Забавные морские истории - и украденные страницы Чужой Славы.

Sep 25, 2017 15:23

Старая статья - про то, что русский мореплаватель Отто Коцебу и английский капитан Кук - два перевода одного и того же героя...

Почему?
1) одни и те же маршруты,
2) одинаковые имена кораблей (адвенчер/ приключение, предприятие / энтертайнмент),
3) у капитана "Кука" в конце 19-го века оказался замечательный "промоутер" в виде основателя первого в мире (британского) агентства путешествий - Томаса Кука. А что касается дневников, артефактов и доказательств - в ряду исторических подлогов - это даже не самый нахальный пример...

История географических открытий - это то, чем заслуженно гордятся страны и народы. …

В ней существуют факты, упоминать которые не принято, хотя спорить с очевидным - невозможно. Например, сегодня морские пути проложены с учетом морских течений. Так же было в прошлом. Теоретически можно представить, что какие-то мореплаватели игнорировали ветер и течения. Хотя - как - ?? Ведь можно плюнуть на стихию один раз, второй... Но на третий раз она «свое» возьмет.

Морские течения - ключевой фактор для путешествий: карт - не было, приборов для определения местоположения - тоже, паровой тяги - и в помине. Моряки были вынуждены по несколько недель плыть в море, ориентируясь только на изменение курса корабля (то есть, морского течения) относительно стрелки компаса. Отклонение стрелки означало, что течение поворачивает, это означало приближение "какой-то суши"...




Уильям Оккам в 14-м веке создал принцип «Бритвы Оккама», позволявший исключать из сложных логических цепочек - те явления, у которых есть более простые объяснения. То есть, если в каких-то исторических фактах есть заинтересованные лица и возможности фальсификаций, стоит критически относиться к показаниям «заинтересованных» свидетелей.

Это может превратиться в увлекательную игру для тех, кто способен ставить под сомнение недобросовестных свидетелей. Разоблачать при этом какие-то теории Заговора - нелепо: в конце концов - никаких «калорий». Но если по итогам этой «Игры» возникнут мысли, которые окажутся полезны в жизни, почему бы и нет?

Течения в Океане

Наиболее естественный способ попасть от Канарских островов обратно в Европу - достичь Америки и вернуться в Европу - с Гольфстримом. Либо нужно иметь механическую тягу для преодоления течений, достигающих 2 м/с (120 м/минута=7,2 км/ч=173 км/сутки). И нужны попутные ветра, но их направление обычно совпадает с течением.

Либо нужны развитые навыки мореходства и совершенные паруса, чтобы искусно вырезаться, и предпринять более сложное путешествие через Азорские островов, где есть сложные сезонные ветра. И вернуться - намного северней, через Скандинавию.

Но история говорит, что французские мореплаватели посетили Канары еще в 1334 году. Через 10 лет, в 1344 году Папа Клемент VI дарует эти острова Кастилии. В 1402 году французы Жан де Бетанкур и Гадифер де Ла Салль от имени кастильской короны захватили острова. То есть поколение дедов - открывает и присваивает острова, поколение внуков эти острова захватывает. Еще через поколение начинается освоение Азорских островов. Причем не испанцами и французами, которым нужно было возвращаться с Канар, а португальцами.



Открытие Америки Колумбом - 1492 год. Как возвращались французы в Европу? Наиболее естественное предположение, что сведения о географических открытиях французов были основаны на фальсифицированных документах.

Объяснение 2: Документы подлинные. Но они составлены на основании другой системы отсчета времени. В море - нет сезонов. Моряки путешествуют от страны - к стране. А в каждой из них отсчет времени мог идти по своему календарю, по своему царю, своему Спасителю. А Луна - каждый день на небе. Используя корабли одного типа, открыть путь от Канар - до Азорских островов - и дальше до Америки за 6 лет - реальная задача. Но Уильям Оккам, пожалуй, не стал бы выдумывать, а остановился бы на врунах.



Достаточность ресурсов.

