Бадаевский пивоваренный завод и пресненские переулки

May 16, 2019 20:54

Ещё в апреле в солнечный выходной день выбрался погулять по Дорогомилово и Пресне, но всё никак не доходили руки написать пост. Исправляюсь. Сначала я отправился погулять по территории бывшего пивоваренного завода им. Бадаева, славного своей промышленной архитектурой. Надеюсь, что это всё чушь, но периодически ходят слухи, что этот шедевр снесут. Но даже, если это просто слухи, то погулять там в любом случае определённо стоит, тем более вход на территорию сейчас абсолютно свободный.

1. Если, немного не доходя пересечения Кутузовского проспекта с Украинским бульваром по ходу движения в сторону центра свернуть влево во дворы, то там можно увидеть вот такие вот шикарные ворота. Они, конечно, в ужасном состоянии, но хочется верить, что территорию приведут в порядок всё же, а не разрушат и ворот это тоже коснётся. Сооружены в 1910 г. по проекту архитектора А. П. Евланова.



2. Прямо за воротами (вход на территорию левее через КПП, сами ворота закрыты) стоит на постаменте вот такой вот памятник-паровоз Су215-80. Построен Коломенским заводом в 1939 г. Стоял на территории карандашной фабрики им. Сакко и Ванцетти, располагавшейся рядом, после сноса последней перенесен на территорию бывшего Бадаевского пивоваренного завода. Восстановлен на Коломенском заводе для открытия ресторана "Царский поезд" с залами в вагонах, которые также были куплены для поезда (порезаны в период сноса карандашной фабрики). Попал он сюда изначально довольно давно , своим ходом, когда существовал подъездной путь пивзавода от Брянской ветви, соединявшей Киевское и Смоленское направление МЖД. С ликвидацией подъездного пути и производства вообще паровоз так и стоял на куске полотна, отрезанном от сети и ржавел. К счастью, сейчас он в полном порядке.


Историческая справка:
Комплекс зданий бывшего Трёхгорного пивоваренного завода. Выстроен в конце XIX - начале XX вв. Архитекторы А. Е. Вебер, Р. Клейн, А. П. Евланов.
В настоящее время входит в состав производственного комплекса ОАО «БПЗ».

В 1875 г. Трёхгорным пивоваренным товариществом на незастроенном участке близ Дорогомиловской заставы был основан пивоваренный завод. Своё название это промышленное предприятие получило от старого московского урочища «Три горы», расположенного на противоположном берегу Москвы-реки.
Судя по архивной фотографии 1876 г. все основные объёмы зданий завода стояли по одной линии вдоль Москвы-реки и фасадами были обращены в сторону двора.

В 1879 г. Трёхгорное пивоваренное товарищество получило от городской управы разрешение на открытие газового завода для освещения зданий своего предприятия. Предприятие быстро развивалось. На Всероссийской промышленно-художественной выставке 1882 г. Трёхгорное пивоваренное товарищество получило высшую награду - право изображать государственный герб на своих изделиях. В отзыве экспертов выставки отмечалось, что «завод Трёхгорного товарищества должен быть поставлен на первое место между всеми московскими пивоваренными заводами по образцовому во всех деталях устройству и применению всех новейших усовершенствований в пивоваренном деле».

Строительство производственных и хозяйственных корпусов предприятия производилось по проекту известного московского архитектора А. Е. Вебера. В своих проектах Вебер использовал распространённый в тот период в промышленном строительстве так называемый «кирпичный стиль», являющийся одним из течений эклектики, обогащая его элементами готической архитектуры. В 1880-е гг. А. Вебер расширяет существующие объёмы солодовни и овинов (часть строения 3), ледников и бродильни (в составе современного строения 1) и других строений, возводит ряд новых объектов.

В 1888 г. территория завода увеличилась за счёт покупки новых участков земли вдоль Дорогомиловского вала, что позволило спрямить юго-восточную границу владения. На новой территории, в дополнение к уже существующим казармам для рабочих, строят столовую и другие помещения жилого и бытового назначения, расширяя жилую зону.
В дальнейшем на протяжении двух десятилетий границы владения Трёхгорного пивоваренного товарищества не менялись.

В 1895-1899 гг. Август Вебер проектирует здания новой солодовни и сушильной печи (часть строения 3), варни (в составе современного строения 2), расширяет объёмы бродильни и ледников (в составе современного строения 1).
В конце XIX в. завод стал самым большим пивоваренным предприятием в Москве.
В 1900-е гг. «главным архитектором» предприятия стал известный московский архитектор Р. И. Клейн.

