Обзоры # Forteresse

Jul 20, 2008 13:30

Небольшой внеплановый паёк рецензий - три альбома от канадского ансамбля Forteresse.

Молодой квебекский проект FORTERESSE сообразили на двоих мультиинструменталист Moribond и вокалист Athros, не слишком известные по формациям HERETIC BLOOD, WINTERWITCH, UR FALC'H и т.д. Единственная замеченная неувязка, которая сопровождает их дебютный альбом “Metal Noir Quebecois” (2006) - мировоззрение музыкантов в рамках FORTERESSE. Отнюдь не уничтожение цивилизации и презрение ко всему живому беспокоят Атроса и Морибонда - ими движут исключительно патриотические мысли и побуждения о возрождении европейской (конкретно - французской) культуры вокруг себя и духа предков внутри. При этом парни исполняют Black Metal настолько чистый и чёрный, что многим true-коллегам по производству такой и не привидится. Особое у них, видимо, вдохновение, не располагающее к откровенному патриотизму…
Музыкальное наполнение альбома заслуживает высшей похвалы - стремительный, скоростной Чёрный Металл, прочно установленный на барабанно-гитарном фундаменте. Никаких клавишных в процессе сочинения материала использовано не было, музыканты ограничились эксплуатацией коротких фольклорных фрагментов в качестве вступления к композициям (подозреваю, это было совершено в концептуальных, а не музыкальных целях). Партии гитар сочинил и исполнил Moribond и справился со своими обязанностями великолепно - рельефные цепляющие риффы тускло переливаются холодными красками атмосферных фидбэков и укладываются в прочную стену гитарного звука. По своему отстранённому и угрюмому настроению музыка напоминает "Filosofem" BURZUM, в частности единственный быстрый трек с этого альбома - "Jesus Tod". Саунд вообще получился вполне нордическим - холодным и бесстрастным, без патриотического пафоса и избытка патетики.
Критических недостатков альбом успешно избежал, хотя и несёт в себе некоторое однообразие - все шесть сочинений выполнены на высоких скоростях, кратковременные замедления темпа были замечены только в пьесе "La Flamme Et Le Lys" и в заключительной "Honneur Et Tradition". С другой стороны, риффы Морибонд настрогал очень сочные, и слушать их - одно удовольствие. Кроме того, этой работе могло бы не помешать умеренное участие синтезатора - полупрозрачные, неявные клавишные пассажи только добавили бы музыке выразительности. Претензий к технической части "Metal Noir Quebecois" у меня не имеется вообще никаких. В сумме - сильная работа от категорически талантливого дуэта.

Второй альбом FORTERESSE носит имя “Traditionalisme” (2006). Вряд ли удастся выразить много мыслей по поводу этого релиза. Десять минут звучания содержат в себе квинтэссенцию материала предыдущей работы “Metal Noir Quebecois”: отсутствие “воды”, никаких лишних движений и ненужных нот - все выражено чётко, лаконично и сугубо по делу. Стиль FORTERESSE не претерпел практически никаких изменений - тот же монотонно-гипнотичный, но далеко не однообразный материал базируется на обволакивающих и плотных риффах, наложенных поверх ровных и аккуратных скоростных бласт-битов. Где-то в середине “Traditionalisme” в полной мере прозвучал чистый вокал Athros'а - он имел место и на “Metal Noir Quebecois”, но там его роль была задвинута на второй план. В неприкосновенности сохранилась атмосфера - холодная и отстранённая, она очень сильно напомнила ряд произведений BURZUM и, отчасти, ARCKANUM. Так вышло, что этот миньон мною был прослушан незадолго перед дебютным полноформатником, и после более глубокого ознакомления с творчеством FORTERESSE я ничуть не разочаровался в творчестве участников FORTERESSE. Чего, собственно, желаю и вам.

Свежий материал от FORTERESSE не заставил себя долго ждать - "Les Hivers De Notre Epoque" (2008) стал юбилейным релизом лейбла Sepulchral Productions, изданным под десятым порядковым номером.
Выше по тексту я отметил, что музыке канадцев не помешало бы ненавязчивое участие синтезатора. Я не ведал об их передовых музыкальных намётках, равно как и Морибонд с Атросом точно не могли узнать моего мнения о своих творческих раскладах, но ход мыслей наших, тем не менее, совпал: альбом открывает эмбиентно-клавишное вступление "En Quete Du Souvenir"; также в трэк-листе числятся инструментальные неметаллические интермеццо "Veille D'espoir - Aube Funeste" и "Fils De Patriotes - Peres Du Renouveau". Клавишные инструменты не пропадают и в песенном содержании пластинки, в большинстве случаев исполняя роль фоновой поддержки и изредка выдвигаясь на передний план. Музыканты обошлись с электроникой обдуманно и аккуратно - клавишные не отвечают за исполнение мелодий, но гармонично дополняют гитарный звук призрачными обволакивающими тембрами. Кроме того, несколько трансформировалась композиционная структура сочинений. На этот раз FORTERESSE ощутимо сбавили скорость барабанов, отчего музыка стала более давяще-меланхоличной и блёклой по атмосферному окрасу, но без глубоких эмоциональных переживаний, петель, верёвок и мыла. С увеличением депрессивности ощутимо снизилась массовая доля трансцендентальности, что я не могу считать удачной инновацией: кому-то личные эмоции музыкантов могут прийтись по вкусу, мне же более приятно характерное для предыдущих записей FORTERESSE ощущение холодной и бесстрастной отрешённости от всего сущего. Плотный гитарный саунд - изюминка "Metal Noir Quebecois" - здесь стал менее жёстким и массивным, хотя по своей сути и структуре практически не изменился. А вот структура самих пьес поменялась не в лучшую сторону - нынешняя монотонность FORTERESSE, к сожалению, часто переступает порог однообразности, ибо отдельные риффы представляют собой медленное чередование 2-3 длительных нот, слушать которые не слишком интересно. Наконец, чуть больше стало чистого голоса, в то время как содержание произносимых Атросом сентенций осталось прежним - воспевание красоты квебекской природы и возрождение исконно французской культуры в бескультурной Северной Америке. Оно и верно - всё прошлое американского континента благополучно искоренили в резервациях европейские конкистадоры, и текущий объем работ по реконструкции иноземного национального духа весьма велик. В-общем, творческое развитие FORTERESSE в текущем направлении неожиданностью не стало... во всяком случае, приблизительно таким я его себе и представлял.
Эту работу невозможно не сравнить с последними альбомами украинцев DRUDKH - общими аспектами в этом случае становятся как музыкальные (приверженность сходным стандартам грустного Black Metal), так и концептуальные (патриотизм, пейзажная поэтичность) составляющие творчества. Даже одна из иллюстраций буклета "Les Hivers De Notre Epoque", та, что находится аккурат в середине, напомнила картинку с обложки диска "Blood In Our Wells". Соответственно, любители DRUDKH должны остаться довольны и квебекским дуэтом. Кроме того, альбом рекомендуется к ознакомлению поклонникам не слишком сентиментального depressive Black Metal - проливать крокодиловы слёзы и вскрывать себе вены участники FORTERESSE вроде как не собираются, что понятно - им ещё Квебек по-новому перестроить надо.

широким абзацем

Previous post Next post
Up