Итак, первый и главный вопрос - для чего вообще компании занимаются созданием технологий автономных автомобилей?
Первая и главная причина - снижение смертности в ДТП, спровоцированных ошибками водителей. Только в 2013 году в России на дорогах погибли более 27 тысяч человек, в США - более 32 тысяч. Человеческий фактор обгоняет все технические проблемы вместе взятые (отказали тормоза, заело педаль газа, навигатор направил в пропасть и так далее). Что изменится? В общем случае компьютер будет допускать столько же ошибок по сравнению с человеком, сколько при математических расчётах - то есть нисколько. Да, будут сложные неоднозначные ситуации. Да, будут погибшие в таких машинах. Да, будут заданы юридические, моральные и философские вопросы. Но статистика аварий будет настолько разительной, что все проблемы в итоге решатся.
Вторая важная причина - парковки. В крупных городах до 30% полезной площади отводится под более-менее удобные парковки. Не самое рациональное использование пространства. Чем помогут машины будущего? В двух словах: самоуправляемая машина довезёт вас прямо до двери, а сама уедет парковаться (или по другим делам) куда-нибудь подальше, чтобы в нужный момент снова появиться у той же двери и забрать вас.
Для примера - офис компании Facebook. Оцените сами, сколько площади отдано под сам офис, и сколько под парковку.
Третья причина - прагматичное использование автомобиля. Да, многие любят получать удовольствие в движении, и я - не исключение. Но ежедневное однообразное "путешествие" по маршруту Дом-Школа1-Школа2-Офис-Дом - это немного не то же самое, что поездки в новые интересные места. Да, я бы доверил роботу отвезти детей в школу (и себя на работу), а сам бы за этот час сделал что-то полезное.
Четвёртая причина - это то, что называется Sharing Economy (экономика совместного потребления). Допустим, среднестатистический человек полчаса добирается из дома на работу, а потом обратно. Машина работает один час в день, то есть 4% времени. 96% времени автомобиль просто стоит и занимает место. Не слишком ли расточительно для сложного дорогостоящего механизма? В большинстве случаев, семья могла бы обойтись одной машиной, которая бы просто более эффективно использовалась (хотя бы на 8%), только для этого она должна уметь сама приехать куда надо. В ещё большей степени это применимо к коммерческой эксплуатации автомобилей (такси, доставка, разнообразные транспортные услуги), но об этом чуть позже.
Направлением самоуправляемых машин сейчас занимаются все крупные автопроизводители (и не только автопроизводители). Конечно, с разной степенью публичности и достинутыми успехами.
Противники всего этого возмущаются и восклицают - нахрена нам такое будущее с безалкогольным пивом, резиновыми женщинами и самоуправляемыми машинами?
Право выбора останется всегда, я уверен. Опять же, никто никому не запрещает сегодня завести себе лошадь :-)
Для начала я вас успокою: в ближайшие несколько лет ничего не изменится. Через 10, а то и через 15 - тоже. Ни в России, ни в Америке. Даже в Калифорнии. Даже вокруг офиса Google через 10 лет будут ездить в основном Сивики, Камри, Фокусы, Приусы и большие пикапы. Почему? Да потому что автомобильный рынок невероятно инертен.
Хороший пример - механическая КПП. "Настоящее чувство автомобиля" не выдержало давления потребностей и желаний массового покупателя. И даже несмотря на очевидное превосходство АКПП, потребовались десятилетия, чтобы "ручка" стала историей. И дальнейший прогресс неостановим. Вчера вы променяли "настоящее чувство лошади" на железную коробку с колёсами, сегодня доверили роботу переключать передачи, завтра доверите всё остальное.
Заполонили ли дороги хотя бы гибридные машины, революционность которых сильно ниже, а польза очевидна? Нет. А ведь первый Приус появился в 1997 году - 18 лет назад! Адаптивный круиз-контроль - предшественник всего того, о чём мы говорили выше. На серийных машинах адаптивный круиз впервые на Мерседесах S-класса и купе CL в 1999 году. Как обстоят дела спустя 16 лет? Это и сегодня - недешёвая опция даже у премиальных машин даже в самых дорогих базовых комплектациях. Такая простая вещь как камера заднего вида ("технология" стоимостью в несколько десятков долларов в расчёте на один автомобиль) до сих пор считается "премиальной". В США принят закон об обязательном наличии такой камеры на всех новых автомобилях. Когда? С 2018 года. Вот примерно такими темпами всё и развивается.
Однако, революция случится. Причём, в обозримом будущем. Почему?
Потому что революцию всегда делает меньшинство.
Вот смотрите - сегодня у всех на слуху Tesla, устроившая электрическую революцию в автопроме. И в наши дни каждый крупный производитель - от Мерседеса до всяких китайских сунь-мунь-лынь - уже выпускает или как минимум заявляет о скором выпуске электрических машин.
С чего вдруг? Да потому что иначе в глазах покупателя ты неактуален и старомоден. А вектор будущего уже определён.
Угрожает ли Tesla напрямую кому-либо из автогигантов? Нет, конечно. Компания продала в 2014 году более 30 тысяч машин. Классно, здорово, молодцы. Но не забывайте, что только Ford за это время продал 500 тысяч одних только пикапов F-серии в одной только Америке! Рыночная доля Теслы на рынке США - 0,0%, во всём мире - 0,0%. И так будет ещё очень долго (возможно, что и всегда). Однако влияние катающихся по городам электромобилей - сущность совсем другого уровня. Какого? Революционного.
То же самое произойдёт и с машинами без водителей.
На сегодняшний день примерно три четверти стоимости транспортных услуг - это человек за рулём (зарплата, страховка), и только четверть - эксплуатация автомобиля (стоимость, обслуживание, топливо, страховка). Уберите из этой формулы человека и вы получите транспортные услуги в 4 раза (!) дешевле. Внедрение самоуправляемых машин радикально изменит рынок, поэтому транспортные компании - первые, кто заинтересован в их внедрении.
Смотрите, благодаря довольно простой оптимизации служб такси (Uber, Яндекс.Такси, GetTaxi, которые заменили собой древние диспетчерские) уже сегодня в некоторых крупных городах выгоднее пользоваться такси, чем иметь свою машину. Более того - буквально за 2-3 года обычное такси стало чем-то из "прошлой жизни".
А теперь представьте, что услуга "доехать из пункта А в пункт Б" становится ещё в 3-4 раза дешевле - то есть экономит человеку деньги (тысячи или даже десятки тысяч рублей в месяц), и одновременно с этим экономит время (можно забыть про парковку, заправку, мойку, сервис и т.д.) Что это?
Правильно, революция.
Элон Маск говорит, что когда-нибудь человеку запретят садиться за руль. Не думаю, что мы с вами до этого доживём. Однако всё движется именно в ту сторону, да.
Это будущее, как и все остальные технологические чудеса, наступит неравномерно - кто-то уже в этом году будет ехать в офис, разбирая в пути электронную почту и составляя план на день. А кто-то этим вечером отправится на свидание с той самой, с которой займётся зачатием человека, который станет покупателем беспилотной машины.
Продолжение следует.
Антон Болотов, Саннивейл, США