Пока впечатления свежи, постараюсь рассказать, какой была эта велосипедная поездка по Бельгии и Нидерландам.
После отпуска, меня часто спрашивали: какой был маршрут, где останавливались, как ехали, что брать с собой в такую поездку. Поэтому данный пост будет посвящен именно этому.
Постараюсь кратко, но емко изложить, возможно, кому-нибудь такая информация очень пригодиться.
1. За сколько времени надо готовиться и как продумать маршрут?
Месяца за 3-4 мы решили, что отпуск будет велосипедным, с посещением Нидерландов. Т.к. времени на отдых было достаточно, а именно 18 дней, список стран состоял из: Бельгии, Нидерландов и Франции.
Очень хотелось в Париж. Поэтому первый маршрут сложился примерно вот таким:
Затем, решив, что километраж слишком большой, а Париж за пару дней все равно не обойти, маршрут был сокращен до 2-х стран - Бельгия и Нидерланды. Об этом в последствии мы ни капельки не пожалели - времени было достаточно, чтобы неспеша посмотреть все уголки выбранных стран - от известных туристических городов (Брюссель, Брюгге, Гаага, Амстердам,...) до небольших самобытных городочков и деревушек.
Измененный маршрут был в 2-ух вариантах:
Поездку мы разделили на 2 части - первая Бельгийская (около 10 дней), она предполагалась полностью велосипедной с остановками в кемпингах и путешествием вдоль всей страны с Востока на Запад до самого побережья. Вторая часть - Нидерландская, где планировалось остановиться у друзей на неделю в Гааге и уже от туда каждый день ездить по гродам, перемещаясь на велосипедах и электричках. И если первую часть мы распланировали заранее (список городов, маршруты, отели, кемпинги), то вторую часть оставили на обсуждение уже по прибытию в Гаагу, т.к. друзья наши, проживающие там уже некоторое время, могли посоветовать куда и когда лучше податься (мы конечно заранее очень много прочитали о стране и ее городах, но точного плана не составляли).
Бельгийский маршрут начали продумывать за 2-3 месяца, когда уже купили билеты Лаппенранта - Шарлеруа - Лаппенранта (о билетах подробнее чуть позже). В основном сначала мы накидывали в одну кучу всю информацию о достопримечательностях, городах, вело-дорогах, особенностях путешествия по Бельгии на велосипедах и поездах с велосипедами, о кемпингах и отелях. Это самый долгий процесс. Сам маршрут у нас сформировался за неделю до поездки.
Но как бы мы не продумывали по дням и часам наше путешествие, от планов пришлось немного отойти. В основном, из-за испортившейся почти на неделю погоды, и немного из-за лени =). А иногда нам просто нравилось место, и мы решали остаться там еще на денек.
Итоговый маршрут вышел таким:
(Google maps, к сожалению, отказываются прокладывать полный маршрут на одной карте - видимо слишком много пунктов. Поэтому пришлось разбить на 2 части - Бельгийскую (до Гааги) и Нидерландскую (вплоть до вылета из аэропорта Шарлеруа в Бельгии).
Что было запланировано и что пришлось поменять на ходу.
Задумка была проехать на велосипедах Шарлеруа - Брюссель - Лювен - Мехелен - Антверпен - Гент - Брюгге - Гаага (в последний пункт по островам) с остановкой практически в каждом городе на ночлег (Кроме Лювена - его мы захватили в один день с Мехеленом).
Что изменили.
1. По пути из аэропорта Шарленруа в Брюссель (около 60 км), мы на полпути запрыгнули в поезд, т.к. очень устали (полночи сборов, дорога на машине до Лаппенранты, перелет и неожиданная 25 градусная жара дали о себе знать)
2. В Брюсселе планировали погулять вечер, переночевать в отеле и на следующий день после обеда отправиться дальше. Но в Брюссель мы приехали только к 7 и в 8 уже провалились в глубокий сон (естественно, с намерением подремать полчасика, поужинать и полюбоваться вечерними Брюссельскими улочками). Проснувшись только на следующий день в 6 утра, было решено - если возможно продлить отель, остаемся еще на сутки. Так все и случилось
Далее все складывалось по плану: Брюссель - Лювен - Мехелен на велосипедах.
3. А после ночевки в кемпинге Мехелена, когда солнечная погода сменилась мерзким дождем и ветром, мы вот так быстро, за чашечкой кофе и вкуснейшими круасанами на завтрак решили, что, минуя Антверпен и Гент, мы отправимся сразу в Брюгге, причем на поезде, а дальше будем действовать по обстоятельствам. Так и сделали - в Брюгге провели 3 ночи (разместились в кемпинге), за это время посмотрели сам город, и на день съездили налегке в Гент (туда и обратно электричкой, но с велосипедами, все вещи 3 дня были в кемпинге).
