Приветствую вас, дорогие друзья!
Как-то во время февральской оттепели я понял, что довольно давно не снимал трамваи и про свою идею со временем описать всю трамвайную сеть Москвы. В этой связи я решил прогуляться по линии, идущей от Угрешской улицы до метро «Пролетарская». Погода, конечно, была так себе и на улице было грязновато, но всё же я не считаю это поводом сидеть дома и ждать лета. Как говорится, «у природы нет плохой погоды». В общем, давайте гулять!
1. Итак, конечная трамвайная станция «Угрешская». Открыта в 1930 году вместе с линией от Симоновского вала и стала обслуживать маршруты № 43 (на тот момент Богородское- Угрешская), который единственный из всех обитает здесь и поныне, а также маршрут № 51, который просуществовал здесь до 1938-го года (более подробно
здесь).
В 1932-м году к ним добавился маршрут № 40 (Киевский вокзал - Угрешская). В 1932-м маршрут был продлён от Киевского вокзала до Потылихи, затем в 1937-м году его новой второй конечной стала улица 10 лет Октября, в 1943-м площадь Ногина. В 1947-м он стал ходить до метро «Кировская» (ныне «Чистые пруды»), в 1961-м был урезан до Таганской площади, а в 1971-м и вовсе отменён. Уже в наше время, в 2009-м году маршрут был возрождён и стал ходить от Новоконной площади до Угрешской. Однако в 2018-м году в связи с ремонтом путей маршрут вновь был "временно" отменён, но, как известно, нет ничего более постоянного, чем временное (более подробно об истории маршрута
здесь).
В 1933-м году на кольце появляется маршрут № 20 (Угрешская - Сокольническая застава), в 1935-м с другого конца он сокращается до Комсомольской площади, затем в 1936-м он уходит отсюда на конечную Завод «Клейтук» и возвращается лишь в 1960-м, но уже до Курского вокзала. В 2006-м маршрут обрезается до 2-й улицы Машиностроения, но в 2008-м снова приходит на Угрешку. Однако 23 декабря 2017-го, маршрут вновь уходит с Угрешки и обрезается по Красноказарменной площади. Сейчас он и вовсе временно отменён (более подробно о его истории
здесь).
В 1943-м году сюда приходит маршрут № 12 (Угрешская - Ленинская слобода), в 1948-м продлевается до «Автозаводской», но уже в 1949-м он отменяется и более в обновлённом виде сюда не возвращается (более подробно
здесь). С 1973-го 1976-й здесь также работает маршрут № 15 (Угрешская - Нагатино), который затем более сюда не возвращается (подробнее
здесь).
2. И, наконец, ныне обитающий здесь маршрут № 43, который появился здесь вместе с открытием линии, в 1944-м был сокращён до 2-й улицы Машиностроения и вернулся на Угрешскую только в 1971-м и тогда ходил до метро «Семёновская». В 1988-м году его второй конечной становится метро «Измайловский парк», но в 1994-м ею вновь становится «Семёновская». В 2006-м его опять переводят с Угрешки на 2-ю улицу Машиностроения, но в 2008-м возвращают назад. 30 августа 2014-го года из-за ремонта путей сокращается от метро «Семёновская» до 3-й Владимирской улицы через метро «Авиамоторная», а 15 июня 2021-го года маршрут № 43 обрёл свой нынешний вид: Угрешская - ДК «Компрессор»-метро «Авиамоторная» (кольцо проезд Энтузиастов). Также в 1987-2006 и 2008-2009 годах существовал сокращённый вариант маршрута № 43к (метро «Пролетарская» - Угрешская).
До конца 2020 года здесь
находилось единственное в Москве соединение трамвайных и железнодорожных путей (гейт), использовавшееся для транспортировки новых трамваев, только что поступивших на станцию Угрешская на базу снабжения «Мосгортранса» и их дальнейшего распределения по депо основной сети Московского трамвая (в Краснопресненское депо вагоны поступали на трейлерах). В декабре 2020 г. в связи с закрытием базы снабжения «Мосгортранса» и началом строительства на её территории нового трамвайного депо (теперь передумали и строят автобусный парк) соединение было выведено из эксплуатации и частично демонтировано.
3. Остатки гейта как раз видны на фото. Впрочем, я хочу в будущем написать подробный исторический рассказ о станции Угрешская, где я коснусь этого вопроса более детально.