В 1903-1906 гг. по проектам Клейна на территории завода ведутся активные работы по перестройке существующих корпусов и строительству новых. В соответствии с заложенной А. Вебером традицией все постройки выполняются в «кирпичном стиле» с элементами готической архитектуры. Среди этих объектов - надстройка 2-го этажа (цех «для розлива пива») над ледниками (в современном строении 1), водонапорная башня, новые объёмы солодовни и здание для овинов (в составе современного строения 3).

В 1906 г. Товарищество пивоваренного завода приобрело ещё несколько участков земли с юго-западной стороны владения и увеличило территорию, занятую складскими помещениями.
В это время уже полностью сложилась композиция владения и принципы его объёмно-пространственной структуры. Все основные производственные помещения располагались в северной и северо-восточной зоне. Различные вспомогательные помещения и мастерские (кузница, конюшня, сараи и др.) располагались, в основном, в центре участка, параллельно основным корпусам. В юго-западной части владения находились складские помещения. Жилая и административная зона с казармами для рабочих, больницей, столовой и конторами находилась в восточной части владения.

В 1910 г. Р. И. Клейн выполнил проект пристройки «для отправки» пива к корпусу бродильни-ледников (строение 1). В этой работе, не будучи связанным уже сложившимися композиционными и декоративными решениями, он активно использует приёмы стиля «модерн» с его сложной пластикой объёмов.
В этот же период по проекту Клейна возводится крупномасштабный объём элеватора, примкнувший к зданию солодовни-овинов (в составе современного строения 3).
В дальнейшем имя Р. И. Клейна в архивных документах не встречается. С 1910 г. вместе с Р. И. Клейном на заводе работал его ученик, А. П. Евланов. По его проектам выстроено несколько одноэтажных объёмов (для мытья бочек в 1912 г., для электролитического производства для нужд обороны в 1916 г. и другие, для весов), контрольные ворота ограды завода со стороны Дорогомиловского Вала (1910 г.).
В 1912 г. меняются границы владения завода - юго-восточная часть границы сместилась к красной линии Дорогомиловского вала.

В 1917 г. завод был национализирован (с 1918 г. - Трёхгорный пивоваренный завод). До середины 1920-х гг. его планировочная структура и границы территории оставались неизменными.
В 1926 г. граница владения вдоль Москвы-реки была передвинута в связи с проектированием Дорогомиловской набережной. В то же время построены несколько небольших объёмов в восточной части владения. Часть территории отошла прилегающей с запада карандашной фабрике им. Сакко и Ванцетти. В юго-западной части продолжала застраиваться складская зона.
В 1926-1928 гг. на заводе была проведена система канализации. В это же время построены подъездные пути к заводу от Московско-Киевско-Воронежской (Брянской) железной дороги (инженер Н. И. Курдяков). В начале 1930-х гг. в связи с ростом производства и увеличением количества разъездных лошадей построены новые конюшни. Часть межцеховых пространств была перекрыта и использовалась в производственных целях. Восточная зона традиционно сохраняла жилые и административные функции.
В 1934 г. Трёхгорному пивоваренному заводу (1918-1934 гг.), бывшему Трёхгорному пивоваренному Товариществу (1875-1918 гг.), присваивается имя советского партийного деятеля А. Е. Бадаева.

Во время Великой Отечественной войны часть зданий была повреждена.
Основные изменения границ территории завода произошли в послевоенный период в связи с пробивкой Кутузовского просп. и реконструкцией района в целом. В 1957 г. была проложена трасса Новой Дорогомиловской ул. (часть современного Кутузовского просп.), под прокладку которой отошла юго-восточная часть территории завода, в связи с чем был снесён ряд корпусов (в основном жилых). Старое ограждение было в основном заменено на новое.
Сформированные таким образом новые границы владения сохранились до настоящего времени.
В конце 1960-х гг. - начале 1970-х гг. для увеличения производительности была проведена крупная реконструкция предприятия. Был построен новый железобетонный элеватор (строение 4) в западной части владения, на месте снесённых строений (каменной двухэтажной конюшни, одноэтажного гаража и жилого здания дореволюционной постройки).