В принципе, не страшно, если вам на ходу приходиться менять направление, главное, чтобы под рукой было все необходимое:
- девайс с возможностью выхода в интернет (местная симка или wi-fi доступ) для брони отелей, поиска кемпингов и т.д. С интернетом, кстати нив Бельгии, ни в Голландии проблем нет совсем - платный wi-fi есть везде, даже в кемпинге за городом (1 евро за час - кинул монетку, получил код и доволен), а бесплатный - в большинстве кафешек, причем незапаролленый (при желании можно остановиться на улице рядом, загрузить все, что нужно и идти дальше). Мы в Бельгии купили местную симку оператора BASE, в Нидерландах совсем без местной связь обходились - только свои в роуминге для экстренной связи (здорово выручали заранее купленные рации)
К необходимым пунктам на случай изменения маршрута также обязательно добавлю:
- список городов, которые планируется посетить
- карты/атласы, на случай, если другие средства недоступны. Например по прилету в Шарлеруа, мы на первой же заправке купили подробный атлас Бенилюкса, потратились почти на 20 евро, зато он нас очень часто выручал.
- наличные евро-деньги, желательно побольше мелочи по 1-2 евро. Особенно это касается Нидерландов - там редко где принимают банковские карты, выпущенные не банками Нидерландов, супермаркеты и кассы на ж/д станциях закрываются около 18:00, автоматы, продающие билеты, принимают только монеты. Так что можно встрять в такой ситуации очень на долго. Так случилось у нас, но мы на велосипедах прокатились несколько километров о следующей, более крупной станции, где кассы еще работали.
Т.о. перед поездкой обязательно надо определиться с городами, вело дорогами, картами, средствами связи. По приезду обналичить достаточную сумму денег (или обменять заранее - кому как удобно).
Вернусь к рассказу о маршруте. Итак, после 3-х дневного пребывания в Брюгге (с поездкой на день в Гент) мы собрали вещи и отправились в Антверпен, там провели сутки, затем в Роттердам - тоже на сутки (это уже Нидерланды), затем в Гаагу, где и провели последнюю неделю отпуска. в Гааге мы жили и каждый день мотались в города практически в любую точку Нидерландов:
По дням вторая часть выглядела так:
1 день - Гаага
2 день - Амстердам
3 день - Амстердам
4 день - Гауда, Утрехт
5 день - Гарлем, Заандам, Амстердам
6 день - Гаага
7 день - Наарден и окрестности
8 день - переезд в Бельгию, день в Брюсселе, ночью вылет из Шарлеруа
В целом, маршрутом остались довольны. Были, конечно, безумно красивые местечки, в которых хотелось бы провести немного больше времени, но всего так сразу не отхватишь, программа и так вышла очень насыщенной.
2. Билеты на самолет - как перемещаться, как перевозить велосипеды?
Мы летели из Лаппеенранты, потому, что это не так далеко от Питера (4 часа езды на машине) и очень дешево.
Летели лоукостером Ryanair. При покупке билета отдельно оплачивается багаж 15 кг (если у вас только ручная кладь - можно не оплачивать дополнительно, размеры и вес ручной клади можно посмотреть на сайте Ryanair, сейчас цифры точно не помню), провоз спортинвентаря весом до 20 кг каждый (в нашем случае это были велосипеды 13 и 17 кг), аэропортные сборы. Полная стоимость билета туда-обратно на человека вышла 7000 р. (включая велы и багаж, сборы).
Для сравнения аналогичный билет авиакомпанией Россия без учета провоза велосипедов обошелся бы нам около 15 000 на человека.
До Лаппеенранты добрались на машине, где ее и оставили на 18 дней на платной парковке (78 евро). Для перевоза велов купили на крышу машины специальные дуги и крепления (обошелся полный набор около 11 800 - дешевле не найдете). Так, велосипеды путешествовали на крыше с ветерком.
Кстати, если кому нужны будут такие крепления - с радостью дадим в выгодную аренду - обращайтесь!! =) Мы бы и сами не покупали, а взяли в аренду, но цены совершенно нереальные - 20 дней использования сопоставимы со стоимостью самих устройств.
В аэропорту велосипед необходимо сложить в специальный чехол (надо снять переднее колесо и педали, которые также укладываются в чехол), купленный заранее (1300 руб. за шт.). Все! После этого сумки и спортинвентарь сдается в багаж и остается только занять местечки в самолете и наслаждаться видами на Финский залив, размером с большую лужу и лоскутными одеялами, высаженными кукурузой и еще чем-то там.