Чтобы построить корабль и пуститься в открытое море (с картами или без), рационально обезопасить корабль от штормов и рифов. Хотя в 20-м веке некоторые отважные авантюристы пускались в открытое море даже на плоту, но и у них были карты, приборы и средства связи.

Ведь поломав мачту, корабль станет беспомощен. Налетев на риф, корабль получит пробоину, начнет тонуть. Направившись в неизвестность, корабль может надолго оказаться в штилевой зоне и оставить экипаж без пресной воды.

Так что необходимый уровень развития техники и прочность корабля - это не блажь, а необходимое условие, чтобы не утопить корабль, команду, грузы, да и не потерять сам корабль, стоивший порой большого состояния.



Владельцы кораблей обшивали корпус просмоленными досками, и толщина днища иного морского корабля составляла не меньше метра крепкой древесины. Это - для океана и штромов. Для прибрежного "каботажного" плавания суда могли быть попроще. Суда на реках могли быть еще проще: низкие борта и примитивный парус...

То есть, морские плавания могут быть, когда есть необходимые для них ресурсы: надо иметь много хорошей древесины, качественные плотницкие инструменты, железные гвозди, льняные паруса, конопляные канаты… Обязательно - обученных людей, чтобы корабль построить, оснастить, и управлять им в море. То есть, помимо материальных ресурсов должен быть довольно высокий уровень технологий.

Когда смотришь на наличие необходимых условий для мореплавания где-нибудь в Античной Греции или "древнем Риме" - понимаешь, что история свидетельствует о Чуде. Причем - Чуде с Большой буквы. Чуде - не анализировавшемся и (вспомним Уильяма Оккама) чуде невозможном.

Несколько досок, конечно, на спор - можно обработать бронзой. Плохо, долго, нудно... Вопросы, что при этом станет с самим деревом, и можно ли будет использовать его для морского плавания - оставим на совести историков.

Однако железная пила - это не античность. Это средневековые технологии стального проката. К тому же для установки мачт нужны знания, которых у Евклида и Архимеда было недостаточно.



Словом, когда вдумываешься в путешествия древнегреческих мореплавателей, римские порты, империю Карфагена, или более позднюю историю географических открытий Португалии (с 1482 по 1526, после которых, блин, вот беда - «как отрезало») то понимаешь, что ресурсов на морские путешествия в этих странах не было. И у этой истории могло быть более простое объяснение, к собственно мореходству отношения не имеющему:

Национальные Академии Испании и Португалии по недоумию или «в азарте» сочинили в своем прошлом события, доказать которые невозможно, а опровергнуть - очень легко...

Даже когда смотришь на сохранившиеся корабли египтян или викингов, на которых те, якобы, пускались в долгие плавания по суровым морям, то понимаешь, что фантазии историков отправляли через опаснейшие воды - суда, пригодные максимум для коротких речных перевозок.

Тут возникает еще один простой вопрос. Кому же принадлежат настоящие подвиги первых опасных путешествий? так сказать, кто же осваивал море "по чесноку"?

Ответ лежит на поверхности.
Местом, где с конца средних веков были необходимые ремесленники, орудия труда и необходимые дерево, лен и пенька - это Северное море, Балтика и Белое море. Прежде всего, устье Рейна и Двины. То есть, современные Голландия, Дания, Германия и Россия.



Откуда тогда история про морские подвиги Испании и Португалии?
Историю пишут победители. Существующая история написана в Лондоне в начале 20-го века. Теми, кто выиграл у Северных стран Европы в борьбе за мировое господство. И придумал события, чтобы забрать у побежденных - славную историю и стремление к реваншу.

Тот кто удачно перекрышевал чужой "заморский траффик"...

История про самого известного английского моряка - Капитана Кука.

Книги по истории Англии и Австралии говорят: В 1770 году легендарный капитан Джемс Кук бросил якоря в бухте Ботани Бей в южной части современного Сиднея, тем самым, открыл Австралию и основал там первые английские поселения.

