гигантопост про книжки-книжыщи про бальные танцы

Jun 17, 2024 16:39

Так, надо б написать про любимые мои хорошие книжычки, пока образовалось время (хотя, по сути, его не образовалось, конечно).

Пост задумывался в принципе про книжные дела, но получился неприлично длинным, так что здесь я пока напишу только про группу книжек. А остальное, что сказать хотела, потом.

Итак. Во-первых. Спустя пару месяцев занятий танцами я возжелала что-то о танцах почитать. Именно о бальных в идеале. Потому что, например, о балете я знаю, что книжки есть, и даже читала. Читала книжку про Галину Уланову, воспоминания Татьяны Вечесловой, Габриэлы Комлевой. Это очень близко бальным танцам, в первую очередь когда пишут про танцы с точки зрения музыкальности, но хотелось всё же найти что-то более современное и специфичное.

И я нашла! Правда, мой любимый Лайвлиб мне в этом почти не помог, а я уже привыкла, что в нём есть подборки на все случаи жизни. Пришлось мне даже собственную подборку создать, личную, где книги только про бальные танцы. Вот такие книги туда вошли:

1. Алекс Мур «Бальные танцы». Это не художественная литература, а практическое руководство для выполнения танцевальных фигур в европейской программе. У меня была раньше эта книга в бумаге, я покупала её году в 2010 за 100 рублей, кажется. Сейчас её днём с огнём не сыщешь либо за неадекватные тыщи. А свою собственную я уже давно куда-то дела, скорее всего, в буккроссинг. Я ж была абсолютно уверена, что в бальные танцы уже точно не вернусь. Эх… никогда не говори «никогда», Сашенька. Ну, впрочем, в электронке я её таки раздобыла. И поняла, что изучать совершено незнакомые танцевальные фигуры с их словесного описания мне трудно! Но эта книга может послужить для вспоминания фигур, которые я когда-то пробовала танцевать, но забыла, как или с какой ноги.

Есть ещё другие танцевальные руководства, одобреные разными там высокими бально-танцевальными инстанциями, например, книга Уолтера Лайэрда (Лэрда) по латиноамериканским танцам (оффтоп: гуглила Лайэрда и обнаружила, что он родился в один день со мной - 26 июля - прекрасный знак). Или Виктора Сильвестра. Я их пока не читала.

2. Зато раздобыла два печатных руководства-самоучителя по танцам: «Как научиться танцевать спортивные бальные танцы» Н. Кауля и «Самоучитель бальных танцев: вальс, танго, самба» Л. Браиловской. В последней книге так вообще картиночки (точнее, фотографии, и хорошие, показательные фотографии), просто прелесть. Очень мне нравится вот этот вот экфрасис - а это экфрасис же - когда произведение искусства, в данном случае танец, точнее, конечно, техника его исполнения, - описывается словами. Есть в этих словах трудно выразимая магия. Но я её ощущаю и очень люблю это ощущение.

3. Совершенно невообразимо уникальная для меня книга Нины Рубштейн «Танцор. Пара. Что нужно знать, чтобы стать первым». Это одна из книг трёхтомной серии «Психология танцевального спорта», а ещё у Нины Рубштейн, бывшей танцовщицы и тренера с большим стажем, есть книги, посвящённые саморазвитию, раскрытию женственности (хихи) и личного потенциала.

У меня есть пока только «Танцор. Пара», и я читаю её «в час по чайной ложке» - столько в ней концентрированной и важной для меня информации, что читать залпом всё сразу я где-то даже боюсь. Читаю и удивляюсь, сколько есть разных важных моментов в танцевании, и не только в танцевании, а и в выступлении, в тренировке, во взаимодействии с партнёром. И как было бы здорово, если бы можно было всегда обо всех аспектах помнить (утопия, наверное).

4. А теперь пошла художественная и околохудожественная литература! Её я тоже искала и немножко даже нашла. Например, абсолютно современная книжка «Открытый финал» Жвалевского и Пастернак. В ней рассказывается о ребятах из танцевальной студии, очень разных, из разных семей, с разной мотивацией, непохожими характерами и склонностями - но объединённых танцем. И книжка на самом деле очень хорошая не только с точки зрения танцев, но и как напоминание о детской и подростковой психологии, о том, какие бывают челленджи на пути взросления и какие есть способы их пережить. Танцы в книге всё же скорее как сеттинг, декорация, но, надо сказать, декорация активная, а описание румбы так и вообще умопомрачительное.

