Вот и пришёл черёд поставить точки над вторым промо-пакетом от Backfire Productions. На этот раз в нём снова оказалось четыре диска, содержание которых, по большому счёту, слабо гармонирует с моими музыкальными пристрастиями, посему обзоры получились максимально непредвзятыми и объективными.
Первым в очередь попал дебютник итальянского коллектива ANCIENT SKIN "Nobis Quoque Perraloribus..." (2008). Этот компакт попал под свежевание с подачи донецкого лэйбла ARX Productions - "Nobis Quoque Perraloribus..." оказался в одном пакете с изданиями лэйбла Backfire. С него и приступим к делу...
ANCIENT SKIN состоит из трёх итальянцев и одной итальянки, специализирующейся на синтезаторе. Остальные участники поделили между собой гитару, бас и барабаны, а также основной и дополнительный вокал. Начинается альбом с краткого дарк-эмбиентного введения, которое превращается в блэк-металл со скоростными бласт-битами, шустрыми риффами и плотным клавишным фоном. Гитара звучит как-то блёкло и размазано, что не есть хорошо, но в то же время в риффах проглядываются намёки на рельефность и мелодичность, что вполне неплохо. Вспомогательные клавишные аранжировки написаны сносно, но в переходных фрагментах синтезатор звучит слишком пресно. Привлекательных композиционных или инструментальных решений в рамках отдельных пьес, а также принципиальных различий между сочинениями я не расслышал - весь материал звучит однообразно и невыразительно... инструментальные рисунки не изменяются по мере приближения диска к финалу, в следствие чего каждая следующая пьеса не получает своей индивидуальности и незаменимости. Альбом, таким образом, может звучать и восемь минут, и восемнадцать и пятьдесят восемь - вопрос упирается в количество написанной музыки в загашнике авторов и на сей раз её хватило на двадцать восемь с половиной минут...
Вывод: необязательный экземпляр для любой металлической коллекции.
Шестой пункт каталога Backfire (по совместительству - 44-й релиз Stygian Crypt Productions) - дебютный альбом отечественных дум-металлистов EVOKE THY LORDS "Escape To The Dreamlands" (2008). По большому счёту, причислять EVOKE THY LORDS к дум-металлу крайне опрометчиво - музыка ансамбля имеет мало общего с работами корифеев вроде ANATHEMA или SKEPTICISM, ибо нет в ней ни тягостной атмосферы, ни грусти, ни невыносимой тоски... вместо этого новосибирцы эксплуатируют мелодичную вариацию жанра, в которой от первоисточника сохранился, разве что, неторопливый темп, да и тот далеко не везде. Реализацией мелодических задумок занимаются, преимущественно, флейта и синтезатор - риффы большую часть времени создают фундамент и не дают музыке соскочить из металла неведомо куда. Запись гитар в меру возможностей удалась музыкантам более-менее неплохо - стоило, конечно, поработать над тяжестью и фактурностью звучания, но для такой музыки качество звука получилось необходимым и достаточным. В миксе флейта выведена чуть ближе к слушателю, гитары - малость подальше, отчего флейта занимает чуть более доминирующую позицию. Вокала услышано два - высокий, но не оперный девичий вокал и низкий мужской гроулинг; голос у Ирины Ловчиковой вполне обаятельный, а вот рык Андрея Козлова несколько суховат. С композиционной точки зрения материал получился довольно ровным - нет как совершенно убийственных песен, так и проходного балласта. Наиболее уверенно и занимательно звучит трэк "Coming From Beyond", знакомый мне по второй компиляции портала Doom-Art.ru; кроме него здоровый интерес вызывают "Daemonolatry", "Seared By Eerie Might" и заключительная "The Dreamlands". И ещё "Пробуждение Спящего" местами походит на бюджетный вариант NIGHTWISH... к слову, вдохновляющим фактором этой работы послужили произведения Г.Ф. Лавкрафта - признаться, ярких особенностей по части атмосферы в этом контексте я не уловил... заключительные штрихи - аккуратное дигипак-издание и красивое оформление в болотно-зелёных тонах, визуально напомнившее мне NORTT'овский "Gudsforladt". Резюме: весьма симпатичная работа, рекомендуемая широкому кругу слушателей.
Ступаем дальше. Недавно, случайно наблюдая телевизор краем левого глаза, я заметил, как несколько модных молодых людей играют в нём какой-то ушлый сентиментальный поп-рок. Как выяснилось, то были некогда путёвые IN FLAMES - признаться, шведы после этого пали в моих глазах дохуя низко, ибо услышать такое от авторов вполне неплохого альбома "The Jester's Race" было, как минимум, неожиданно и обескураживающие... эти личные переживания можно счесть прелюдией к обзору альбома "Fearful Symmetry" (2008) гомельского состава THELEMA. Кое-какие тезисы на тему современного death metal и того, во что он превратился можно отыскать в рецензии на UNGRAVED - поклонникам "мелодичного дэта", читающим этот отзыв, оно будет нелишне.