Однако в Сиднее нет ни одного памятника архитектуры, нет ни одного доказательства присутствия на этом материке англичан ранее 1850-х годов, то есть, нет ни одного доказательства присутствия англичан на этом материке в первые 70 лет после Кука. Нет сохранившихся австралийских газет тех времен.

Самое раннее, что есть в Сиднее - это "исторический камень", с которого-мол любила любоваться бухтой супруга первого губернатора города - Леди Макквайэри в 1840-е….

Если задать простые вопросы:
Существовал ли на самом деле легендарный капитан Джемс Кук?
Действительно ли он открыл Австралию?
Кого «Съели» на Гавайских островах?…
И существуют ли материальные доказательства, которые могли бы прояснить историю Австралии и капитана Кука? - ответы будут неожиданные…

Потому что неожиданно возникает «Русский след».



Когда читаешь английские и русские книги столетней давности, с удивлением обнаруживаешь, что слава первого плавания вокруг Антарктиды принадлежала русским мореплавателям Фаддею Беллинсгаузену и Михаилу Лазареву (1819-1821), слава первого достоверно описанного кругосветного путешествия - Ивану Крузенштерну и Юрию Лиснянскому (1803-1806). А про кука в 19-м веке не знали... или не вспоминали.

Но в современных источниках первенство в этих вопросах уже безусловно принадлежит великому английскому капитану, который проплыл совершенно теми же маршрутами, что и россияне, причем, за три десятилетия до русских моряков.

Казалось бы, бывает… А то, что мы чтим «своих» - это нормальный национализм и местечковый провинциализм …

Однако есть одна интересная деталь.
Это публикации дневников капитана Джемса Кука (1728-1779). Они появились после смерти жены капитана - Элизабет Баттс (1743-1835), которая пережила мужа на 56 лет. К моменту публикации этих дневников - о славном капитане Куке в Британии - не подозревали.

Сейчас официальная версия происхождения дневников легендарного капитана такая:
В июле 1771 года командир барка «Индевр» Джемс Kyк вернулся из первого кругосветного плавания. Он передал свои дневники главе Первому лорду британского адмиралтейства Джону Монтегю, 4-му графу Сэндвичу (1718 - 1792). Того самого, в честь которого Гавайские острова - назывались «Сандвичевыми». И это название не сохранилось нигде, кроме этих самых дневников и последующих документов английского морского министерства.



Монтегю нашел некоего Хоксворта, репутацию которого уже тогда считалось, что «спасти невозможно», который за деньги сочинял все подряд, от хвалебных од - до исторических и географических «трудов».

Хоксворт сделал и издал литературное описание первого путешествия Кука. Сейчас считается, что это произведение было бездарным и лживым. Так как Хоксворт безбожно переврал записи Кука, вложил в его уста множество пошлых сентенций, которые якобы привели в ярость великого мореплавателя и привели первое издание «Дневников» к полному уничтожению.

Тем не менее, до самого конца XIX века хоксвортовский опус (а по сути, приключенческий роман) был единственным источником, по которому можно было ознакомиться с результатами экспедиции.

Лишь в 1893 году дневники первого плавания Кука были переизданы. В основу этого издания была положена рукописная копия записок мореплавателя. Подлинник был безнадежно утерян.

Наконец, в 1950 году к поискам документов Джемса Кука приступил новозеландский ученый Биглхол. Еще через пять лет, в 1955 году, он издал «подлинные» материалы первого плавания Кука.



Как теперь считается, первое плавание Кука было лишь «рекогносцировкой». Он наблюдал из южного полушария проход Венеры по Солнцу.

Допустим.
Астрономические данные - штука нужная, особенно, если это единственный способ установить точное "географическое" время для установления координат. То есть создания океанских карт и начала торгового мореплавания. Хотя... Рисковые и щедрые были люди. Попутно именно Кук установил, что Тихий океан не столько "тихий", сколько "большой" и в «развернувшемся» из-за первоначально неверных координат океане оказалось достаточно места, чтобы Кук открыл целый материк - Австралию.