В Шарлеруа мы получили багаж, собрали велики обратно (занимает процедура около 30 мин) и отправились в Брюссель. Тут хочу отметить, что при покупке билетов с пунктом назначения БРЮССЕЛЬ, все возможные сервисы и сайты авиакомпаний выдают аэропорт Шарлеруа в том числе. Подвох в том, что от Шарлеруа до Брюсселя 60 км и никаких прямых электричек, соединяющих аэропорт с Брюсселем, НЕТ! Есть только платные автобусы, идущие от аэропорта до ж/д станции Шарлеруа, затем можно добраться на электричке Брюссель - Шарлеруа за 30 мин, также за отдельную плату. Есть правда совмещенные билеты: на обратном пути при покупке ж/д билета из Брюсселя в Шарлеруа мы сказали, что нам надо в аэропорт, и на каждого был выдан 1 билет, включающий проезд на поезде, а затем на автобусе. Наоборот это наверняка тоже работает.
Вопрос в том, можно ли зайти в этом автобус с велосипедами? Этого мы не знаем, т.к. обратно возвращались уже налегке (но это уже другая история).
3. Что брать с собой в вело поездку по Европе?
Очень хочется поделиться опытом и перечислить целый список, т.к. вело путешествие предполагает размещение в кемпингах, а на такие условия надо продумать все до мелочей, чтобы отдых был максимально комфортным при минимальном весе и объеме багажа. Но, пожалуй, набор туриста я все-таки распишу отдельным постом. Сейчас скажу толь немного о сумках, девайсах и одежде.
Сумка - на каждого человека должна быть большая сумка, где лежат практически все вещи (сдается в багаж). не пластиковый чумодан на колесиках, который так удобно катить за собой и использовать в качестве стульчика, а вело сумка, которая крепиться на багажник велосипеда. Кстати отличное изобретение - если разумно распределить вес и закрепить по всем правилам, то про 15 кг, висящих на заднем колесе совсем не вспоминаешь. Разницы с ездой налегке практически никакой (если по ровной поверхности), уж мои то мало тренированные ножки сразу бы почувствовали тяжесть груза =)
Сумки бывают разные по объему, цена от 2000 р. Если вы собираетесь часто путешествовать на велосипедах, то покупка очень полезная и пригодиться еще не раз в будущем.
Еще у нас были рюкзаки за спиной. В них в основном вещи, которые в кемпинге не оставишь - ноутбук, документы, зарядки (на случай, если где-то зарядиться), карты, бутеры и термо-кружки с кофем для долгих прогулок. В принципе на 2-их достаточно 1-го рюкзака средних размеров с возможностью увеличения.
Из техники взяли:
- 2 коммуникатора
- 1 ноутбук. Использовали часто, но вещь не такая обязательная, наш весит 1,5 кг, поэтому таскать было не так тяжело, зато постоянно скидывали фотки и редактировали их по вечерам, и не пришлось по приезду разгребать тысячи фотографий, еще ноут пригодился для интернета, планирования следующего дня (маршруты, отели, кемпинги, достопримечательности и т.д.)
- 1 фотоаппарат
- 1 аккумулятор с солнечной батареей (для зарядки коммуникаторов)
- удлинитель (очень пригодился в кемпинге)
- 2 рации (вот эти штуки незаменимые - бесплатная связь в радиусе 1 км и очень удобная в использовании во время езды), к ним можно еще гарнитуру купить, но мы и без нее обходились.
- 2 фонарика а-ля шахтер (пригодились в кемпинге)
- плеер - на любителя, я взяла для долгих переездов, под любимую музыку веселее педали крутятся. Использовать рекомендую только на загородных выделенных велосипедных трассах. В городе, где активное движение, надо быть на чеку.
- гора зарядок ко всему этому добру
Одежда. На дворе стоял октябрь (поездка 1-18 окт). В Питере уже задували осенние пронизывающие ветра, на улице уже дано выше +10 температура не поднималась, поэтому готовились основательно, утеплялись - термобелье, мембранные штаны, куртки-непрдувайки-непромокайки, осенняя велосипедная одежда.
Подробно об экипировке напишу отдельно.
В общем, подготовились мы основательно, не замерзли, но по прилету в Бельгию никак не ожидали аномальной 25 градусной жары, которая продержалась несколько дней. Бельгия и Нидерланды не южные страны, но климат там гораздо мягче, а осень теплее, чем в Питере, хоть и задувают морские ветра, особенно в Нидерландах. Поэтому с собой на всякий случай хорошо бы иметь пару наборов откровенно летней одежды. Я вот очень пожалела, что не взяла открытые сандалеты.
Сколько одежды брать с собой? САМОЕ НЕОБХОДИМОЕ!! Вещи, требующие частой смены (вело футболки, вело шорты, велоштаны) - пары-тройки комплектов будет больше, чем достаточно. Где бы вы ни ночевали (отель, хостел, кемпинг, квартира), всегда есть возможность постирать одежду за небольшую плату (1-2 евро).
