Отвечаю на личные просьбы и предоставляю Вашему вниманию свод законов шаббата Хазон и поста 9-го ава в этом году, когда пост переносится на 10-е ава, а 9-е в шаббат.
Сразу предупрежу алаха ашкеназкая и придерживается центрального ашкеназкого обычая и центральной ашкеназкой алахи не учитывая личные устрожения или облегчения отдельных общин.
Шаббат
Шаббат отмечается обыкновенно и мы не показываем никаких внешних признаков траура, а есть только скрытый траур.
· Запрещено иметь интимную связь между мужем и женой.
· Можно в этот шаббат учить Тору сколько душе угодно.
· Во время минхи не говорится "цидкеха".
· Можно есть мясо и пить вино, даже во время третьей трапезы перед самым постом. А также можно радоваться и петь шаббатние песни. Есть общины где устражают и не поют весёлые песни во время третьей трапезы.
· Прекращают есть в 19:40, а также с этого времени начинаются все запреты поста, кроме запрета кожаной обуви и обязаности сидеть или на полу или на низких скамейках.
· Вечернюю молитву на исходе шаббата немного задерживают, чтобы успеть приготовится к посту дома перед синагогой и после исхода шаббата.
· С исходом шаббата (смотрите в календарях) говорят "барух а-мавдиль бейн кодеш лехоль", снимают кожаную обувь и шаббатнюю одежду и приходят на молитву исхода субботы в будничной одежде.
· Говорят благословение "меорей а-эш" на огонь в синагоге, а тот кто остался дома говорит дома. Вся остальная часть авдалы говорится на исходе проста в воскресенье вечером.
· Люди, которым запрещено поститься, должны сделать авдалу перед тем как есть, но не сразу с выходом шаббата. Такую авдалу делают как обычную авдалу на исходе шаббата включая вино. Непостящийся человек может вывести с точки зрения обязанности сделать авдалу и постящихся.
Пять запретов поста, когда пост перенесён (не использовать в обыкновеный год, когда 9-е ава приходится на будний день)
- Пост продолжается 25 часов с захода в моцей шаббат и до выхода звёзд в воскресение.
Еда и питьё запрещены.
· В этом году, тот кто чувствует лёгкую слабость как обычно в посты, должен продолжать поститься, но если человек чувствует слабость больше, чем обычно в посты может есть и пить как в обычный день, но не имеет права устраивать изобильные трапезы.
· Беременные и кормящие женщины в этом году из-за того, что пост перенесён могут положится на облегчения (как постановил Рабби Акива Игер), поэтому нужно начать пост, но как только чувствуется хоть малая слабость можно сразу же есть и пить как в обычный день. Если кормящая женщина боится, что из-за поста может уменьшиться количество молока может в этом году изначально не постится.
Умащение тела
· Можно пользоваться дезодорантом.
· Запрещено пользоваться косметикой и косметическими кремами. Лечебные кремы от сухости на коже разрешены.
Купание и умывание
· Можно помыть грязное лицо. Но освежаться водой запрещено.
· Натилат ядаим утром и после туалета только до конца пальцев и начала ладони.
Интимные отношения
· Нельзя иметь интимные отношения. Муж с женой в этот день ведут себя полностью по законам, как будто у женщины запрещённые дни - не спят в одной кровати и не прикасаются.
Запрет кожаной обуви
· Запрещена кожаная обувь, но рможно обувать любую не-кожаную обувь, даже если она удобная.
Сидеть на земле
· Человек обязан сидеть на земле или на низкой скамейке. Начиная с полудня (12:44) можно уже сидеть на обыкновенном стуле.
Изучение Торы
· Запрещено учить Тору, кроме тех вещей, которые связаны с трауром, разрушением Храма или трагедиями народа Израиля, как например рассказы о Катастрофе и т.п.
· Книги о вере или мусаре можно учить из-за заповеди "возлюби Г-пода Б-га твоего"
Работа
· Нельзя работать 9-го ава, и тот кто работает никогда не увидит брахи от этой работы. С полудня в воскресенье можно работать если в этом есть крайняя необходимость.
Молитвы
Вечерняя молитва начала поста
· Начинается позже обычного. Снимают занавес с Арон аКодеш и молятся тихим голосом.
· В амиде есть вставка "ата хонентану" на исход шаббата.
· Зажигают только тот свет, который необходим для чтения. Говорят "боре меорей а-эш" и читают свиток "Эйха", а после него кинот.
Шахарит - утреняя молитва
· Не благословляют "шеаса ли коль цорки"
· Не облачаются в талит и тфилин
· Во время молитвы не говорят "Птум аКеторет", главы курбанот, но говорят "мизмор летода"
· Коэны не благословляют народ и хазан не говорит благословение коэнов.
· Нет тахануна.
· Чтение Торы, афтара и после этого кинот.
· После кинот продолжение молтитвы - "ашрей", не говорят "ламенацеах", в "ува лецион" пропускают стих "веани зот брити", Большой кадиш, но без "титкабэль", "алейну лешабеах" и не говорят песнь дня.
Минха - дневная молитва
· Облачаются в талит и тфилин
· Говорят песнь дня и остальные куски, которые были пропущены в утреней молитве.
· В амиде добовляют "нахем" в "боне Йерушалаим".
· Коэны благословляют народ только в минху близкую к заходу солнца, но не в раннюю минху.
Окончание поста - 20:05
· После молитвы делают авдалу на вино (вино авдалы можно пить) без "ине кель йешуати", после вина говорят "а-мавдиль".
· Вечером после поста в большинстве ашкеназких общин запрещено есть мясо и пить вино до утра, но все остальные запреты прекращаются - можно стирать, купаться, пойти в бассейн или на море, стричься, одевать новую одежду, благословлять "шеехияну" на новые вещи или фрукты и слушать музыку.