Во втором кругосветном плавании Кук проплыл к югу от Австралии, тем самым доказав, что огромного Южного материка, который до того времени занимал на картах пространство, равное всей Евразии - не существует. Ну как - "доказал". публично это доказали русские мореплаватели спустя 30 лет. А Кук "доказал" это - для кого-то "из своих"...

Кук, мол, впервые проник в "высокие" южные широты Тихого, Индийского и Атлантического океанов, убедив «ученый мир», что большая часть южного полушария занята не сушей, а водой.

Правда, ученый мир почему то не поверил в это до путешествий Крузенштерна и Беллингаузена, которые кое-где забрались на 100-500 миль южней британца. Но ведь это уже - детали.



Дневники путешествий хранились в Британском адмиралтействе. Исследователь зарылся в архивы. Он нашел 2 подлинные рукописи Кука, 3 отрывка из его собственноручных записей, 3 копии дневников второго плавания и 24 (!!!) дневника участников этой экспедиции.

Конечно, это не история про 10 голов Иоанна Крестителя, из которых только 3 считаются «подлинными», но примерно то же самое…

Тот же граф Сандвич поручил издание материалов второго плавания - Джону Дугласу. Сейчас считается, что в результате обработки Дугласа текст дневников неузнаваемо изменился. Появились вставки, из записей исчезли места, где Джемс Кук-мол (в первом, потерянном издании) критиковал британские власти и колониальную политику.

Неизвестно, по каким соображениям, но в «тех» дневниках Дугласа нет упоминаний, что в высоких широтах южного полушария постоянно дуют западные ветра, так называемые «Ревущие сороковые», которые и позволяют проложить «сквозные» маршруты через воды Атлантического, Индийского и Тихого океанов.

Сейчас считается, что «редактура» Дугласа включала купюры, вставки и «литературную» правку. Он расчленил их на части и главы, изменил систему счета времени, принятую Куком (из-за чего нарушилась хронология событий).

В 1961 году тот же Биглехол издал материалы Второй экспедиции. Помимо дневников великого мореплавателя в это издание вошли записки других участников экспедиции. Потом Биглехол взялся «расчищать» материалы третьей и последней экспедиции Кука.

Но самое интересное даже не в сроках реального появления «Дневников» прославленного капитана, а в составе его описаний:

Когда в 1820-е году в России и Германии состоялись публикации дневников экспедиций кругосветки Крузенштерна Лиснянского и антарктического плаваний Беллингаузена-Лазарева. А в 1828 году в Петербурге и в 1830 году в Веймаре вышли два издания книги «Новое путешествие вокруг света», написанная капитаном российского флота Отто Коцебу, участника путешествий Крузенштерна.



(Словно в насмешку, написание фамилии ревельского русского адмирала Отто Коцебу - Cocebu парой штрихов переделывается в что-то подобное подписи легендарного английского капитана Cook by, и потрепанные рукописи получают совсем другую историю).

Существующие сегодня дневники трех экспедиций Кука не просто составлены спустя полвека после аналогичных кругосветок русских мореплаваний, но также точно воспроизводят места плаваний "предшественников" и даже их стиль ...

Правда, не Петербургские издания - сухие дневники командиров кораблей, составленные хронологически. А немецкие - собрание очерков о посещенных островах, исторические сведения, природные условия, поселения, этнография туземного населения и описание встреч с ним.

Сложно обойти тот факт, что координаты «открытых» Куком островов, материков, географические названия «открытых» Куком мест, этнография и артефакты - были опубликованы русскими мореплавателями, в европейской прессе (якобы через 50 лет после "капитана") за 50 лет до того, как "Дневники Кука" первый раз были предъявлены европейцам.



Немного можно добавить и про цель первой экспедиции Кука - оценить прохождение Венеры через диск Солнца. Цель звучит громко и пафосно. И совершенно бессмысленной, так как считается, что именно во времена Кука (и у самого Кука) оказались изобретенные тогда же часы, работавшие в условиях морской качки, позволявшие безошибочно устанавливать географическую долготу в любой точке Земного шара. Именно эти часы делали астрономические наблюдения совершенно бессмысленной целью...