4. Как перемещаться с велосипедами на поездах
Тема требует отдельного внимания, выделяю ей целый раздел.
В Бельгии и Нидерландах очень популярно перемещаться на велосипедах по городу, удобно жить и работать в разных городах, т.к. на поезде за час вы можете доехать в противоположную точку страны. Но! очень редко можно встретить в поезде кого-либо с велосипедами. Судя по парковкам около вокзала - у каждого жителя имеется по велосипеду в каждом городе, где он живет/учиться/работает.
Перевозить велосипеды в поезде все-таки можно, но только следую строгим правилам:
1. На велосипед надо покупать отдельный билет. В Бельгии он стоит 5 Евро, в Нидерландах - 6,5 Евро. Велосипедный билет, в отличие от обычного, не зависит от того, на какое расстояние вы собираетесь проехать. Цена фиксированная.
2. Зайти в поезд с велосипедами можно только в специально отведенные для этого вагоны.
Они могут находиться в конце, в начале состава, иногда в центре. На таких вагонах есть специальные наклейки в виде веосипеда. Здесь нужно реагировать очень быстро - поезда стоят на станциях несколько минут, до вагона надо успеть добежать, по платформе ездить запрещено, за этим следят и остановят, если заметят. Если на платформе много велосипедистов (такого мы ни разу не видели), то есть все шансы не успеть зайти в пришедший поезд.
3. Размещение велосипедов внутри вагона.
В Бельгии вы закатываете велосипед в сам вагон, закрепляете специальными приспособлениями и занимаете любое свободное место (в таких вагонах места расположены в ряд друг напротив друга, как в метро). На велосипед надо навесить билет (в Бельгии дают специальную резиночку для этого, в Нидерландах - нет). Сумки с велосипедов должны быть сняты.
В Нидерландах вагоны немного другой конструкции - велосипеды надо оставлять в тамбуре, креплений нет, поэтому велосипеды запросто могут свалиться. Лучше иметь с собой эспандер с крючками. Места можно занять тут же (есть откидывающиеся сидушки) или пройти в салон (велосипеды без присмотра лучше не оставлять). Багаж также необходимо снять и положить на специальные верхние полки.
Среди местных жителей очень распространены складные велосипеды с небольшими колесами. Они настолько компактные, что с первого взгляда сложенный велосипед похож на небольшую тележечку, которую очень удобно тянуть за собой на ручке. Однажды понаблюдала, как раскладывался этот велосипед - бодренький бельгиец справился за 3 минуты, сел и поехал. Ляпота - для городских поездок самое оно!
5. Физическая подготовка к вело поездке
Мой велосипедный опыт не такой большой - на собственном я регулярно ездила только 7 месяцев до путешествия, а раньше только от случая к случаю несколько раз в году и то - по городу. Я не мучила себя изнурительными тренировками все лето, но с регулярной периодичностью ездила на велосипеде на работу (15 км за день), иногда небольшие покатушки в выходные (до 20 км за день), в самом начале лета даже осилила открытие велосезона и проехала за день 100 км - для меня это было прямо таки достижением, повод для гордости =). Конечно, я была немного подготовлена, но выносливость моя на достаточно среднем уровне.
Общий километраж, пройденный за 18 дней - почти 400 км. Не очень много. Если разделить на 18 дней, то ежедневно выходит всего на 50% больше моего пути на работу и обратно. Бывали дни, когда мы даже не подходили к велосипедам, бывали и такие дни, когда мы проезжали по 60-80 км.
Задачи проехать как можно больше при любой погоде, в любом состоянии (особенно по утрам в самой пивной стране Европы - Белгии) не стояло, поездки были в удовольствие, не спеша. Средняя скорость всего маршрута, которую показывает мой вело компьютер - 15 км/ч. Когда уставали - просто садились на электричку и подкидывались до нужного пункта. Это я к тому, что если у вас есть желание совершить вело путешествие по Европе, но вы сомневаетесь в своих силах, то смело езжайте.
Это совсем не тяжело, просто действуйте по своим силам и состоянию. Дороги в этих странах (как в прочем и во всей Европе) идеальны, по сравнению с нашими, между городами есть специальные велосипедные трассы по живописным маршрутам вдоль каналов и через маленькие городочки. В городах также все предусмотрено для велосипедистов - выделенные полосы, светофоры, машины, уступающие дорогу, вело парковки. Рай. Уже и сомневаюсь, захочется ли мне снова сесть на велосипед в России. К хорошему привыкаешь быстро.
С уверенностью могу сказать - такой красоты и разнообразия, которое можно увидеть, путешествуя на велосипеде, вы не увидите никогда!
">