5. «Дневник бальницы» Анастасии Лысаковой. Книжка, написанная бывшей танцовщицей и дипломированным спортивным психологом, и психологическая подготовка автора очень чувствуется. Хотя я бы назвала эту книгу скорее «Дневник поиска партнёра», потому что львиная доля рассказа была посвящена именно этому непростому занятию. Я вообще ожидала, что автор, рассказав о своём приходе в танцы и начав повествование о поиске партнёра, в конце концов этот рассказ закончит на хорошей ноте - как нашла того самого и добилась с ним чемпионства. И начнёт рассказывать о тренировках, о турнирах, о взлётах и падениях. Однако этого не произошло! Автору действительно долго не везло с постоянным партнёром (и я её понимаю…), она стоптала не одну пару туфель, пробуясь с самыми разными пацанами (и выслушивая от них самое разное, что я тоже хорошо понимаю), в итоге она периодически вставала с кем-то в пару, но ни с одним не танцевала, как мне запомнилось, дольше пары-тройки лет, и не из-за расхождений в характере или каких-то разногласий - а из-за самых разных обстоятельств. В общем-то, автор и тренировалась, и выступала, и двигалась вперёд - но всё это с постоянной сменой партнёра и в отсутствие стабильности. Это меня волновало во время чтения, задевало как-то. Я, видно, подсознательно ждала-таки хеппи-энда. Но написана книга действительно неплохо, очень смешно, жизненно и, как говорится, на позитиве. Прочитала с удовольствием.

6. Небезынтересная и довольно необычная книга Вадима Гарбузова «Thoughts of a Dancer». Вадим Гарбузов в возрасте около 10 лет переехал с семьёй из Украины в Канаду и там начал танцевать. Выступал за Канаду, а потом получил австрийское (не знаю почему) гражданство и начал выступать за Австрию. В его книге собраны стихи и размышления о танцах и не только, начиная с юного возраста. Вадим оказался неординарной личностью - в книге стихи его сочинения на английском, русском и украинском языках, размышления о Блэкпуле (танцевальном фестивале), эссе о танцах, ещё понравился включённый в книгу отзыв одной танцовщицы на какое-то его, видимо, опубликованное произведение, - показался мне интересным и глубоким. В общем, хоть подборка и странновата, прочитать было интересно.

Вот даже одно подростковое стихотворение о танцах тут сохраню, мне очень ритм нравится:

Вадим Гарбузов, 22 серпня 2004

Dancing
Dancing is a way of life,

Dancing is contagious.

Dancing is oh such a hype,

Some would say outrageous.

Dancing is meeting a friend,

Sometimes with you forever.

Dancing is a cool new trend,

For those who can be clever.

Dancing is to open up,

To let lose all your feelings.

Dancing is to get lit up,

And jump up to the ceiling.

Dancing can be lots of fun,

So come into our world.

Imagine your lives just begun.

Let the emotions whirl.

7. Не совсем про бальные, точнее, совсем не про бальные, но я увидела в MyBook, добавила себе и не пожалела - «Тридцать три причины, чтобы начать танцевать бачату» Дмитрия Буйских. Книжечка, написанная непрофессиональным автором, пишущим очень подробно, обстоятельно, спокойно и как-то всё же на удивление не занудно, о первых шагах новичка в бачату, а за ней - и в другие социальные танцы, о процессе обучения и научения (тоже было много знакомого и близкого), о танцевальном коммьюнити, о фестивалях, о том, как танцы меняют жизнь. Книга довольно большая по объёму, потому что автор пишет действительно очень обстоятельно, но читается как-то легко, тема знакомая и близкая, интересная, в общем, хорошее развлекательное чтиво на тему танцев в современной постковидной России.

Вот в этот кластер околотанцевальной литературы я активно погружалась в мае. У меня вообще и раньше такое случалось: я читала несколько книг по одной тематике друг за другом, подряд, и это было классное погружение в тему. И вот что я как раз хотела сказать «во-вторых», раз уж начала с «во-первых». Вот это самое «кластерное» чтение мне очень нравится, мне оно, кажется, подходит, и, по сути, оно же продолжается и сейчас. Только тема уже другая. Притом сейчас тема чтения вырисовывается такая: город. Я читаю книгу эссе Григория Ревзина «Как устроен город» - и Боже, это такая масштабная и глубокая культурологическая работа, я совсем не ожидала. Ещё читаю «Душу Петербурга» с огромным удовольствием и в медленном комфортном темпе. И ещё нежданно-негаданно у меня Майкл Каннингем - книга про Провинстаун под названием «Край земли». Вообще не свойственное мне вроде бы обычно чтиво, и автор тоже (хех), но я взялась, раз уж взяла книгу в подъезде в буккроссинге, да и втянулась. Пишет Каннингем очень здорово и затягивающе, хотела бы я когда-нибудь что-то подобное написать про любимую свою Автозаводскую…

Да, пару слов ещё буквально про англоязычные книжки про бальные танцы: я нашла несколько, но пока не читала, а только отметила себе. Это: «Becoming Ginger Rogers. How Ballroom Dancing Made Me a Happier Woman, Better Partner and Smarter CEO» (звучит многообещающе, да?), «Instructions for Dancing» by Nicola Yoon, «A Step in Time» by Kerry Barrett, «Strictly Love» by Julia Williams.

И это ещё не всё про книжки, хехе.

выдержки, танцевальное, книжноэ

Previous post Next post
Up