Рецензии #009: Backfire Productions

Dec 28, 2008 02:37

Эта небольшая подборка рецензий является отзывом на присланный новосибирским "значком" Backfire Productions промо-пакет. Лэйбл не включил в него только один релиз из выпущенных на тот момент - "Dreamslave... Awakening" ASGUARD. Не думаю, что его отсутствие принципиально меняет картину, посему искать его самостоятельно я не стал.

Начну с первого из присланных дисков, названного "Poets' Blood" (2006), который стал дебютной записью белорусского квартета RAINBIRD и первым пунктом каталога Blackfire. Альбом состоит из восьми песен общим хронометражем 52 минуты 42 секунды. "Пред штормом" - краткое введение, наполненное журчанием гитарных струн; звучание этой пьесы ближе к пост-року, чем к дум-металлу. Вторым по списку следует титульный трэк, а за ним - остальные шесть дорожек. Звучат они как-то совсем неаппетитно в силу хреново записанных гитар, дурного пения и специфической для металла стилистики... такую музыку очень часто где попало играют молодые, но романтические и антисоциальные товарищи, известные в народе как рокеры, только вот думом их творчество не называют. По большому счёту и творчеством это назвать сложно - так, попытки как-то утвердиться во взрослом мире и, как модно говорить, самовыразиться... обычно кроме близких друзей и знакомых музыкантов мало кто интересуется их опусами - издатели и неангажированные слушатели в это меньшинство не входят... ладно, вернёмся к нашим поэтам. RAINBIRD'ам для того, чтобы попасть под статью doom metal не хватает как минимум тяжести и массивности саунда, которая в этом случае является определяющей (для справки следует переслушать пластинки "Dusk" DISEMBOWELMENT или "Stormcrowfleet" SKEPTISICM, ну или на худой конец "Symphonaire Infernus Et Spera Empyrium" MY DYING BRIDE или "Serenades" ANATHEMA). Я вообще полагал, что совсем кустарная звукорежиссура в отечественном думе ушла в прошлое вместе с первопроходцами этого стиля, так ведь нет - супостаты всё ещё сочиняют, пишутся и, главное, издаются. И ещё RAINBIRD мне показался похожим на сильно ухудшенный вариант PYOGENESIS начала 90-х. Заключение таково: "Кровь поэта" подтверждает пословицу о первом блине, который зачастую выходит комом. Ком, к сожалению, получился и у лейбла, и у ансамбля - очень большой и совсем несъедобный.

Следущий пункт списка - "A Life Elder" (2006) от новосибиряков UNGRAVED. Признаться, я немелко затянул с рецензированием этого диска... вообще непонятно, стоило ли писать этот обзор: стиль melodic death metal я вообще не признаю как вид и вряд ли смогу оценить работу в системе оценок, принятых среди поклонников жанра. Тем не менее, собрав всю свою объективность и непредвзятость, оставляю свои измышления относительно альбома. UNGRAVED является квинтетом из Лютого солиста/гитариста, клавишницы Ангела, барабанщика Ебуна, гитариста Алекса и басиста Бишопа. Состав и специализация участников недвусмысленно намекает на то, что в течении сорока двух минут новосибирцы намерены потчевать слушателя мелодичным дэт-металлом при участии синтезатора... клавишные превращают музыку из банального мелодик-дэта в какой-то микс из подражания традициям smdm и CREMATORY - думаю, это главная особенность новосибирского ансамбля. Долго распинаться по поводу синтезаторной компоненты я не стану - все пассажи Ангела выполнены по одной схеме с помощью узкого диапазона тембров, незамысловаты и особенно не интересны... Катрин из CREMATORY владела электроникой куда совершенней. Металлическая сторона работы представляет собой стандартный замес из нехитрых барабанных линий, бубнящего баса и гитарных риффов. По части драйва НЕПОГРЕБЁННЕ всухую проигрывают лучшим альбомам из мелодичного сектора дэт-металла - "Terminal Spirit Disease" AT THE GATES и "The Jester's Race" IN FLAMES: риффы (то есть самостоятельные ритмические гитарные конструкции) тянутся длинной скучной чередой, не вызывающей ни интереса, ни антипатии. Гитарные расклады прописаны без избытка искусности - эффектных штрихов в них нет, изящность сюжетов отсутствует, мелодичность, по большому счёту, тоже. Если бы я был любителем мелодик-дэта, то смог бы вспомнить и назвать по меньшей мере пяток альбомов, превосходящих "A Life Elder" по всем статьям, но мелодик-дэт я не люблю и искать примеры для сравнения не буду. Больше остальных мне понравился инструментал "333", записывая который музыканты, возможно, нехило пропотели, хотя и в нём я вижу массу недостатков - от некрасивой партии синтезатора до нестройного развития сюжета. Ещё концовка (тоже, кстати, инструментальная) условно неплоха… про звукорежиссуру писать много не стану - барабаны записывались вроде как в пофи-студии, всё остальное - у Бишепа дома, сводился материал у Ебуна. На звучании это никак не отразилось - саунд всё-равно получился пресным и заурядным. Читая другие рецензии на "A Life Elder" я так и не смог понять, за что UNGRAVED получили довольно высокие оценки - то ли жанр постепенно и досуха исчерпал себя, то ли вежливость рецензентов перекрыла объективность... рекомендовать альбом к приобретению я осмелюсь тем металлистам, которые ценят трэнды превыше творческих аспектов и не вдаются глубоко в детали музыки, звучащей в их колонках и наушниках. Проходной и слабый релиз.

