, хитроумно, но особого восторга они не вызывают. Авангардизм по большому счёту вообще был придуман людьми высокого духовного склада для себе подобных - простым смертным понять его бывает очень непросто. В моём случае я считаю это и вовсе ненужным.
...я уже было решил, что к началу ХХ столетия желание сотворить нечто авангардное у норвежских музыкантов блэк-металлической когорты отпало раз и навсегда, отступив перед жаждой наживы на блэковом трэнде. На самом деле всё обстоит несколько иначе - побуждения может и не пропали, а вот вдохновения поубавилось: как бы то ни было, DEN SAAKALDTE звучит гораздо слабее прогрессивных записей SOLEFALD, FORLORN, ARCTURUS и им подобных - это слышно и невооружёнными предвзятостью ушами. Не тот творческий запал, а быть может и не тот возраст для экспериментов. Во второй половине 90-х позывы к композиторскому и исполнительскому совершенствованию были оправданными и находили исчерпывающее объяснение - почто играть Black Metal на одной ноте, когда руки уже умеют брать более сложные музыкальные конструкции? Не исключено, что существуют и иные мнения, но картина мне видится именно таковой и никакой другой. Оценку альбому выставляю максимально объективно; субъективно же ничего (пожалуй, за исключением 1-2 привлекательных, но банальных риффов и голоса Кварфорта) мало-мальски интересного в ней для себя я не обнаружил.
P.S. Возможно, "Ol, Morke Og Depresjon" действительно следует слушать наутро после бурной ночи. К тем читателям, которые на собственной шкуре попытаются проверить верность этой гипотезы, есть просьба отписаться мне о своих собственных впечатлениях.
Еще одной неординарной прошлогодней работой является дебютный альбом канадского дуэта GRIS “Il Etait Une Foret...”. GRIS не появился из ниоткуда - его предтечей была далеко не самая известная формация NIFLHEIM. Новый проект Нептун и Икар разделили на двоих, распределив между собой роли следующим образом: первый занялся гитарой и басом, второму достались клавишные и барабанная установка; также оба музыканта, вроде бы, поигрывают на смычковых струнных инструментах.
Первая композиция в процессе прослушивания составила хорошее впечатление. Представляет она собой депрессивный black metal, отчётливо напомнивший творчество юного XASTHUR - звук у GRIS, правда, получился не столь подвальный, более плотный и резкий. Изюминками GRIS можно назвать превосходные обволакивающие пассажи синтезатора и своеобразную трансцендентально-промозглую атмосферу. Первые секунды звучания “Le Gala Des Gens Heureux” заставили насторожиться, ибо записан на них некий монолог вокалиста, обращённый к свистящей толпе... подозрения оказались не беспочвенными, поскольку эта песня представляет собой некий гибрид блэк-металла и (внимание!) хардкора. Да, именно так: характерный ритм, отсчитывающая каждую четверть тарелка, мелодические интонации, с помощью которых альтернативщики и хардкорщики нагнетают в зал бутафорский грув, кач и драйв, самым прямым образом сочетается с гитарным жужжанием и истеричными воплями. “Veux-Tu Danser?” вообще равноудалён от хардкора и блэка, зато очень близок к мрачному и грязному пост-року... в целом, “Il Etait Une Foret...” целиком сформирован из этих трёх составляющих, тщательно перемешанных между собой. На десерт GRIS приберегли инструментал “La Dryade”, длинную неоклассическую пьесу, красивую и элегантную, но слишком академичную для Чёрного Металла. Атмосфера альбома также получилась не совсем традиционной для депрессивного блэка, не столь безнадёжной, сколь просто мрачной и не в меру шизофреничной.