Хотя звучит очень красиво, напоминая старый афоризм: чем сильнее ложь, тем больше вероятность, что в нее поверят.

К слову, цель третьей экспедиции Отто Коцебу - повторяет цель третьей экспедиции Кука - поиски Северо-Западного прохода из Атлантики - в Тихий океан к Северу от Американского континента. Да и названия корабля капитана Кука Эдвенчер (Приключение/Предприятие) и Энедевор (Попытка/Предприятие) - имеют что-то общее с кораблями Коцебу «Надежда» и «Предприятие»…

С «легкой руки» английских издателей, за англичанами оказалось закреплено первенство в открытии многих островов. К примеру, Южных Сандвичевых островов, которые были посещены англичанином в 1775 году, тогда как Крузенштерном - только в 1819 году. И именно на Северных Сандвичевых островах исчезают следы таинственного капитана Кука.

Какие выводы хотелось бы сделать в итоге?
1) Жаль гавайских туземцев. От якобы "съеденного" мифического капитана Кука - им не было никаких калорий… Только репутационные издержки...

2) После появления у англичан лучшего в мире пароходного флота, победы в Крымской войне и установления мировой "гегемонии" на океанах, им было необходимо найти «доказательства» своего первенства и в географических открытиях. Переписанные «под кука» дневники русских кругосветных экспедиций - оказались очень кстати.

Кто мог стоять за "раскруткой" легендарного капитана Кука?
Скорее всего, его соотечественник и однофамилец, создатель первой в мире туристической компании - Томас Кук (Thomas Cook).

В 1856-м году предложенные его компанией путешествия по Европе - стали своеобразной модой.
В 1865 году Томас Кук предложил своим клиентам в Британии и США путешествия через Атлантику,
В 1868-м году - стал отправлять паломников на Ближний Восток.
В 1872-м году стал отправлять клиентов в кругосветку (за 222 дня).

Науки Маркетинга тогда еще не существовало. Но инициативный и предприимчивый бизнесмен нуждался в резонансной рекламе своего Бизнеса. Он не мог пройти мимо возможности "раскрутить" предшественника и его дневники - ведь книг для "массового читателя" про путешествия и чужие страны еще не существовало.

Дневники Джеймса Кука появились удивительно вовремя и очень кстати.

В 1870-м году клиентами компании Томаса Кука был 1 млн.человек.
Именно он стоял за "раскруткой" Египта - как самого популярного туристического места, его памятников и истории. Он строил первые отели в Египте.



Можно ли это НАУЧНО опровергнуть??

А - зачем ?? Сколько в иной "Бразилии" подобных "донов педро"??
И не сосчитать.... )))
Как известно, наиболее тупой бред быстрее всего печатается в газетах. А когда он повторится в ученых кругах сотню раз, он непременно станет "научной истиной"…

Структура работы Научных Академий - не в факте установления Истины, а в соблюдении Регламентов и Процедур.

Можно ли на основании подобной логики - добавить славных страниц в Историю, например, Дании и Голландии? Наверно можно, хотя - сложнее...

К тому же, чужая слава - не наша забота. Пусть этим занимаются они сами.

Но - если в истории нашей страны оказываются неизвестные славные страницы - об этом лучше узнать. Тем более, что попытки "оттяпать" у нас эти страницы - кажутся слишком очевидными... ))

Говорят, что моряки любят приврать...((
что делать: бывает...
Но что тогда говорить про политиков и историков?!... ))

ПС. Контрольный выстрел в капитана Кука (спасибо, Bioplant) """Кстати гербарий тропических растений, который собран Форстером (ботаником в экспедиции Кука) хранится не в Лондоне, а в МГУ. Надо бы поподробнее изучить его историю, действительно..."""
Previous post Next post
Up