Про Вавилонскую башню и что мы из этого учим.

Oct 20, 2012 22:30

Хочу предоставить Вашему вниманию, то что я говорил в синагоге в этот шаббат. 
Здесь можно найти и ответы на вопрос зачем нужны споры и какая в них польза. А так же о задачах других народов. Кстати здесь можно найти и взгляд на движение Бней Ноах, хотя нет прямого упоминания,  и вообще на сегодняшнюю глобализацию.



Посмотрев на пшат в стихах описывающих Вавилонскую башню, мы не найдём описание какого-либо греха. Даже наказание не написано таковым, а написано стерильным слогом - "И рассеял их Г-сподь оттуда по всей земле. То, что да написано прямым текстом, так это опасение В-севышнего  перед, как бы, угрозой людей строящих Вавилонскую башню - "И сказал Г-сподь: ведь народ один и язык один у всех, и вот, что начали они делать, а теперь для них не будет недостижимо все чтобы они не задумали сделать?"

Чего опасается В-севышний? Неужели "война," которую объявили люди Вавилона, несет опасность царству Б-га? Понятно, что нет. Тогда в чем проблема?

Попробуем ответить на этот вопрос использовав сказанное Мараном Равом Авраамом Ицхаком Куком зацаль о спорах и мире. Маран аРав Кук в Олот Раая на благословение, которое надо сказать, увидев 600 000 евреев в Земле Израиле, говорит: "Видящий население Израиля говорит: "Благословен Знающий сокрытое" - что мнения их не похожи друг на друга и лица их не похожи друг на друга".Рав Кук объясняет, что у всех споров и у всех мнений во всем человечестве есть Б-жественная цель - очень сложная и многогранная "программа" Знающего сокрытое. Ибо именно через разницу между людьми, в будущем все соединятся для одной цели, когда каждый даст для нее исходя из его особенных качеств и  талантов. Рав Кук дальше объясняет, что без спора, без соперничества исчезла бы индивидуальность, и тогда не было бы "материала" для строительства общества. Т.е. именно споры создают динамику и способствуют развитию общества и всего мира, как сказано "соперничество книжников преумножает мудрость". Когда все вынуждены думать одинаково, когда индивидуальность стерта, нет амбиций, и как выходящее их этого нет развития и тогда общество топчется на месте. Именно спор (махлокет) дает понять человеку кто он на самом деле и почему именно он, а не кто-то другой.

Ошибка людей Вавилонской башни, того поколения в том, что они хотели перескочить через этап споров и соперничества по дороге к глобальному миру. Они так хотели "мир сейчас", что потеряли терпение пройти через этап споров, и в конце остались без ничего. Настоящий мир может прийти только через спор, через выяснение, но ни в коем случае через стирание разницы или "национальности из удостоверения личности". Сказано, что мудрецы  преумножают мир. Но ведь они спорят, где же мир? Ответ на этот вопрос - через споры, они ищут истину, и таким образом развивают мир и ведут к миру.

Поэтому В-севышний не опасается "угрозы" строящих Вавилонскую башню - Он дает человечеству шанс выбраться из тупика, в который они себя завели. Их наказание: деление на разные народы и на разные языки. Теперь они вынуждены будут соперничать, спорить и развивать свои особые качества, и таким образом вносить свою лепту в развитие мира и мироздания.

Таким же образом Маран Рав Кук зацаль объясняте в Ейн Ая слова наших мудрецов по поводу жертвоприношений 70 быков в праздник суккот, что они приносятся напротив 70 народов мира и как они идут и уменьшаются изо дня в день во время праздника, так же и народы мира идут и уменьшаются. Слова мудрецов непонятны - неужели мы стремимся к тому, чтобы народы мира исчезли, чтобы все человечество кроме нас было стерто с лица земли - ведь они изначально созданы наполнять мир и развивать его, а не на опустошение мира?!  Понятно, что у нас нет стремления к полному опустошению мира от других народов. Нет, это не наше стремление. Но тут есть стремление  к общенародному миру, к новому мировому порядку. Смысл слов мудрецов не в уменьшении количества людей принадлежащим к неевреям, а смысл их слов в стремление к уменьшению границ между народами. Или словами Рава Кука (простите за не очень удачный перевод): "С превращением всех созданных в единую связку для справедливой жизни в свете В-севышнего, понятно, что множество сущностей, которые есть в нациях, которые и приводят к делению на множество народов, будут идти и уменьшаться, все то время как будет увеличиваться свет истины и все больше будет проявляться жизнь по справедливости.  Ибо чем больше приблизятся народы к реализации жизни по Б-жественной Торе, тем меньше станет разделяющая их сущность".

Т.е. чем дальше будет идти развитие процессов Избавления (геулы), тем чаше мы станем свидетелями глобальных процессов глобализации, падения разделяющих стен между народами и сближения кантинетов. Разные границы, разные монеты и т.п. постепенно будут сходить на нет. С другой стороны мы будем наблюдать также и "сценарий" Вавилонской башни - народы, которых насильно объединили и стерли их особые качества, будут вырываться, чтобы раскрыть и вернуть свое самосознание и свою национальную сущьность.

Как сказано в пророчестве Цефаньи: "Ибо тогда изменю Я язык народов (и сделаю его) чистым, чтобы все призывали имя Г-спода, чтобы служили Ему единодушно".
Единство в поколение Избавления будет не через стирание особенностей, а будет "языком чистым"\четким - единство к которому пришли через выяснения, копания и понимания своей задачи и самоопределения. Такое единство не приведет к восстанию против Б-на, как это было во времена Вавилонской башни, а приведет к тенденции единства в понимании сказанного пророком Ешаягу "Ибо дом Мой домом молитвы назовется для всех народов".  И для народа Израиля будет башня, пик которой в небесах - Храм, но уже это будет здание, которое приведет всех к знанию Б-га и служению Ему.

Previous post Next post
Up