Часть вторая
Итак, пришло время рассказать о многих процессах в школе, не будем затрагивать пока что пооцесс обучения, так как это отдельная тема и школа это не только обучение.
В этой части я расскажу о развозке, продленке, питании и о составе класса.
Так как школа наша сельская то дети обучаются из разных деревень, хуторов и просто местечек без названия улиц и нумерации домов. Всех нужно собрать в школе. Для этого существует развозка. Развозка осуществляется тогда, когда ученику до школы в первом классе более чем 3,5 км. Во втором классе дистанция увеличивается. Так что бывает и так, что пользуются развозкой только в первом классе. Так как мы живем в соседней со школой деревне стал вопрос о том как же дочери добираться до школы. Если ехать на машине то это почти 4 км, но оказалось, что есть путь пешеходный который идет фактически через лес и он менее 3,5 км. В развозке детям из нашей деревни отказано. Или сами родители или пешком, или платить за рзвозку. Мы решили, возить самим. В школе есть несколько маршрутов развозки и задействованы два автобуса по 56 мест, один микроавтобус на 14 мест и одно такси. Для детей и родителей кому положена развозка эта процедура бесплатна. Разницы между автобусом и такси нет, такси едет в отдаленные районы и забирает детей, обычно это пять человек, автобус едет по маршруту где больше детей. Названия маршрутов обозначены цветами, так легче запомнить зеленый, желтый, синий и такси. Развозка утром и после школы.
Продленка... Продленка в Норвегии называется СФО. Для того что бы получить место в продленке нужно написать заявление и указать сколько часов будет посещать ребенок в неделю. От этого зависит цена. Продленка в нашей школе открывается в 7:30 утра и работает до 8:30 а затем с 14:00 до 16:30. Т.е максимально в день можно находиться 3,5 часа. В первом классе старшая дочь находилась максимально, во втором классе утром она не посещала продленку, только после обеда. Продленка не предусматривает выполнение домашних заданий. Так что те кто рассчитывают на это должны понять, что в школе существует своя система выполнения домашних заданий. Продленка рассчитана на детей с 1 по 4 класс и все находятся вместе. Утром завтрак, то что принес с собой, после обеда у нас обед, в нашей продленке это шведский стол. Основа СФО это занять детей, но детям дается много самостоятельности, за детьми следят но не как в детском саду. Во время различных праздников устраиваются конкурсы, делаются поделки, празднуются дни рождения. Это такой социальный кружок за плату и не более. На 48 детей в нашей продленке было четверо взрослых и один из них мужчина.
Питание... Очень часто слышу вопросы о питании в школе. Школьное питание это забота родителей. В школе есть столовая но младшие школьники в ней не питаются. Питание это то, что родители дают с собой. Завтрак дома или в СФО, ланч из матбокса - коробочка с едой. Обычно мы даем бутерброд, йогурт и печенье. Фрукты и молоко дети получают в школе. Касательно молока. Для того что бы ребенок получал молоко его нужно оплатить на сайте и выбрать из трех вариантов. Оплата и выбор действительны в течении полугода, потом можно изменять желания. Есть три вида молока по одной цене. Молоко сервируется в картонных коробках по 250 мл. Выбор состоит из: молоко 0,7% жирности с добавлением витамина Д; молоко с 1,5% жирности; молоко с шоколадным вкусом без содержания лактозы. Такой же выбор молока для тех кто хочет его получать в СФО. Т.е в день наша дочь получала 0,5 литра молока. Мы выбирали и как 1,5% так и шоколадное. Пришли к выводу, что простое лучше.
Теперь о составе класса. Год на год не приходится и иногда бывает один первый класс, а иногда два первых класса. Как я уже писала это зависит от общего кол-ва учеников. У старшей дочери в двух классах 30 учеников из них 21 мальчик и 9 девочек. Соотношение 3:1 заставляет умных мам у которых есть мальчики уже сейчас задуматься о невестах. Это довольно таки забавно, но таки это так. В двух первых классах младшей дочери 36 человек и соответственно соотношение полов 50 на 50.
Класс из 15 человек имеет преподавателя и двух ассистентов. В некоторых случаях ассистент может быть один, но в нашем классе их два, об том ниже. Классы формируются по непонятному признаку. Дети из одного и того же сада могут быть в одном классе, а могут и в разных. На переменах все сливаются в одно целое. Бытует мнение, что дети из одного сада могут сбиваться в группы и лучше что бы они общались на переменах.
В нашем классе только мы полукровки, больше детей с иностранными родителями нет. Для детей с иностранными родителями предусмотрен один час в неделю изучения родного языка. Но это на усмотрение школы и коммуны. Для детей с одним иностранным родителем такая программа прекратила свое существование с 2012 года. Для нас это не особо принципиально так как у детей родной язык норвежский. Если в школе или коммуне есть деньги, но нет преподавателя то мне известны случаи когда один из родителей выступал в роли преподавателя. Правда это не должно быть фикцией.
В норвежской школе обучение детей с ограниченными возможностями происходит совместно с обычными детьми. Ребенок должен быть готов к школе морально, физически и интеллектуально. Все остальное не имеет значения. В классе старшей дочери есть мальчик с тяжелой формой ДЦП. Этим и обусловлено наличие еще одного ассистента в классе. Мальчик нам знаком очень хорошо, так как все детсадовские годы дочь была с ним в одной группе. Это ее друг. Детей с самого рождения учат общаться с теми кто не такой как ты в меру тех или иных причин. Учат помогать и не бояться таких детей. Дочь четко знает что произошло с С. и почему он не ходит. Я часто вижу как дети помогают ему физически, но и он не остается в долгу. Все как один букет, все единое целое. Наш друг С. Родился на 25 неделе и у него полный паралич нижних конечностей. Он никогда не будет ходить, но это не мешает ему посещать обычную школу. В классе он использует специальное электрическое кресло, на улице другое электрическое кресло на котором С. всех катает. Летом есть электромобиль, зимой что-то типа скутера. Особой разницы в отношении к С. и другим детям нет, разве что ему помогают на различных мероприятиях.
У младшей в параллельном классе будет девочка с синдромом Дауна. Она с младшей в одном саду и в одной группе. В этом году в школу идут дети 2007 года рождения, Л. 2006 года рождения и в саду была на год больше, она не была допущена к обучению в первом классе со своей сестрой близнецом из-за того что все же интеллектуально отстает в развитии. Нужно отметить что сестра близнец - здоровый ребенок. Вот такая загадка природы. До какого класса Л. сможет обучаться с обычными детьми сейчас сказать сложно, но в первый класс она идет в обычную школу.
В следующей части я коснусь самого процесса обучения в норвежской школе. Тут много такого, что заставляет задуматься и что зачастую приводит в шок "русских" мам.