Старые корпуса варни (собственно варня и турбинный цех), бондарни и ряд других были снесены. Была выстроена новая варня (в составе современного строения 2), крупный семиэтажный административный корпус по южной границе владения (строение 7), который закрыл панораму восприятия завода со стороны Кутузовского просп., ряд пристроек, в том числе по северным фасадам корпуса бродильни-ледников (строение 1) и солодовни-овинов (строение 3). В целом формирование современного облика Бадаевского завода завершилось в середине 1970-х гг.

Производство функционировало до конца 2000-х гг.

Часть здания является выявленным объектом культурного наследия, который включает:
- солодовенный корпус: солодовни, овины, 1875-1876 гг., 1895-1898 гг., архитектор А. Е. Вебер, 1904-1907 гг., архитектор Р. И. Клейн;
- водонапорная башня 1904 г., архитектор Р. И. Клейн;
- элеватор, построенный между 1900-1912 гг., архитектор Р. И. Клейн.

Отсюда

3. В бывших производственных корпусах сейчас располагаются кафе и рестораны, поэтому здесь очень много машин. Они ужасно портят общее впечатление и кадры, но что поделать? Справа бывшая Контора Трехгорного торгово-промышленного товарищества (1895 г.), слева - корпус бывшего ресторана при предприятии. Был решён в духе немецких торговых рядов XV-XVI вв. - краснокирпичный, со стрельчатыми аркадами, детали из белого камня и лепнины, башенки с черепичным покрытием, узкие окна с мелкой расстекловкой. Входит в комплекс главного корпуса завода.


4. Главный корпус.


5.


6. На переднем плане - советский уже корпус постройки 1977 года. За ним также дореволюционные.


7. Очень уютно. Было бы, если бы каждую минуту тут не проезжали машины.


8. Чтоб поймать кадр без них приходится постоять.


9. 904. Единица потерялась. Вообще, конечно, здания крепкие, но реконструкция и реставрация им просто необходимы. Ну, а пока можно насладиться шармом разрухи и заброшенности, несмотря на то, что жизнь вокруг бьёт ключом.


10. Очень красивые корпуса! Просто шедевр. Надеюсь, ни у кого не поднимется рука снести такую прелесть.


11.


12.


13.


14. В стенах здания растут молодые деревца.


15. Местный полосатый сторож заводской курилки.


16. Среди прочих, на территории располагается ресторан с жизнеутверждающим названием "Магадан".


17. Погуляв по территории завода, я прошёлся по набережной Тараса Шевченко вдоль реки.


18. А затем снова поднялся наверх, на холм. Бывшие въездные ворота железнодорожного подъездного пути Бадаевского пивзавода. Через них на территорию и попал паровоз когда-то.


19. Дошёл до пешеходного моста Багратион.


20. И конного памятника этому выдающемуся герою Отечественной войны 1812 года на Кутузовском проспекте.


21. А затем я пересёк реку и, пройдя мимо Сити и немного попетляв, вышел к Нижнему Красногвардейскому (Студенецкому) пруду, что у Шмитовского проезда. Всего их три. Расположены в бывшей пойме р. Студенец, заключённой в подземный коллектор. Верхний и Средний пруды прямоугольные; Нижний - неправильно-четырёхугольный.


22. Дворики старой Пресни.


23. Большой Трёхгорный переулок.


24. Перекрёсток Нововаганьковского и Среднего Трёхгорного переулков. Храм Святителя Николая на Трёх Горах. Прародительницей нынешней церкви считается упоминаемая в летописях с 1628 года деревянная церковь Николы во Псарях. Название возникло в связи с переводом сюда во второй половине XVII века государева псарного двора. Приходская община неоднократно переселялась в пределах города и каждый раз перевозила с собой храм.

В 1695 году псарный двор разместился на постоянной основе в урочище Три Горы, за Трёхгорной заставой. С 1762 по 1775 год на месте деревянного храма в селе Новое Ваганьково был возведён каменный с тремя престолами. До начала XX века церковь была сравнительно небольшой, но в 1860 году к ней пристроили пространную трапезную и высокую колокольню. Так как пристройки не гармонировали со архитектурой старой церкви, в 1900-1902 годах по проекту архитектора Георгия Кайзера была полностью перестроена и сама церковь. Вновь отстроенная церковь была освящена 1 декабря 1902 года.

В начале 1920-х годов храм был разграблен, а в 1929 году перестроен, при этом колокольня и купол храма были разрушены. С конца 1920-х годов вплоть до начала 1990-х годов в его помещениях размещался клуб, а позднее Детский дом культуры (ДДК) имени Павлика Морозова.

