История, о которой я вам поведаю, началась пять лет назад. Тогда я только-только открыл для себя чудесный мир городских подземелий, учился искать домовые ПРУ-шки по вентиляционным оголовкам, оборачивался на каждый встреченный люк, и напряжённо вглядывался в стекло вагона метро, стремясь разглядеть за ним таинственные ответвления. Тем временем, недалеко от моего дома велось подземное строительство - строили перегонные туннели от одной станции метро к другой. Работы велись на небольшой глубине, грунт вывозили Камазами, а из окна проезжавшего рядом троллейбуса можно было легко заглянуть через забор. И вот, прознав, когда рабочие массово уходят на обед, я облачился в старую робу, белую строительную каску, взял фотоаппарат и направился к главной проходной. Повесив на себя отсутствующее выражение лица, и воспользовавшись широкими воротами для автотранспорта я спокойно зашёл на территорию, миновал будку охраны и спустился вниз, в тоннель.
Долго можно рассказывать о том, что я там увидел. В общих чертах там находилось два длинных тоннеля, первый из которых выходил в большое помещение демонтажной камеры. Второй же упирался в проходческий щит, до выхода которого в камеру оставалось всего несколько десятков метров. Будущее место выхода было заделано досками, за которыми проглядывалась порода. Кроме этого имелся и другой щит, но о нём не в этот раз. За час, в течении которого рабочие обедали, я успел осмотреть почти все доступные места, не попасться на глаза и успешно уйти со стройплощадки.
Спустя некоторое время, я решил обменяться информацией с другим человеком, а именно - сводить его в метрострой, взамен за информацию по заводским бомбоубежищам, поскольку, выспрашивать такое на форуме было несолидно. Сказав информатору прийти в робе и каске, дабы не бросаться в глаза рабочим, я дождался его в назначенный час. При встрече, к своему ужасу, я увидел что он отнёсся к экскурсии слишком серьёзно, притащив с собой шесть фотовспышек на радиоканале, парк объективов и тяжёлый штатив, мотивирую тем, что вдруг будет классный ракурс и придется подсветить. В общем, со всем этим фото-скарбом мы попёрлись через проходную, рассчитывая косить под журналистов. И, как оказалось, не зря, ибо под землёй несколько дней назад произошла долгожданная сбойка - щит закончил проходку тоннеля и вышел в демонтажную камеру. Рабочих внутри было как моли в бабушкином шкафу, нас несколько раз спросили из какой мы газеты.
Куча общих видов на демонтажную камеру
Со стороны щита
Туннели и тюбинги
В итоге мы осмелели до того, что стали позировать с различным инструментом, фотографировать рабочих и т.п. Нам так же сообщили, что через пару дней на площадку приедет мэр города, осмотреть долгожданную сбойку. Однако, идти фотографировать в этот день я посчитал излишним безумием.
Зато через неделю я повёл в тоннель ещё одного «языка», готового поделиться тайнами подземного мира в обмен на метро - на этот раз военной тематики. Теперь я уже чувствовал себя как дома - не просто ходил по тоннелю, а провёл полноценную экскурсию по всем местам, пообщался с рабочими. Кто мы такие нас спросили лишь однажды - на что я ответил, что мы из дирекции и от нас отстали. Щит к тому времени выдвинулся внутрь камеры на изрядное расстояние, вокруг него суетились рабочие, разбирая на части, с применением кувалд и болгарок.
Ещё через некоторое время, когда я повёл четвёртого по счёту экскурсанта, щит практически полностью разобрали на отдельные сегменты. Снятые детали тельфером грузили на рельсовый прицеп японского грузовичка на трамвайных колёсных парах, тянули к порталу, где краном вытаскивали на поверхность.
Таким образом, за месяц я стал свидетелем практически полного цикла работ - начиная от проходки, сбойки и заканчивая демонтажом щита, а так-же, путём дружеского обмена информацией, приобщился и к другим подземельям.