Таким образом, GRIS раз продемонстрировали поиск новых подводных течений не то в Black Metal, не то в пост-хардкоре, не то в их общем искусственном русле. В последнее время такая форма современного Чёрного Металла находится в сфере интересов лейбла Hydra Head и кому-то она покажется привлекательной, если не гениальной, но только не мне - ничего сверхвыдающегося или категорически примечательного для себя в таких экспериментах мне отыскать не удалось Да, любопытно, да, неординарно, но как-то кособоко и неуклюже… в то же время классические и проверенные временем ходы, избежавшие новаторства, удались канадцам более чем успешно - в общей сложности половина содержимого работы оставила благоприятные впечатления. С другой стороны, бросающихся в глаза недостатков за GRIS замечено не было, посему ругать их тоже не представляется целесообразным. Когда-то после внебрачных сношений дума и хардкора появился sludge doom, и быть может, сейчас мы являемся свидетелями рождения нового жанра - как знать.
В текущем году очередной полноформатник записал VINTERRIKET, назвав его "Gebirgshohenstille", и я из любопытства решил ознакомиться с его содержанием. По большому счёту, писать рецензию на свежий альбом Кристофера Циглера почти бессмысленно - стабильность внимания поклонников VINTERRIKET сопоставима со стабильностью творческих взглядов этого плодовитого немца. Обе стороны, в итоге, не остаются внакладе - автор не слишком заморачивается на творческие поиски, слушатели не боятся стать обиженными и обеспечивают окупаемость релизов. Практически природная, в-общем, гармония - как оно и задумалось.
На протяжении нескольких лет Кристоф не изменяет удачно выбранной свзяке dark ambient & black metal и, без оглядки на текущую моду и, зачастую, здравый смысл, с завидной регулярностью сочиняет новые опусы. Здесь следует заметить - при ознакомлении с дискографией VINTERRIKET наиболее прочно отложились в памяти пластинки "Winterachatten" и "Der Letze Winter - Der Ewigkeit Entgegen", а также чисто эмбиентное произведение "Landschaften Ewiger Einsamkeit". Прочие работы показались мне гораздо менее обдуманными и интересными, в то время как на этих релизах Циглер проявил себя с самой лучшей композиторской и исполнительской стороны.
Соотношение эмбиентных и металлических пьес на "Gebirgshohenstille" составляет один к двум - то есть на четыре исключительно электронных этюда приходятся две металлические дорожки - "Im Dunkel Des Hohenzuges" и титульная композиция. Начну с эмбиентной части, поскольку именно ею открывается альбом. Кристоф не изменил своему стилю сочинения хмурых звуковых ландшафтов - пьесы выполнены в едином ключе и сложены из плывущих гармоний синтезатора в минималистичные атмосферные полотна, соответствующие выбранной тематике угрюмой тишины горных кряжей. В предпоследней дорожке "Тропа в бесконечность" помимо синтезатора звучит фортепиано, также, вероятнее всего, искусственного происхождения. К счастью, Кристоф обошёлся на этот раз без попыток сыграть средствами клавишных нечто фольклорное и мелодичное и поступил правильно - грамотно такие дела умеют делать единицы, и VINTERRIKET не очень попадает в их число.
Два упомянутых выше по тексту металлических трэка не вызовут удивления у знатока творчества VINTERRIKET. Неторопливые атмосферные композиции с клавишной поддержкой и монотонным гитарным жужжанием удачно разбавляют общее релаксивное настроение материала. Мелодический строй "Im Dunkel Des Hohenzuges" вызвал некоторые ассоциации с SUMMONING, хотя музыка австрийцев звучит менее прохладно и более ярко; "Gebirgshohenstille" является прямым продолжением (или развитием) "Темени горной гряды" с более жёсткими гитарными аранжировками и кратковременными выпадами в эмбиент.
Сравнивать "Gebirgshohenstille" с многочисленными предыдущими альбомами VINTERRIKET нет особого смысла - можно попросту потеряться в их многообразии. Сам по себе альбом хорош - в меру трансцендентален, написан не без таланта, фантазии и вдохновения - не исключено, что Кристоф провёл немало времени в созерцании горных пиков и скалистых утёсов, и время это не прошло зря. Так или иначе, эту работу я предпочту пугающему многообразию депрессивно-меланхоличных релизов последних нескольких лет.
