Итак, продолжаю... В этот раз я попробую уделить внимание самому процессу обучения в школе. Уложиться в один пост будет достаточно сложно, так что попробую разбитьина две части. Первая частьтэто будет само обучение, а вторая частьтэто будет все то, что связано с обучением, но является все же большеивнеклассным обучением, т.е разные активитеты и т.д.
Наверное самое интересное это то, что вот сейчас я поймала себя на том, что я не особо хорошо после двух лет обучения ребенка в школе какие предметы ему преподают. При этом я хорошая мать и муж хороший отец которые интересуются тем, что происходит в школе. Но почему мы не знаем какие предметы об этом ниже.
Нужно начать с того, что очень важным элементом обучения является пенал. Да, да, пенал ребенка очень важен. В пенале должен быть простой карандаш, резинка, точилка и набор цветных карандашей. Все остальное не нужно. О шариковой ручке или фломастерах можно забыть. Дети пишут простым карандашом и если что не так, стирают резинкой. Это сделано для того, что бы ребенок не боялся сделать ошибку и главное мог ее исправить. Это пригодится в жизни. Все мы делаем ошибки и главное научиться их исправлять. Ошибка это только ошибка и ничего более. Цветные карандаши нужны для выполнения заданий. В нашем пенале их 12, а дома еще больше. Заданий с использованием карандашей очень много.
Школа на школу не особо похожа и каждая школа имеет свое видение на учебный процесс. Так что все написанное будет относиться только к нашей школе.
Каждый ученик имеет две папки. Одна папка красная, вторая синяя. Красная папка это почта, т.е. связь учителя с родителями. Там может быть распечатанная информация, план на две недели, различные схемы для заполнения и обязательный блокнот, где учитель как и родитель может оставить свои пожелания. Под таким пожеланием тот, кому оно было адресовано должен оставить подпись. К примеру сообщение такого плана: Александра заигралась на перемене и пришла на урок норвежского на 20 минут позже. Или... Александра вчера была больна и была дома. Вторая папка синяя, это дополнительные домашние задания или что-либо касательно учебного процесса, как контрольные на подпись и т.д. Фактически вся информация из красной папки дублируется по е-пост.
Обычно в пятницу выдается план на последующие две недели. План включает себя информацию о том, что будут изучать на каждой неделе по норвежскому, математике и английскому, на какие слова уделить внимание, и домашние задания. Домашнее задание разделено на две части. Первая часть это то, что ребенок обязан сделать, вторая часть это дополнительные задания по желанию. Хочешь делаешь, не хочешь не делаешь. Задания не задаются на понедельник, в выходные нужно отдыхать.
Оценка знаний. Оценок как таковых нет. В нашем классе принято учителю давать небольшую цветную бумажку с наклейкой и надписью мол ты умный или хорошая работа, или ее что. Виды я покажу ниже. Негативных оценок нет, любая выполненная работа это уже похвала. Ребенок не боится ошибаться и не боится получить в свой адрес что-то неприятное. Знания оцениваются как при работе в классе, дома так и во время контрольных. Углубленные контрольные по предмету раз в две недели, срезы знаний по всем предметам раз в неделю. Обычно это лист А4 с двух сторон с разными вопросами и по норвежскому, математике, английскому, обществоведению или естествознанию. Домашних заданий по обществоведению или естествознанию нет. Изучение только в школе. Изучают много всего и историю и религии мира, основы географии и астрономии. Как бы всего по чуть чуть и в форме что бы заинтересовать детей. Много всего того что совмещено, как пример история с астрономией или история с религией. Хороший и интересный процесс. Есть и физкультура и изобразительное искусство на половину с трудом если вспоминать как было у нас. Физкультура или на улице или в зале, со второго класса после физкультуры обязательный душ. Изобразительное искусство и труд сопряжены, это и рисование и изготовление поделок много всего.
