Часть первая...
Довольно таки часто я слышу вопрос о том, какова же школа в Норвегии.
Начну писать свои мысли, тем более есть, что написать и немного сравнить с теми днями когда в 1983 году я переступила порог первого класса.
В 2011 году наша старшая дочь должна была переступить порог норвежской школы. А в августе наша младшая должна усышать свой первый звонок. Живем мы в норвежской глубинке, школа одна на несколько деревень. В школе 7 кассов т.е в 8 класс нужно ездить в город. Ближайший город 17 км от нас. Сама деревенская школа в соседней деревне.
Итак, начнем...
Начну с того что в первый класс идут не по возрасту, а по году рождения. В 2011 году шел 2005 год рождения и мало кого волновало родился ты 1 января или 31 декабря. Есть только одна возможность не идти в школу со своим годом рождения - если ребенок не готов к школе и детсадовский дошкольный педагог настаивает на еще одном году в саду. Такое случается, но достаточно редко. Александра родилась в ноябре так что на момент первого звонка ей было 5 лет и почти 10 месяцев. Забегая вперед скажу, что разница огромная между теми кто родился в январе и теми кто родился в ноябре и декабре.
Последний год в саду дети имели дошкольные уроки. Их учили прежде всего усидчивости и умению концентрироваться. Были и специальные занятия. Никто писать и читать не учит, хотя свое имя писать нужно уметь до октября. Почему? Позже... Научить писать и читать задача школы, а не сада. Раз в месяц начинается посещение школы, каждому ребенку выдается свой шеф - ученик 4 класса, который будет показывать школу и станет просто первым другом в школе. Шефы рисуют, поют и играют с подшефными. Посещая школу раз в месяц на несколько часов дети просто видя что такое школа. В нашу школу идут дети из 4 детских садов.
И вот наступает октябрь и родители с ребенком приходят на запись в школу. Обычно у нас публикуется в местной газете какая в какой день проводит запись и какие начальные буквы фамилии когда приходят. Прийдя в школу в этот день дети получают альбом и карандаши в подарок и могут поесть только что испеченных вафель с различным вареньем. Приходит директор знакомится и рассказывает как будет проходить запись. Директор сама вызывает по списку ребенка с родителями в кабинет. Там ребенку дарят тетрадь и карандаш. Это его первая тетрадь и его первый карандаш, знак того, что скоро в школу. Сама запись длится минут 5-10. Расспрашивают есть ли проблемы, аллергия и что мы хотим сообщить. Просят ребенка написать свое имя самому. Спрашивают о пожеланиях. Все, ребенок записан. Мы не можем выбирать школу, так как относимся к школе регионально.
Проходит учебный год и наступает май. В мае родители приглашаются на родительское собрание где им сообщают сколько учеников будет в первом классе и кто будет учитель. В нашем случае нам сообщили что будет 30 учеников и это означало, что будет 2 класса. Если бы было 29 был бы один класс. Представили учителей. Рассказали когда будет два пробных дня в школе. Обычно это в конце мая или начале июня.
Настали пробные школьные дни. Дети приходят с родителями. Все как в настоящей школе. Уроки, звонки и ланч. На этот раз детей разбивают на классы и можно уже узнать то в каком классе и кто будет учителем. После этих двух дней дети ждут 34 недели и идут в первый класс. В Норвегии очень часто употребяется нумерация недель. Нужно четко следить о том, какая сейчас неделя, так как зачастую многие говорят приблизительно так: я в отпуске на 25 и 26 неделе. Не употребляя названия месяцев и чисел.
И вот наступает день первого звонка. Четкой даты нет, обычно это понедельник или вторник 34 недели т.е середина августа. Фильке (область) и коммуна (район) сами решают о том дне когда начало. У нас это понедельник. Дети приходят в школу с родителями. В музыкальном зале проводится типа линейки для первоклашек. Каждого вызывают по имени и фамилии провоят к учителю, а шеф который перешел уже в 5 класс дарит цветок. Когда все вызваны дети собирают цветы в один букет и это символизирует единство. Букет остается в школе, теперь они, первоклашки часть школьной семьи. Дети с родителями уходят по классам там начинается ланч, родители возвращаются в музыкальный зал где уже стоят столы, стулья, кофе и небольшие десерты. Родителям раздают информацию о школе, продленке, нужно заполнить схему на молоко. О молоке чуть дальше... Идет работа с родителями. Дети в школе до 14 часов, потом развозка или продленка. На этом первый день оканчивается и начинаются школьные будни с учебниками, домашними заданиями и притиркой друг к другу.
В следующей части я напишу о развозке, питании, составе касса, праздновании дней рождений и немного о продленке.