Отходя от Black Metal напишу о немецком квартете HEIMDALLS WACHT. Он образовался в 2004 году и за четыре года своего существования обзавёлся аж четырьмя полноценными альбомами - никак сам Хеймдалль подсобил. Мне не довелось услышать предыдущие работы группы (для справки: ими были "Westfalischer Schlachtenlarm" (2005) и "Der Untergang Der Alten Welt" (2006)), ни предтечу HEIMDALLS WACHT - THE MARTYRIUM (Нархемот и Саруман прежде играли именно там), поэтому рассматривать "Ut De Graute Olle Tied - Deel I" (2008) придётся в отрыве от остального творчества.
После взгляда на обложку диска, от "Ut De Graute Olle Tied - Deel I" я ожидал услышать сырой и мрачный языческий металл, ориентированный на звучание в духе SOLSTAFIR... на самом деле стилистика материала вполне соответствует нынешнему направлению инспирированного язычеством германского блэк-металла и представляет собой нефольклорный black pagan metal. Звучание материала базируется на неагрессивных и даже временами мелодичных и эпических риффах и преимущественно среднетемповых барабанных линиях. Помимо того в строго ограниченном количестве присутствует акустика - скрипка и гитара. По части композиторских изысков германцы остались в стороне от сонма прогрессивных музыкантов, поскольку не стали изобретать ничего нового. Более прочего запомнилась вторая половина сочинения "Aufstand Der Stellingas", своей холодно-обвалакивающей скрипичной мелодикой напомнившая первую работу FORTERESSE. Прочие дорожки (в особенности "In Des Herbstes Kalten Armen") слушаются без скуки и не без интереса, но назвать их шибко цепляющими я поостерегусь. Саунд гитар подобран сносно - риффы звучат плотно, но не жёстко... жёсткости, впрочем, музыкантами вроде как и не подразумевалось - не тот жанр. Исполнен материал пластинки весьма недурственно, с умением пользоваться инструментами и без избытка виртуозности. Основную работу по озвучиванию текстов выполнил скрим, которому подпевает чистый "викинговый" голос.
Главным недостатком работы можно назвать хронометраж - один час для такой музыки мне показался перебором. Возможно, немцам стоило посильнее выжать материал, оставив минут сорок самой сути и сократив продолжительность наиболее длинных сочинений. По остальным деталям вопросов у меня нет.
Вывод: минимум новшеств при любопытном и крепком содержании позволяют порекомендовать "Ut De Graute Olle Tied - Deel I" поклонникам языческого металла, для которых синтезатор и дудки не являются обязательными атрибутами стиля.
В заключение - неметаллический десерт от DAPNOM, работа "Baalberith, Master Of The Alliances". Альбом содержит один-единственный титульный трэк, растянутый на двадцать одну минуту. Звуковым наполнением этого сочинения является густой и сырой, словно канализационная жижа, black noise. Основу дорожки формирует плотный глухой гул, в котором тонет множество звуков самого разнообразного происхождения - аритмические басовые пульсации, пронзительный свист, надрывные вопли трубы, призрачные потусторонние реверберации и шершавые нойзовые петли. Разумеется, намёков на мелодии или приятные слуху гармонии здесь нет и в помине, саунд получился крайне прямолинейным и монотонным. Нет и зловещих повествований - Мелдквис вообще никогда не уделял внимания вокальной составляющей своих работ... оно и к лучшему - гораздо приятнее слушать сами саундскейпы, чем внемлить до ужаса смешным голосам в школярном блэкнойзовом духе. Чёткой композиции также не было замечено, хотя совсем аморфным трэк также назвать невозможно - структура присутствует здесь в очень размытом состоянии. В-общем, навряд ли звучание «Баалберита, Повелителя Союзов» удивит знатока творчества DAPNOM или станет для него откровением.
Целевая аудитория - поклонники чёрного нойза - должна воспринять этот релиз с энтузиазмом. Несмотря на сырость и отсутствие малейших намёков на огранку, Мелдквис сумел наладить вполне выразительный звук, пару раз, правда, слажав с записью басов. Благодаря небольшой продолжительности, материал воспринимается непринуждённо и практически на одном дыхании. Очередная крепкая работа от мастера чёрной шумовой музыки - добавить более нечего. За сим спускаю занавес.
< < <