Начинается обучение у нас в 8:30 и начинается с линейки для каждого класса. Учитель просматривает кто пришел, кто нет. С 8:00 до 8:30 можно позвонить учителю и сообщить если ребенок болен, можно написать смс или письмо, в этом случае учитель перезванивает сам. После линейки все заходят в раздевалку. Каждый класс имеет свою возле класса, там есть дополнительная одежда на случай дождя или если вдруг что-то испачкалось. Сменная обувь. Каждый класс имеет свой туалет в начальной школе. Что бы войти в класс дети троятся в шеренгу и переступая порог получают рукопожатие и приветствие от учителя и всех ассистентов, т.е. с каждым здороваются персонально. Подчеркивая уже с самого детства, что ребенок личность и на равных с ним общаются.
Уроки длятся до 13:00. Есть перемены и длинная перемена на ланч. Ланч в 11:00, дежурные раздают молоко каждому и убирают пустые коробки потом. В среднем дежурство 2 раза в месяц. Очень часто уроки спарены, по две математики или по два норвежских, изобразительное искусство. После того как уроки окончены есть такое понятие как лексеелп - помощ с выполнением домашнего задания. На это отводится один час до 14:00. В это время ученики выполняют заданное домашнее задание. Никто не стоит над учеником, это его желание и обязанность. Есть те, кто выполняет все и дома свободен, есть те то ничего не делает. Опять таки детей учат ответственности. Наша старшая больше относится ко второй группе. В окно посмотреть, в потолок поплевать, а дома делать то, что можно было сделать в классе. Правда иногда ее прорывает и она делает все в классе. Опять таки повторюсь, в продленке домашнее задание не делают это прерогатива школы, а не СФО.
К каждому ученику существует индивидуальный подход. Есть общая программа, но если ученик не успевает, то ему меняют программу так, что бы было и му интересно и родителям не сложно. Мы столкнулись с тем, что дочь очень плохо пишет и читает. Уже в первом классе у нее было подозрение на дислексию. Она очень способная в математике, но чтение и письмо ей просто не дается. Учителем было предложено выполнение домашних заданий на компьютере для того, что бы не отбить охоту к обучению. Были выданы более простые тексты и полностью отредактирована программа по письму и чтению для дочери. Отдельный план и условие выполнения домашнего задания не более чем 40 минут в день. Это сработало. Сейчас она пишет более или менее и читает достаточно хорошо. В классе есть несколько детей у кого те или иные проблемы в обучении. Дети разделены на группы для тех у кого проблемы с математикой, чтением или письмом. С ними занимаются дополнительно за счет длинной перемены. Есть у нас специальная перемена когда дети 40 минут проводят на улице. Это для того что бы мозг обогатился кислородом. Касательно чтения два аза в неделю дочь и еще 5 одноклассников ходили в школьную библиотеку на курсы по чтению. Итог впечатляет. Мне бы хотелось что бы дочь и читала и писала лучше, но у нее свое видение этого. К примеру дочь знает как пишется слово из семи букв но пишет его используя четыре буквы мотивируя это тем, что читается так же и мол зачем писать больше если можно сократить. Индивидуальный подход очень хорошая вещь и таки работает очень хорошо.
Касательно объема домашнего задания. Объемы всегда разные. Но могу сказать, что они достаточные. Если ребенок не. Делал задание в школе то обычно это 2-3 листа норвежского и 2-3 листа математики. В среднем 5-6 упражнений по норвежскому и столько же по математике. В одном упражнении может быть 20 примеров, а может быть всего одна задача. Учитель требует, что бы все упражнения были выполнены. Если что-то не сделал в классе в рабочее время, нужно доделать дома. Опять таки, не работал в рабочее время, значит потратишь свое свободное.
Ученика нельзя ругать при других, можно только хвалить. Раз в полугодие есть встреча родителей, ученика и учителя. Учитель рассказывает об ученике, его успехах, проблемах и т.д. Никто при других родителях не говорит о проблемах или успехах ученика. Все в приватном порядке. Обязательно предоставляются все контрольные и срезы знаний для повторного ознакомления. Первоначальное ознакомление происходит при обязательном подписании контрольной родителями после того как контрольную проверит учитель.
Процесс обучения настолько увлекателен и интересен и проходит без стресса и унижений, что ребенок идет в школу с радостью, зная что никто ничего плохого о его успехах не скажет.
В следующей части я коснусь процессов обучения которые происходят за стенами класса, но являются составляющими самого процесса.