4. Начинаем двигаться в сторону «Пролетарской». Ранее здесь было одноуровневое пересечение трамвайной линии с подъездными путями бывшего химического завода «Синтез» (слева) от станции Угрешская. Впрочем, этого момента я лучше также подробнее коснусь в будущем рассказе об Угрешской.
5. На Угрешской улице фактически отсутствуют какие-либо жилые здания, поэтому такая погода была прямо под стать мрачной суровой красоте остатков промзоны.
6. На 43-м маршруте работают исключительно Витязи.
7. Остановка «Городской сборный пункт». Справа можно увидеть здание самого сборного призывного пункта Военного комиссариата г. Москвы, который в народе зовётся просто «Угрешка». Сюда свозят всех призывников Москвы, собирают в команды и отправляют в войска.
8.
9. Взгляд назад.
10.
11. Остановка «Южнопортовая улица» у перекрёстка с одноимённой улицей.
12. Симпатичное здание администрации бывшего химзавода «Синтез» 1930-го года постройки. Изначально это был жилой дом.
13. Взгляд назад. Справа - административно-офисное здание, построенное в 1960 году. Ранее включало в себя функцию проходной на территорию бывшего завода «Синтез». Он тянулся вдоль всей Угрешской улице по той стороне. Теперь это, как водится, бизнес-квартал IQ-Park.
14. Линия пересекает Южнопортовую улицу в направлении Шарикоподшипниковского (как же я люблю этот топоним!) путепровода.
15. Путепровод над МОЖД сооружен в 1966 году, на месте старого дореволюционного путепровода. Соединяет Южнопортовую и Шарикоподшипниковскую улицы, от последней он и получил своё название. Авторы проекта: инженер И.Ю. Аршавский, архитектор К. Н. Яковлев. Реконструирован в 2000-2001 гг. во время строительства ТТК.
16.
17.
18. Красавцы!
19.
20. Идём по путепроводу.
21. Южная горловина станции Угрешская МОЖД и платформа МЦК Дубровка.
22. ТТК.
23. И вот мы на Шарикоподшипниковской улице. Здесь расположено трамвайное разворотное кольцо «2-я улица Машиностроения».
24. Кольцо было открыто в 1937 году на действующей линии от Симоновского вала до Угрешской. Ранее носило название «Подшипниковый завод». Первым маршрутом, пришедшим сюда в 1937 году был № 7 (улица 10 лет Октября - Подшипниковый завод), который просуществовал здесь лишь до 1940-го года (подробнее
тут). В 1938-м году сюда переводится с Угрешки упомянутый выше маршрут № 51 (Ленинские горы (затем с 1939-го - Калужская застава) - Подшипниковый завод). В 1943-м он был отменён и возрождён уже в другом месте (подробнее
здесь).
25. В 1944-м сюда переносится 43-й (площадь Журавлёва - 2-я ул. Машиностроения), затем в 1946-1954 - Преображенская застава - 2-я ул. Машиностроения. В 1954-м году маршрут с другого конца сокращается до Сокольнической заставы, а в 1958-м его второй конечной становится метро «Семёновская». Далее в 1971-м году он вновь переводится на Угрешскую, а сюда возвращается лишь на короткий промежуток в 2006-2008 гг. (подробнее
здесь). В 1957-1960 и 2006-2008 здесь обитал и знакомый нам маршрут № 20 (2-я ул. Машиностроения - Курский вокзал). Подробнее о нём можно почитать
тут. В 1964 - 1973-м годах кольцо является конечной маршрута № 15 (2-я ул. Машиностроения - Нагатино), который ныне обитает в Строгино (подробнее
тут).
26. В 1971-м сюда приходит маршрут № 49 (2-я ул. Машиностроения - Балаклавский проспект), затем в 1971-м году он продлевается с другого конца до улицы Красного Маяка, но в 1986-м резко сокращается до «Автозаводской», а в 1987-м и вовсе отменяется (детальнее
тут). В 1987-м сюда переводятся маршруты № 12 (2-я ул. Машиностроения - проезд Энтузиастов), который работает здесь и поныне только теперь он ходит отсюда до 16-й Парковой улицы (подробнее
здесь), а также маршрут № 46 (Ул. Подбельского - 2-я ул. Машиностроения), затем в 1988-1992 его урезают до Богородского, а затем возвращают к метро «Ул. Подбельского», но в 2001 он уходит со 2-й ул. Машиностроения к метро «Пролетарская» (подробнее
тут). Также здесь в 1999-2000 гг. чуть-чуть поработал маршрут № 35 (2-я ул. Машиностроения - Новоконная площадь), но более он сюда не возвращался (детали
тут).
