От рвения без ума - только вред

Aug 22, 2013 23:32



Во дворике художественной галереи несколько дней назад появились две скульптуры. Примерно сутки, на радость нечастым прохожим, они стояли без всякой упаковки. Не знаю, что это за работы, но мне они показались довольно забавными, и я не преминул поинтересоваться в музее-заповеднике, что это за скульптуры, и откуда они взялись. В тот же день, вместо ответа и, вероятно, назло всем журналистам, скульптуры упаковали в пленку.

Появились они во дворике из-за визита патриарха. Тут надо вспомнить незабвенный выставочный зал, который когда-то располагался в здании Спасо-Вознесенского монастыря на углу улиц Пржевальского и Коненкова. Пять лет назад - 28 августа 2008 года - губернатор Сергей Антуфьев и митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл подписали соглашение о намерении освободить архитектурные ансамбли трех монастырей, находящихся в государственной собственности - Авраамиевского, Троицкого и Спасо-Вознесенского. Выставочный зал закрылся довольно скоро, помещение заняли монахини, в апреле 2009 года там уже был установлен иконостас, потом появились колокола, из-за чего жизнь обитателей окрестных домов на несколько месяцев превратилась в ад - монахини с таким остервенением овладевали искусством колокольного звона, что людям пришлось в милицию звонить.

Так вот, несмотря на то, что основные помещения выставочного зала были освобождены, имущество музея-заповедника по-прежнему хранилось в хозяйственных постройках, гаражах, которые расположены за основным зданием - просто потому, что перевезти его было некуда. И вот за две недели до визита патриарха кто-то, впав в раж раболепия, вдруг решил, что остатки государственного имущества Смоленской области - произведения искусства - нужно срочно убрать из помещений, принадлежащих церкви. Вероятно, потому, что патриарх прямо с вокзала, даже не перекусив с дороги, немедленно отправится инспектировать гаражи Спасо-Вознесенского монастыря и, возмутившись, устроит нагоняй губернатору.

Вот так две скульптуры, которые хранились на территории Вознесенского монастыря, оказались во дворике художественной галереи.

Ну и ладно бы! И отлично! Однако действия персонала художественной галереи, поспешившего замотать интересные скульптуры пленкой, мне также представляются совершенно неадекватными обстоятельствам. Все нормальные европейские музеи используют свои дворики (если таковые имеются) для размещения произведений искусства, причем во многие их них можно зайти с улицы, не приобретая билета. Это замечательная практика, и к людям, старающимся представить на ограниченном пространстве как можно большее количество произведений искусства, отношусь с огромным уважением. Что у нас? Прекрасный дворик художественной галереи зарос мерзкими мальвами, а еще днем там постоянно стоят два автомобиля, судя по всему, принадлежащие кому-то из сотрудников учреждения культуры. Ставя свои корыта за государственный забор, эти люди, вероятно, чувствуют себя несказанно круче всех остальных, вынужденных парковаться на расположенной в нескольких метрах общедоступной стоянке. А вот накрыть бы этот дворик куполом из поликарбоната, уложить плиткой - и получила бы художественная галерея дополнительную выставочную площадь, как раз для скульптур.

Впрочем, с грядущим визитом патриарха связано событие, куда более удивительное. Оказывается, именно он будет открывать культурно-выставочный центр имени Тенишевых! Я поначалу просто ушам своим не поверил… Начнем с того, что теплых отношений между Тенишевой и РПЦ не было. К числу друзей Марии Клавдиевны относился Николай Рерих, которого дьякон Кураев не устает обзывать адептом «нелегальной религиозной секты оккультно-антихристианского характера», и Храм Духа во Фленове - совсем не христианский. То есть уже сама идея привести патриарха в культурно-выставочный центр имени Тенишевых, мягко говоря, некорректна.

Второе. Открытие любого учреждения патриархом даже мне, человеку нерелигиозному, кажется ко многому обязывающим - просто потому, что впоследствии этот факт будут часто по делу и праздно вспоминать. Что же до культурно-выставочного центра имени Тенишевых, то это учреждение по определению будет бесовским - просто потому, что иным оно быть не сможет. Для патриарха, позабыв про все юбилейные планы, там лихорадочно устраивают выставку «Русь православная», но я хочу напомнить, что КВЦ предполагается сделать окупаемым. Добиться этого с помощью «Руси православной» невозможно, а интересные публике выставки - все сплошь бесовщина, спросите Кураева.

Влад Кононов говорит, что это исключено, и что КВЦ станет «учреждением культуры нового типа», но, при всем уважении, даже если он будет лично утверждать план работы и следить за высокой духовностью всего там происходящего, Влад Кононов на своем посту не вечен, и его кабинет в перспективе займет другой человек, а потом третий, четвертый… Так вот, зарабатывать деньги придется, а значит - бесовщина. Поскольку специалистов в сфере современной выставочной деятельности и участников актуальной художественной жизни для организации работы КВЦ было решено не привлекать, мне вообще кажется, что через год-другой тенишевский центр будет сдаваться под свадьбы, а это значит, что там будут пить, плясать, блевать и бить морды. И после каждого такого мероприятия мы будем вспоминать: патриарх же КВЦ открыл!

Была же хорошая мысль: чтобы КВЦ открыл вице-премьер Дмитрий Козак в день последнего заседания оргкомитета по подготовке к 1150-летию… Нет же, переиграли - с рвением, достойным лучшего применения.

оценочное суждение, Смоленск, юбилей, 1150

Previous post Next post
Up