Купил себе книжку о парфюмерных флаконах с середины ХVIII века до середины ХХ. Обнаружил там массу любопытного. В частности, подтверждение известной еще Екклезиасту истины о том, что ничего не ново под Солнцем. Вот всего лишь несколько примеров:
1. В одном из интервью Жан-Поль Готье говорил, что форма флакона появившихся в 1993 году его первых женских духов "Classique", была навеяна, во-первых, фигурой Мадонны, с которой он тогда бурно сотрудничал (кто не помнит ее знаменитых заостренных бюстгальтеров, придуманных Готье!), а во-вторых, флаконом духов 1936-ого года "Shocking" Эльзы Скиапарелли (Elsa Schiaparelli).
Я не нашел ни одного упоминания Скиапарелли в этом сообществе, поэтому позволю себе сказать о ней пару слов. Она была современницей Коко Шанель, в тридцатые годы даже более известной чем Шанель. Она была близка с сюрреалистами. Дали придумывал для нее шляпки и рекламные плакаты, Мэн Рей фотографировал ее модели, а Леонор Фини создала флакон для "Shocking" в форме женского бюста, или точнее, манекена женского бюста, являющегося известным сюрреалистским символом.
Говорят, что пропорции этого манекена были заимствованы у одной из знаменитых клиенток Скиапарелли - Мей Уест, еще одного символа тогдашних сюрреалистов. (Если так, то сюрреалистический жест Скиапарелли стал толчком к постмодернистскому жесту Готье шестьдесят лет спустя).
Впоследствии, Скиапарелли выпустила другие духи, в флаконе в форме женских ножек, которые она же предложила переодевать в различные юбки. То есть и тут Готье не оригинален с переодеванием своего флакона для ежегодной летней коллекции.
2. Оказывается, флаконы некоторых духов, выпускающиеся сегодня под маркой "Salvador Dali" были придуманы им при жизни. Остальные созданы по мотивам его творений. В 1997-ом году фирма "Cofinluхe", владеющая правами на марку и использование произведений Дали в парфюмерной отрасли, выпустила духи "Le Roy Di Soleil" (Король-Солнце). Но впервые духи с таким названием и в таком же флаконе были выпущены в 1947-ом году уже упоминавшейся Эльзой Скиапарелли. Именно для нее Дали придумал этот флакон. Современный "Le Roy Di Soleil" еще можно найти в Ebay, но на сайте производителя о них - молчок. Только мужская версия. И флакон другой. Тёмная какая-то история.
3. И последний пример. Духи, выпускающиеся под именем еще одной современницы Шанель и Скиапарелли - Нины Риччи. В 1952-ом году Марк Лалик создал для Риччи хрустальное яблочко "Fille d'Eve", а в 2006-ом для новых духов "Nina" опять прибегли к яблочку.
И раз мы уже заговорили о яблочках и стали упоминать великие имена, то никак нельзя обойти вниманием самое, пожалуй, красивое яблочко в современной парфюмерии: духи "Lolita Lempicka". Самое забавное, что, как оказалось, создатели этого брэнда, не имеют никакого отношения к Тамаре де Лимпицкой, еще одной яркой представительнице довоенной парижской богемы, художнице Арт Деко (сегодня одна из самых крупных коллекций ее работ принадлежит Мадонне), у которой просто-напросто позаимствовали фамилию "Лемпицка", а имя "Лолита", как нетрудно догадаться у Владимира Владимировича Набокова.
Такая вот постмодернитская получилась у меня мешанина. Извините, если переборщил с картинками.