27. Рядом с остановкой расположен вот такой мощный десятиэтажный шестиподъездный кирпичный жилой дом постройки 1958-го года.
28. Шарикоподшипниковская улица. Названа в 1930 году по строящемуся здесь в то время 1-му Государственному подшипниковому заводу, который вступил в строй в 1932 году. Справа виднеется здание в стиле постконструктивизма бывшей поликлиники, а затем музея истории 1-го ГПЗ, построенное в 1937 году. Пишут, что ныне это торговый комплекс «Асеан».
29.
30. Обратите внимание, очень порадовало, что на Шарикоподшипниковской улице сохранились изящные старые консоли контактной сети со звёздами. Я даже и не знал, что на такие где-то вешали трамвайную контактную сеть, встречал только троллейбусные, которые исчезли вслед за троллейбусом. А оказывается есть, несколько штук их осталось на Шарикоподшипниковской улице. Может быть, где-то ещё есть.
31. Симпатичный дом по адресу Шарикоподшипниковская ул., 32. Ещё довоенный. Построен в 1938-м году. А из-за него торчит корпус № 1 уже современного ЖК Vitality. Как падки девелоперы на иностранные слова и как страшно далеки они от народа...
32. Взгляд назад.
33. Приближаемся к метро «Дубровка».
34. Около метро до сих пор сохранился вот такой изгиб трамвайного пути, который возник в результате строительства выходов из метро. Когда в 90-е годы строили эту станцию (открыта 11 декабря 1999 г.), были проблемы с прокладкой наклонного хода и финансированием, поэтому вокруг стройплощадки для трамваев пути были проложены в обход. В мае 2000-го пути спрямили, вернув их практически на прежние оси, но не до конца. Небольшой изгиб так и остался. Смотрится, впрочем, довольно живописно.
35. Линия на фоне ТК «Дубровка», который расположился в бывших цехах Шарикоподшипникового завода, построенных в 1932-1934 гг.
36. Взгляд назад.
37. У метро. Вдали слева виднеется высотка НПО «Центральный научно-исследовательский институт технологии машиностроения» (ЦНИИТМАШ).
38.
39. Бывшие цеха завода, которые сохранились в более-менее аутентичном виде.
40. Подходим к перекрёстку Шарикоподшипниковской, 1-й Дубровской и Новоостаповской улиц. Остановка «Новоостаповская улица».
41. Шарикоподшипниковская вместе с трамвайной линией уходит наискосок левее.
42. Восьмиэтажный тринадцатиподъездный кирпичный жилой дом индивидуального проекта по адресу Шарикоподшипниковская ул., 6/14, построенный в 1939-м году.
43. Пересекаем Новоостаповскую улицу. Взгляд назад.
44. Вид в сторону Симоновского вала.
45. Трамвай 12-го маршрута у главной проходной ЦНИИТМАШа.
46. И симпатичная мозаика. Сам ЦНИИТМАШ основан в 1929 году как ЦНИИ технологии машиностроения и стоял у истоков отечественного машиностроения. Созданные здесь материалы (стали, сплавы, напыления, охлаждающие жидкости и т.п.) технологические процессы машиностроительного производства широко используются на заводах энергетического, тяжелого, транспортного, нефтехимического машиностроения и в других отраслях.
47. Интересный дом 1956-го года напротив с высокой аркой во двор.
48. Детали декора.
49. Вдоль территории ЦНИИТМАШа всё засажено вот такими ёлочками.
50. Довольно милая улица, кстати.
51. Остановка «ЦНИИТМАШ» и огромный БЦ Dominion Tower («Пересвет-Плаза») на заднем плане. Весьма приятный (редкий случай!) образец современной архитектуры, правда, более уместный для новых районов Москвы. Открыт в 2015 году. Авторы проекта: Заха Хадид, Николай Лютомский.
52. Вид обратно.
