Спадабаўся адказ, трэба захваць сабе і падумаць. Ну, і людзям можа спатрэбіцца.
Был мир устных людей, мир общения здесь и сейчас, а потом появились люди, умеющие читать - и из знаков в книге создавать "внутри головы" представление о том, чему нельзя быть свидетелем непосредственно здесь и сейчас. Мир потерял ограничение временем сегодняшнего дня, мысли, записанные триста лет назад, можно прочесть сегодня и откликнуться на них. Литература от религиозной, описывающей жития особенных людей и ничего, кроме летописей и биографий, и рукописной, стала печатной и потом стала светской, а потом научно-фантастической. Текстовый мир удвоил непосредственно переживаемый мир.
Но по прежнему, увиденное где-то там было "невиданным и неслыханным" для других людей, живопись была доступна только самым богатым. Живопись стала тиражируемой, потом появились фотография и кинематограф, потом телевидение, - и из изображения на экране можно было создавать "внутри головы" представление о том, чему нельзя быть свидетелем там и сейчас. Мир потерял ограничение пространством происходящего здесь, события, произошедшие где-то и когда-то, можно увидеть в видеозаписи сегодня и откликнуться на них. Дорогостоящий химический процесс с фото- и киноплёнкой стал цифровым массовым процессом. Киноделание стало частным делом каждого. Видеоряд удвоил непосредственно переживаемый мир в новом измерении.
Похожая динамика разворачивается вокруг компьютерных технологий. Первые ЭВМ были доступны только правительствам, потом появились карманные калькуляторы, сейчас планшеты, айфоны, ноутбуки есть практически в каждом доме. Что удвоилось из непосредственно переживаемого мира благодаря компьюетеру? Алгоритм.
Виртуальный мир не фиксирует окружающую жизнь, он задаёт новые схемы, по которым мы осмысляем мир. Он берёт алгоритмы рассуждений, поступков, последовательностей действий и переносит их в героев компьютерных игр, стратегии, интуитивный интерфейс. Погуглите embodied cognition.
Разница в том, что в литературе или в живописи у вас есть стили, направления, авторы, - есть пестрота и разнообразие творцов. В виртуальном мире вы структурируете поток информации так, чтобы это понял даже самый неискушённый пользователь, - ради продажи конечного продукта. Один анонимный творец структурирует для вас новый виртуальный мир, - как его открывать, как сортировать информацию (папки), как находить нужное (браузер и поисковик), всё это познание уже проделал для вас другой человек. Программируй или будь запрограммированным, - так формулируется дилемма.
Если любопытно, вот рассказ Гая Хоффмана о команде роботов и людей,
http://www.ted.com/talks/guy_hoffman_robots_with_soul.html Так вот, одна из embodied cognitions, встроенных на уровне тела представлений, которые мы усваиваем из взаимодействия с компьютерной техникой, это ощущение, что в жизни картинка меняется пять раз в минуту. Обратите внимание на то, что грамотный ролик снимают с трёх камер, трёх точек, и обычно чередуют общий план, средний план, крупный план и детализированный план, - то есть в реальной жизни вы бы не сидели и пили чай (скучная съёмка с одной точки), а оббегали собеседника с трёх разных углов и приближались- удалялись к нему, рассматривая. Так же в грамотном ролике есть закадровая музыка, - в реальной жизни вашу беседу за чашкой чая не озвучивает мелодия. А стереотип познания мира уже сформирован. Вообразите видео, где съёмка с одной точки и никакого ритма или музыки, тишина и паузы. Нудятина же. Вот на скуку современные дети и жалуются, - а ведь ни одному родителю не под силу изобразить динамичное драматическое действие с музыкальным соображением, как бытовую зарисовку ближайших трёх минут, а потом в три минуты измыслить другой видеоряд с другой музыкой.
Так что баталии за и против гаджетов - это битва не против девайсов, а битва за структуру. Любая неопределённая сущность (вода, краска, песок, игра) может быть оформлена и структурирована. Первая структура это яма и гора, её может сделать на пляже любой отдыхающий и любой двухлетний ребёнок :) Потом начинается кризис жанра, какую ещё структуру можно придумать. Одни родители понимают, что ребёнок должен иметь возможность практиковаться в изобретании стуктур, чтобы потом, во взрослой жизни, самостоятельно изобретать формы для времени, денег и отношений (всё это неопределённые сущности). Другие согласны на то, чтобы их дети оставались функционально неграмотными (читают, но не понимают тексты), людьми с узким кругозором (смотрят видеоряд, но не понимают игры фигура-фон и цитат из других видеорядов, нет насмотренности) и исполнителями алгоритмов, которые заданы другими людьми.
адсюль:
http://ru-psiholog.livejournal.com/4780082.html?page=2