Третий номер каталога Backfire Productions занял киевский проект RAVENTALE со своим дебютным альбомом "На хрустальных качелях" (2006). Записал его в гордом одиночестве Астарот, который по совместительству числится гитаристом в составе ансамблей DEN OF WINTER и DEFERUM SACRUM. Лейбл характеризует стилистику релиза как depressive black metal... я не могу с ним согласиться - в моём понимании Чёрный Металл обязан нести в себе мрак и злобу (а депрессивный - ещё и подавленность); у RAVENTALE злобы нет, мрак недостаточно густой, а подавленность на деле является эффектно обставленной меланхолией. Таким образом, музыка тяготеет к флегматичному металлу с блэковыми корнями - в качестве примера подобного звучания без сомнений могу назвать финнов RAATE. RAVENTALE вполне мог бы получить призовое место по номинации "доступность", будь такое где-либо предусмотрено: материал просто поражает гармонией простоты и изящества. Это не означает, что альбом можно откладывать на пыльную полку после нескольких сосредоточенных прослушиваний - как раз наоборот, диск хочется слушать снова и снова. После короткого и почти незаметного вступления слушатель с головой окунается в завораживающий атмосферный металл высокой пробы, наполненный солидным фактурным звучанием гитар и неброской клавишной поддержкой. Шустро звучит только "Огнем кромсая небеса", после которой темп сочинений заметно падает, а яркое настроение уступает место несентиментальной осенней меланхолии - таким же образом за свинцовыми облаками в одночасье скрывается полуденное солнце. "Серой тоской пораскинулся лес" и "Небес смолистая чернь" в действительности не особенно оптимистичны, но причислению их к разряду депрессивного блэк-металла мешает избыток красоты и гармоничности; поклонники всяких наргаротов могут счесть это недостатком, но только не я... завершает альбом титульное произведение, красивая и по-хорошему грустная песня с отличным гитарно-клавишным дуэтом, не опускающая планку, высоко поднятую на пяти предшествующих трэках.
Несколько слов о технической стороне альбома. По сути, "На хрустальных качелях" имеет три точки опоры - изумительную композицию (это относится и к отдельным сочинениям, и к пластинке в целом), грамотное исполнение и шикарную звукорежиссуру. Касательно первого можно отметить то, что музыка звучит довольно просто - куплеты сменяются припевами, сюжет пьес флегматично развивается от вступления и до кульминации с развязкой. Аранжировки заслуживают отдельного внимания - очень уместно подобранные клавишные пэды оттеняют рельефные риффы, синтезатор наполняет песни очаровательной атмосферностью, в то время как гитары придают сочинениям вес и тяжесть... в-общем, царит полная и по-настоящему природная гармония. Итого, "На хрустальных качелях" необходим тем слушателям, которые ценят красоту и атмосферность в металлической музыке - 41 минута непрерывного удовольствия им обеспечена. И, вне сомнений, это лучший релиз Backfire на сегодняшний день.