К релизу приложили руки аж три организации - Backfire Productions, Soulflesh Collector Records и Fantazone Sound Inc, они же определили стилистику квинтета как death metal. С этим утверждением можно поспорить, поскольку к дэт-металлу в его современной трактовке можно отнести скорее ORIGIN... на деле же THELEMA исполняют модерновый deathcore, составленный из ломаных линий ритм-секции и прерывистых гитарных риффов. Такая музыка нынче находится в центре молодёжного интереса и никаким раритетом или авангардом не является. Инструментальные расклады "Страшной гармонии" звучат неоднозначно: с одной стороны, ничего сугубо интересного для себя я в них не услышал, с другой - ничего откровенно отталкивающего (окромя звукорежиссуры, о которой ниже, да самого факта причисления таких аранжировок к разряду дэт-металлических) здесь тоже нет. Ситуацию только усугубляют многочисленные электронные пассажи и даже отступления в околоджазовые области, а также стихи Вилльяма Блэйка в качестве либретто. Для слэма это всё вроде бы годится, а на высокую художественность музыканты если и претендуют, то совершенно зря, потому как death metal на основе Блэйка это как трэш про гуманизм, то есть профанация. В графу "progressive" тоже попадает с трудом, разве что по отношению к прочему поп-кору.
Материал записывался в польской Studio-X и по современным меркам звучит здорово и колоритно. У меня эталоны другие, и в сравнении с ними звукорежиссура от Саймона Чеха меня нисколько не впечатлила - за всей звуковой богадельней я не услышал ни реальной тяжести, ни даже формальной жёсткости. Хотя с точки зрения представителей целевой аудитории оно, может, звучит действительно здорово...
Как и позапрошлогодний UNGRAVED, THELEMA и Backfire вряд ли могут претендовать на мою достоверную оценку - для этого необходимо детально разобраться со всякими маткорами, тяжёлыми альтернативами и эмо-скримами, на что у меня нет никакого желания. А посему - обращайтесь за адекватными отзывами к другим авторам. Субъективно же - слабая работа.
"Ars Moriendi" (2008) от THE EXTINCT DREAMS - восьмое по счёту и последнее в очереди издание Backfire, название которого вместе с заявленной стилистикой не вызвало у меня никаких ассоциаций с визуальным озёрно-закатным оформлением. Барнаульский квинтет исполняет дум/дэт металл с лёгким уклоном в funeral, в котором медленный "размазанный" темп ритм-секции пересекается с прерывистыми тяжёлыми стонами гитар, а тягучие думовые пассажи перемешиваются с активными death-металлическими промежутками и совсем кататоническими инструментальными переходами. Собирая воедино основные атрибуты музыки барнаульцев - меланхоличную и угрюмую мелодичность и умеренную жёсткость - я определил её место где-то между EVOKEN и MY DYING BRIDE... за вычетом того, что ПОТУХШИМ МЕЧТАМ не свойственна потусторонняя атмосферика первых и эстецтво вторых. Синтезатор (им заведует клавишница Мария) здесь использован для эпизодической поддержки - строго дозированные пэды и колокольчики по отношению к гитарам являются компонентой второстепенной. Лирику исполняет гитарист Кирилл, для этого наряду с гроулом он использует свой "чистый" голос.
Теперь о недостатках... первый (и самый важный) - неудовлетворительная звукорежиссура. Не секрет, что тяжёлый, плотный, давящий саунд - фундамент правильного дум-металла; в звучании THE EXTINCT DREAMS нет ни реальной тяжести, ни ощутимой массивности - гитары звучат слишком пресно и хлипко, клавишные не запоминаются ничем, кроме невыразительности... а помните как выматывал орган в исполнении SKEPTICISM или риффы дебютника MORDOR? Несколько ошибок касается и самой записи - мною были услышаны неоднократные криминальные перегрузы и безобразные акустические "завалы". Чуть менее весомый (в виду малого опыта) промах - не очень видная композиторская подготовка. Неоправданно длинные пьесы запросто могут наскучить не только сторонним слушателям, но и самым стойким поклонникам doom metal - минимум собственных наработок и запоминающихся фрагментов, максимум лекал и "воды". И, наконец, третья претензия - безликость творческого почерка THE EXTINCT DREAMS. Использование штампов и шаблонов я не считаю серьёзным преступлением, если они использованы с умом и по необходимости; на деле, я сомневаюсь в том, что музыканты выбрали doom/death в качестве выразительного средства, а не конечной цели - в пользу этого говорят предыдущие замечания. Ну и четвёртый трэк "The Treatise About Marihuanna" иначе как нелепостью назвать невозможно - дум-металлисты (stoner doom в расчёт не берётся - у THE EXTINCT DREAMS с ним нет ничего общего) такое бы не придумали. В целом - релиз для знатоков и собирателей отечественного дум-металла.
P.S. Внутри разворота обложки нет ни одной русской буквы - очевидно, релиз был сделан с прицелом на запад... что ж, выстрел в таком случае будет холостым. Дизайн упаковки, к слову, также не блещет ни оригинальностью, ни качеством.
Главный вывод, который я сделал для себя по факту прослушивания материала, таков: разброд и шатания по жанрам определённо не идёт в пользу Backfire Prod. - дум/дэт, блэк и металкор в одно корыто суют только мажорные лэйблы, которым новосибирский "значок" по всем параметрам пока не чета. Сквозные резюме и оценки следует искать по текстам рецензий... будет ли продолжение - не знаю, но за прошедшее время каталог лэйбла пополнился двумя новыми позициями.