53. Жилая застройка конца 50-х.
54.
55. Подходим к Симоновскому валу.
56. Ранее здесь был не просто поворот линии, а трамвайный треугольник. Влево (если смотреть с точки съёмки) линия по Симоновскому валу продолжалась собственно в Симоново. Она была открыта в 1913-м году, одной из последних, построенных до революции. Впрочем, как
пишет автор сайта "Путеводитель по трамвайной Москве": "...от первоначальной трассировки путей практически ничго не сохранилось - частично линия при перепланировке района была перенесена на Новоспасский проезд, а значительный участок от нынешнего поворота на Шарикоподшипниковскую улицу до завода "Динамо" (до революции - "Вестингауз") и дальше до Автозаводского моста был ликвидирован в 1987 году". А ответвление к Угрешской вместе с треугольником, как я писал выше, появилось в 1930-м году.
57. Сама же линия в Симоново была закрыта в 1987-м году. Как-нибудь пройдусь там и попробую поискать её следы.
58. Взгляд назад.
59. И выходим на Симоновский вал. Остановка «Шарикоподшипниковская ул.». До 5 декабря 2020 г. носила название «Железнодорожный переезд - 13-я городская больница» и это неслучайно. Именно здесь в одном уровне она пересекалась с ликвидированной ныне
железнодорожной веткой в Симоново, которая пересекала трамвайные пути и улицу, а затем через жилые кварталы уходила к набережной Москва-реки.
60. Здесь был переезд. Ветка шла справа от вот этого дома 1996-го года постройки.
61. Пересечение с улицей Мельникова.
62. Вид обратно.
63.
64. Остановка «Арбатецкая улица».
65. Неожиданно появилось солнце и стал разгораться красивый закат.
66. Каким-то образом оказавшийся здесь трамвай «Аннушка» (Новоконная площадь - метро «Чистые пруды»).
67.
68. Закат разгорался всё ярче.
69. Храм Успения Пресвятой Богородицы в Крутицах (Крутицкое подворье). Построен в 1667-1688 гг.
70. 12-й трамвай на фоне надвратной колокольни с церковью Сергия Радонежского Новоспасского монастыря (сооружена во второй половине XVIII в. над святыми воротами в середине восточной части ограды по проекту архитектора Ивана Жеребцова).
71. Вид обратно.
72. Солнце таяло в окнах.
73. Собор Спаса Преображения Новоспасского монастыря (1645 - 1649 гг.) и Храм Покрова Пресвятой Богородицы Новоспасского монастыря (на заднем плане), построенный в 1673-1675 гг. на основании здания XVI века.
74. Линия в сторону Павелецкого вокзала по Новоспасскому мосту. Трёхпролётный стальной балочный мост через Москву-реку, соединяющий район Павелецкого вокзала по Кожевнической ул. с пл. Крестьянская застава по 3-му Крутицкому пер.). Один из двух (наряду с Бородинским) старейших мостов на реке Москве. В основе существующего моста - опоры арочного Новоспасского моста, построенного в 1911 г. Надстроен в 1937 г. В 2000 г. несущие арки и верхнее строение были заменены на стальную балочную конструкцию. По этой линии как-нибудь тоже прогуляемся.
75. Ответвление к Угрешской, откуда мы пришли.
76. Всегда поражало, что эта широкая улица носит скромное название 3-го Крутицкого переулка. Крутицкие улица, переулки и набережная возникли в XVIII-XIX веках, получив свои названия от Крутицкого подворья архиереев Сарайских и Подонских (их епархия находилась в золотоордынской столице Сарай-Бату). Но в отличие от других Крутицких переулков, 3-й за годы существования превратился в полноценную магистраль, при этом сохранив своё историческое название.
77. Ещё один закатный вид на Новоспасский мост.
78. И на Новоспасский монастырь.
79. Симпатичный жилой дом 1924-го года по адресу 2-й Динамовский пер., 3.
80. Кирпичный жилой дом со стилобатом 1985-го года напротив.
81. Наконец-то разнообразие подвижного состава. «Морковка» КТМ 71-623 38-го маршрута (3-я Владимирская (шоссе Энтузиастов) - Черёмушки).
82. И рядом с не совсем уже «Морковкой» в ливрее московского транспорта у остановки «Станция метро „Пролетарская”».
