Сейчас такое, наверное, трудно услышать даже при желании. А тогда - пожалуйста. Только интереса у публики к такой музыке и тогда было не много.
Самодеятельный оркестр русских народных инструментов собирался на репетиции в течение нескольких десятилетий, по воскресеньям, в клубе при первой образцовой типографии имени Жданова, на улице Островского (Малая Ордынка). Там где сейчас
театр Луны. Вон то мансардное окно в правом верхнем углу - бывшая репетиционная база. Дом старой постройки, толстые кирпичные стены, пешком на самый верх, где в любое время года тепло или даже - жарко. Летом - от крыши, зимой - от великолепно работающего отопления.
Профессионалов в оркестре практически не было. Только руководитель был всегда - профессионал. Остальные - кто откуда. Особых ограничений на прием в коллектив не было. Были среди музыкантов, естественно, и работники типографии.
На снимке - коллектив во дворе дома 13 по Волоколамке, где первоначально проходили репетиции оркестра в подвале красного уголка дома:
Состав, конечно, менялся со временем. Люди приходили, уходили, появлялись сессионные музыканты, солисты. Иногда появлялась возможность украсить хор домр и балалаек солистом - например, вокалом, аккордеоном или виолончелью.
На снимке - в Ленинграде:
Репертуар оркестра был головной болью руководителя. Проблемой было все - начиная с подбора пьес и кончая переписыванием партий от руки. Редко удавалось найти практически готовые ноты. Гораздо чаще приходилось делать самостоятельные переложения и раскладки по голосам - домры и балалайки всех калибров, ударник с одним барабаном и треугольником.
Какой-либо концертной формы у самодеятельных артистов не было - выступали в чем поприличней. А выступать приходилось, как правило, в сборных концертах, где играли по нескольку номеров.
В советские праздники, бывало, выступали там же, на базе, на сцене типографского клуба, в промежутках между киносеансами.
На снимке - у клуба типографии на ул.Островского:
Интереснее, но напряженнее было выступать на выездах - в каком-нибудь колхозе, например.
На снимке - попытка погрузить инструменты в запорожец:
На снимке - оркестр в Суздале:
Встречались с удовольствием, чувствовали себя в оркестре в кругу своих. Друг о друге, конечно, могли переживать, беспокоиться. Репетиция часто заканчивалась чаепитием - каждый норовил что-то принести к чаю.
Нынче же основные массы энтузиастов оркестровой игры на русских народных инструментах находятся, пожалуй, далеко от России. Где-нибудь в Северной Корее или в Китае. Я как-то видел выступление этих иностранцев по ТВ - здорово бацают! Такая вот народная живая музыка.