В 1992 году было подписано распоряжение правительства Москвы о возврате здания с прилегающей территорией Русской православной церкви. В ходе почти десятилетней реставрации здание было восстановлено в прежнем виде. В настоящее время храм действующий, в расположенном на территории здании проводит занятия воскресная школа.


25. Нововаганьковский переулок. Кстати, одно время носил имя Павлика Морозова.


26. Храм Святителя Николая с другой стороны.


27. В переулке расположена обсерватория ГАИШ МГУ на Пресне и в неплохом состоянии несколько деревянных домов при ней. Главное здание и двухэтажный деревянный жилой дом для сотрудников обсерватории спроектировал известный московский архитектор Д.Г. Григорьев. Строительство обсерватории было начато ранней весной 1830 г., а 29 ноября (11 декабря) 1831 г. Министерство народного просвещения получило годовой отчёт Московского университета, в котором сообщалось, что "здание обсерватории приведено к окончанию" и на ней проведены первые наблюдения.

Использование университетской обсерватории для научных исследований сделало необходимой её регулярную модернизацию, включавшую установку нового оборудования, строительство новых помещений, вспомогательных башен и т.д. Наиболее важную и масштабную перестройку обсерватории осуществил на рубеже XIX и ХХ вв. её директор В.К. Цераский (1849-1925). К круглой башне главного здания была пристроена аудитория, а на самой башне установлен вращающийся купол и 15-дюймовый телескоп-астрограф, долгое время являвшийся одним из самых больших астрономических инструментов в России.

После серии модернизаций университетская обсерватория вошла в начале ХХ века в число наиболее передовых обсерваторий мира.В 1931 году на базе Астрономической обсерватории Московского университета был сформирован Астрономический институт (ГАИШ), основные подразделения которого находились на территории обсерватории до переезда на Ленинские горы в 1955 г.

В настоящее время обсерватория входит в состав института и носит название Краснопресненской обсерватории ГАИШ. Согласно решению Исполнительного комитета Моссовета, комплекс зданий Краснопресненской обсерватории 15 мая 1979 г. поставлен на государственную охрану в качестве памятника архитектуры и градостроительства. В ряде помещений обсерватории располагается Музей истории астрономии в Московском университете.


28.


29.


30. Перекрёсток Малого и Большого Предтеченских переулков. Храм Рождества Иоанна Предтечи на Пресне. Первоначальный деревянный храм построен в 1685 г., в 1693 году заменён каменным. Перестроен в 1714-1734 гг., левый придел Иоанна Воина в 1731 году. Современная колокольня постройки 1806-1810 гг. Трапезная - 1828 г. Правый Софийский придел освящён в 1848 году. Храм обновлялся и в последующие годы. В советское время не закрывался.


31. Большой Предтеченский переулок. Справа - старинный деревянный дом XIX в., где в 1917 г. работали первый легальный Пресненский райком партии большевиков и Военно-революционный комитет Пресненского Совета рабочих и солдатских депутатов. Входит в комплекс музея "Пресня".


32.


33. Улица Заморёнова.


34. Улица Красная Пресня.


35. Напоследок решил перейти её и пройтись по Малой Грузинской улице. Государственный биологический музей им. К. А. Тимирязева, 1896 г., архитектор А. Э. Эрихсон, в составе ансамбля «Усадебный комплекс П. И. Щукина, конец XIX - начало. ХХ вв.».


36.


37. И, наконец, в завершение прогулки - великолепный неоготический Кафедральный собор Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии. Открыт в 1911 году, арх. Ф. О. Богданович-Дворжецкий. В 1938 году здание собора забрали у церкви. В 1956-1996 годах там находился ПТО «Мосспецпромпроект». Собор вернули католикам в 1996 году.

Является самым большим католическим собором в России, кафедральный собор архиепархии Матери Божией, возглавляемой архиепископом митрополитом Павлом Пецци. Один из трёх действующих католических храмов Москвы наряду с храмом святого Людовика Французского и храмом св. Ольги.

В соборе служатся мессы на русском, польском, английском, французском, испанском языках, латыни, тридентские мессы, а также литургия по армянскому обряду и литургия по византийскому обряду, проводятся встречи молодёжи, занятия по катехизации, благотворительные концерты органной и духовной музыки. При соборе есть библиотека и церковная лавка, редакция российского католического журнала.


Надеюсь, что было интересно.
Спасибо за внимание и до новых встреч!

Пресня, архитектура, Дорогомилово, фото, промышленность, краеведение, Россия, Москва

Previous post Next post
Up