83. Вид в сторону Новоспасского моста.
84. И в сторону Абельмановской улицы.
85. Поскольку стало ощутимо темнеть, дальнейший поход в ту сторону я решил отложить до лучших времён.
86. Но перед тем как спуститься в метро, сделал ещё несколько кадров в районе площади Крестьянская застава.
87. Здесь расположено два служебных трамвайных кольца.
88. В этот раз я снял служебное западное трамвайное кольцо «Станция метро „Пролетарская“».
89. Трамвайное кольцо «Спасская застава» было введено в эксплуатацию в 1909 году вместе с новой трамвайной линией по Воронцовской ул. и первоначально обслуживало трамвайный маршрут: № 16 - Брестский вокзал - Спасская застава. С незначительными изменениями этот маршрут курсировал до данного конечного пункта до 1926 года.
С 1913 года к кольцу были подведены новые линии со стороны Симоновского Вала и Покровской (ныне - Абельмановской) заставы. Кольцо стало обслуживать трамвайные маршруты: № 28 - Симоновская слобода - Спасская застава и № 30 - Кожевники - Спасская застава. Маршрут № 30 был отменён уже в следующем 1914 году, а маршрут № 28 курсировал до данного конечного пункта до 1926 года. С 1915 по 1919 годы кольцо обслуживало также маршрут № 15 - Царицынская пл. - Спасская застава.
В 1919 году кольцо вместе с одноимённой площадью было переименовано в «Крестьянскую заставу». С 1926 года после перенаправления двух заканчивавшихся здесь маршрутов через данное кольцо проходили только транзитные маршруты, причём у кольцевых маршрутов № 21 и В данная площадь значилась конечной.
В последующие несколько десятилетий данное кольцо не использовалось в регулярном маршрутном движении. Лишь с 1941 по 1945 годы здесь заканчивался трамвайный маршрут Р - Станция Бойня - Крестьянская застава. Тем не менее, площадь оставалась важнейшим транспортным узлом того времени, а транзитом через кольцо проходили десятки трамвайных маршрутов. Лишь в 1987 году через кольцо снова был запущен трамвайный маршрут: № 43к - Угрешская - Крестьянская застава.
90. Трамвай поехал к Абельмановской улице (до 1922 года - Покровский Камер-Коллежский Вал, с 1922 по 1955 год - Покровский Вал или Новоселенский проезд).
91. Изначальная конфигурация кольца позволяла совершать обороты в сторону центра с Воронцовской улицы и в сторону Абельмановской Заставы со стороны Абельмановской улицы. В 1977 году после переноса трамвайной линии с Динамовской улицы в 3-й Крутицкий переулок, было построено нынешнее кольцо. В начале 1990-ых в связи со строительством станции метро «Крестьянская застава», а затем и перехода на станцию метро «Пролетарская» оно было временно перенесено на противоположную сторону Воронцовской ул., к Универмагу № 100. В 1998 году до нового кольца был сокращён трамвайный маршрут № 38, который с этого времени стал курсировать по маршруту - Черёмушки - станция метро «Пролетарская».
В конце сентября 2000 года в связи с окончанием всех строительных работ кольцо было восстановлено на старом месте. Временное трамвайное кольцо у Универмага № 100 было развёрнуто в противоположную сторону для оборота трамваев со стороны Абельмановской заставы.
Трамвайный маршрут № 43к был закрыт в 2006 году, но восстанавливался в 2008-2009 годах. Маршрут № 38 оборачивался на данном кольце до 6 октября 2018 года, когда был изменён в связи с ремонтом трамвайных путей. После этого в течение пары месяцев кольцо использовалось для временного оборота трамваев маршрута № 35.
9 декабря 2018 года в связи с окончанием ремонта трамвайных путей была восстановлена постоянная схема движения трамваев: маршрут № 35 вернулся на свою постоянную трассу, а маршрут № 38 был продлён до 3-й Владимирской ул., в связи с чем данное кольцо было выведено из постоянной эксплуатации.
92. Очередная «Морковка» у метро.
93. И в завершение ещё один закатный вид в сторону Новоспасского моста.
И на этом на сегодня всё. Надеюсь, что было интересно и познавательно. Спасибо за внимание и до скорых новых встреч. Будьте здоровы, живите богато и никогда не старейте душой!