Решила заранее предупредить - пост для тех, кому интересно как делают одежду. Рассказ большой, но надеюсь будет очень полезен тем, кто хочет этим заниматься. А, возможно, заинтересует и тех, кто просто любопытствует о том "как оно устроено, в других профессиях". Любые вопросы и оценки, даже самые на ваш взгляд "не по теме" приветствуются, т.к. это, пожалуй, моя первая подробная запись на профессиональную тему.
Я сегодня снова буду писать про нее, про любимую работу. Вернее не совсем про работу, а про то занятие, которым я люблю заниматься, чем в придачу зарабатываю деньги. В минувшую неделю в СПб прошла очередная сезонная выставка "Индустрия моды", в рамках которой я оказалась на семинарах экономического форума.
Не секрет, что СПб далеко не центр модной индустрии (именно индустрии, не моды). Да, здесь сосредоточены головные офисы крупнейших фэшн компаний РФ (OGGI, Befree, Zarina, Love Republic, Concept Сlub). Но, как водиться для бизнеса в России, вся движуха и значимые ивенты все-таки сосредоточены в Москве. СПбшную "Идустрию Моды" у нас принято считать тем же "Текстильлегпромом" (выставка того же формата, только на неделю раньше и в 10 раз больше), только местного пошиба. По работе я систематически бываю и там и сям, и, как правило, на нашу "Индустрии Моды" хожу редко и обычно без особого интузиазма. Но в этом году хочу заметить, что бизнес программа в СПб, не то что не хуже, но даже в разы лучше московской!
Семинары, на которых в этом сезоне была я:
- "Бизнес-процесс создания промышленных коллекций. Промышленный мерчендайзинг и стимулирование сбыта." Корыстова Ольга Ивановна (до 2007 дирекотор по производству ТМ Reebok, декан международной школы маркетинга Mod'Spe, Paris, член союза дизайнеров России и т.д. (все регалии кому интересно, можно погуглить).
- "Формирование ассортиментной матрицы в розничном магазине одежды. Капсульный метод." Андрей Бурматиков (до 2009 - директор отдела консалтинга Fashion Consulting Group, консультант крупнейших российских компаний по продаже и производству одежды, от себя добавлю - практик, что немаловажно для любого лектора).
Еще не скучно от заумных названий? =) Попробую объяснить своими словами. Скажем, приходите вы в магазин любимого бренда, где можно одеться с ног до головы - от трусов до зимнего пуховика с сапогами. Вам комфортно и уютно: в интерьере не утомляющая музыка, ненавязчивый персонал, который своевременно приходит на помощь, приятный аромат (который вы скорее всего не заметите). В нашем предполагаемом магазине коллекция, в которой вы найдете для себя как повседневные базовые вещи "для работы" в актуальных расцветках, так и ультра модные "на вечер". К брюкам обязательно без труда подберется блузка, к блузке - джемпер, к джемперу куртка/жакет и даже аксессуары. Все будет идеально сочетаться по цвету, принтам и фактурам. При этом вам не придется копаться в цветных стопках, чтобы подобрать хоть одну подходящую по размеру вещь. Все развешено логично, наглядно, доступно.
"На славу поработали дизайнеры моего любимого бренда в этом сезоне!" - скажете вы, выходя с покупками. Ну, практически так. До того, как дизайнер придумал и нарисовал модель, есть специалисты, которые разрабатывает концепцию/структуру коллекции, составляя ТЗ для дизайнера. Здесь и маркетинговые исследования: кто конкуренты, покупатели, ценовая политика... И ассортиментный план: сколько брюк, блузок, джемперов, какой длины рукав, из какой ткани, какого стиля и т.д. надо разработать и произвести в следующем сезоне, чтобы остатки в конце сезона были минимальными. И ассортиментные капсулы: как коллекцию разбить на группы (капсулы) объединенные одной темой/стилем, что в них будет входить. Это все (и много еще всего, что мне просто не поместить в формат этой записи) и называется промышленным мерчендайзингом. Представьте только - сколько работы проделывается прежде чем дизайнер возьмет лист бумаги и создаст модель!
А потом за работу принимаются дизайнеры, конструкторы, технологи и продукт-менеджеры (руководители процесса разработки/отработки коллекции и размещения заказов на производствах). Все эти специалисты разрабатывают непосредственно саму коллекцию, делают так, чтобы одежда была интересной, модной, удобной, качественно пошитой, с красивыми фуськами и недорогой =). Затем одежду производят на фабриках (этот процесс также контролируется разработчиками - как правило ответственны лицом, продукт-менеджером, который ведет процесс от отработки моделей до запуска в производство, т.е. он является связующим звеном между первоначальной задумкой творческой команды и тем, что в итоге получается на выходе в массе).
В конечном счете, одежда попадает на прилавки магазинов. И далее все во власти визуального мерчендайзинга. Но эта тема, пожалуй, стоит отдельного поста. В начале своей карьеры я занималась, в том числе и этим, здесь мне есть о чем рассказать.
В общем семинары были о том, что я попыталась в нескольких абзацах уместить, но гораздо подробнее, с конкретными рекомендациями под каждый формат бренда. Все четко, информативно, на достаточно высоком уровне, надо сказать. Была и информация для меня не новая, но это мне только придало уверенности, что я все делаю правильно, я на верном пути. А в целом я очень вдохновилась. Хочу творить и работать =)