Подходим к завершению - второму по счёту сборнику портала Doom-Art.ru, описывающему состояние дел в отечественной дум-метал тусовке. В отличие от первенца, материал для компиляции был отобран посетителями сайта - получилось так, что слушатели, по сути, подобрали участников сами для себя. Полагаю, по этой причине "Doom-Art.Ru Compillation 2007" может быть интересен поклонникам doom metal только с коллекционного ракурса, что тоже сомнительно.
ABYSSPHERE - питерский ансамбль исполняет совершенно неэкстремальный doom metal с готичным настроением. Оригинальности в песне "Спящий" нет - нетяжёлые и нехитрые гитарные риффы обёрнуты ненавязчивыми клавишными и следуют друг за другом медленным грустным строем; время от времени им подыгрывает виолончель. Вокальный дуэт мужского гроулинга и чистого пения солиста того же пола звучит несколько неуверенно - часть вины в этом лежит на записи. Общее впечатление - хорошо.
ANKHAGRAM - молодой и зачем-то готический человек из Свердловской губернии решил сочинить что-то похоронное и тоскливое. Похоронный дум от ANKHAGRAM более прочего напоминает трактовку жанра от SHAPE OF DESPAIR - упор сделан на медленные риффы и надёжную поддержку синтезатора. Пьеса звучит неплохо благодаря сносной записи, хотя тринадцати минут для трэка на сборнике всё-же многовато. Общее впечатление - хорошо.
EVOKE THY LORDS - снова готик-дум, на этот раз с девичьим участием. В отличие от петербургских коллег, струнных у EVOKE THY LORDS нет, зато есть акустическая гитара, флейта, барышня, более сочный мужской гроул и более плотный и качественный гитарный саунд. Играют музыканты замечательно, поют ничуть не хуже, кроме того, композиторского таланта у новосибирцев побольше, вероятно, потому что они постарше. Песня "Coming From Beyond" получилась недлинной, продуманной и зрелой - готический дум с таким удовольствием я не слушал уже много лет. Общее впечатление - отлично.
ЛЮДИ ОСЕНИ - ещё один питерский коллектив, сформированный вроде как из участников культового уральского ансамбля AUTUMN. По моему глубокому убеждению, отечественной думовой сценой ни прежде, ни до сих пор не было записано ничего более достойного, чем уральская "Осень Вечна". "Восстанем" - восемь с половиной минут doom metal в стиле, максимально приближённом к AUTUMN. Композиция получилась довольно нестройной и скомканной, невыразительной и нудной... на удивление неаккуратная запись довершает унылую и неоптимистичную картину. Восстать они, может, и восстанут, но повторить былой успех вряд ли сумеют... общее впечатление - удовлетворительно.
AGLAOMORPHA - старооскольское трио представило песню в стиле funeral doom с элементами сладжа, акцентированным гитарными переборами и атмосферой безысходности, чем напомнило творчество EVOKEN. Тяжёлый, изматывающий и вязкий стафф не содержит слезливости и сентиментальности, и это является несомненным достоинством. Ещё один плюс группа получает за наличие композиторского таланта. Запись, как и у ЛЮДЕЙ ОСЕНИ, тоже домашняя, но на порядок более качественная. Общее впечатление - отлично.
FATUM - старый думовый коллектив базируется в Екатеринбурге. Стилистика их музыки - тривиальный и не сильно оригинальный doom/death metal. Тяжеловесным и депрессивным сочинением "Зёрна скорби" назвать не поднимается рука, но в целом негативного впечатления пьеса (за исключением либретто) не производит. Сказать что-то большее о FATUM не представляется возможным. Общее впечатление - удовлетворительно с плюсом.
ОТКРОВЕНИЯ ДОЖДЯ - подольский секстет, ex-ОКЕАН ПЕЧАЛИ. Парни нарезают классический doom/death, минорный и тоскливый... ярких впечатлений "Декабрь" не оставляет - неплохо, но не более того; музыка для самых ярых фанатов дума. Общее впечатление - удовлетворительно с плюсом.
GRAVEFLOWER - ещё один текущий уральский состав. Начало песни "It's Autumn Within" исполняется в настолько нежных тонах вокала и гитары, что я принялся ожидать от них лав-рока или типа того... до рока дело не дошло, но и думом назвать сие творчество затруднительно - реальной тяжести обнаружить не удалось: начало и концовка композиции выполнены в клавишно-акустическом ключе с участием голоса, середина оказалась гитарной и инструментальной, но не сильно металлической. С другой стороны, мелодия и настроение песни оказались чуть ли не самыми минорными из всех представленных на диске трэков. Общее впечатление - хорошо с минусом.
РЭЙНХАРДТ - молодой зеленоградский проект, дополнивший список неэкстремальных и почти неметаллических групп сборника. Более того, назвать "Идущую навстречу" думом будет заблуждением - довольно оптимистичный лейтмотив, исполняемый посредствам синтезаторных колокольчиков и электрогитары как-то плохо сочетается с концепцией жанра. Это несоизмеримо ближе к готик-лав-року, чем GRAVEFLOVER... общее впечатление - удовлетворительно с минусом.
TEARS OF MANKIND - надёжно и ладно исполненный, но ничем более не приметный классический doom/death с лёгким наплывом традиционного дума - медленный темп, вязкие гитары, эпизодические вкрапления клавишных и акустики, чистый вокал... девятиминутная продолжительность вкупе с монотонностью делают трэк нудным и блёклым. Как и в случае с FATUM и ОТКРОВЕНИЯМИ ДОЖДЯ, сочинение банально донельзя и распинаться по поводу TEARS OF MANKIND не имеет смысла. Общее впечатление - удовлетворительно с плюсом.
WINDFUL RAIN - московский дуэт в рамках пьесы "Умудрённая Вечность" представил атмосферный дум с обилием симпатичных партий синтезатора и фортепиано и грамотным рельефным гитарным саундом. Благодаря стройной конструкции и несколько потустороннему настроению трэк звучит интересно и довольно необычно: загадочно и слегка потусторонее. Общее впечатление: хорошо с плюсом.
ДИСТИМИЯ - молодой квартет из Рязани. Инструментальная часть представляет собой скорее не дум, а популярный нынче пост-металл - абстрактный, в меру мелодичный "ломаный" саунд с лёгким арт-коровым оттенком может прийтись по вкусу любителям ISIS, ROSETTA и прочих PELICAN'ов. Вокальная сторона вызывает массу претензий, поскольку так, как это делает солист, петь не надо ни в коем случае. Осмысляя эти факты, я пришёл к мнению, что музыкантам следовало плотнее проработать сюжет сочинения и сделать пьесу инструментальной - это был бы логичный эпилог альбома. Общее впечатление - хорошо с минусом.
Такое вот содержание... на основании прослушивания подборки можно судить о том, что стоит слушать в масштабах полноценного альбома, а чего следует избегать. К первой категории однозначно относятся EVOKE THY LORDS и AGLAOMORPHA, ко второй - судите сами, откровенной халтуры здесь нет. Средне-арифметическая оценка сборника: 4 из 5.

Перед тем, как поставить точку, оствалю несколько выводов. Не очень приятное впечатление, полученное от RAINBIRD и UNGRAVED компенсировал альбом RAVENTALE. Сборник в силу своей специфичности никак не повлиял на окончательную оценку первого этапа существования Backfire Productions, так что о развитии или деградации пока говорить рано. Кроме того, стилевой разброс в моём понимании не ложится на руку лэйблу, да и оформителя стоило подыскать посеръёзнее... на текущий момент издатель представляет интерес, пожалуй, только для отечественного потребителя; направление дальнейшего движения покамест ясно, но делать прогнозы я не стану. Недавно в мой адрес пришла вторая посылка от Backfire. Продолжение следует...
Previous post Next post
Up