СПИСАТЬ НА ЭКЗАМЕНЕ

Sep 29, 2006 00:53

           Как выяснилось на днях, даже сильные ученики (всё ещё надеюсь, что не все) считают, что учитель, если он хороший, должен позволить ученикам списать на экзамене.

Почему?

В первую очередь, конечно, виновата массовая истерия вокруг экзаменов, которую сознательно поддерживают и СМИ, и учителя, и родители учеников, и высокое начальство, и (более всех) те, кто наживается на страхе, то есть те, кто продаёт готовые домашние задания, готовые ответы к экзаменам, "золотые" сочинения. {Замечу в скобках, что среди авторов-составителей сборников "Золотых сочинений" есть заслуженные учителя РФ, которые сначала нажились на этой мерзости, а потом прилюдно покаялись: мол, был неправ.}

Теперь - о том, откуда взялась эта истерия и кому, кроме продавцов шпаргалок, она нужна. А заодно - кому нужны продавцы шпаргалок.

Истерия насаждается сверху. Извращённая система образования в муках и корчах рождает всё новые и новые формы издевательства, пышно именуемого "объективными экзаменами". В прежнее время школьники приходили, скажем, на выпускное сочинение и получали три темы на выбор, одна из них - свободная. И никто не знал, какие могут быть варианты. И все сдавали. И готовых, купленных в магазине шпаргалок не было. И сдавали экзамены, и очень даже неплохо сдавали.
               А вот потом началось… Сначала это были пять, потом семь - девять - десять тем на выбор вместо трёх, как раньше. А ведь выбрать из десяти тем гораздо сложнее, чем из трёх, верно? Может быть, кому-то кажется, что если вариантов больше, то и выбор легче. НО как часто тема бывает понята неверно! Как часто за кажущейся лёгкостью скрываются такие литературоведческие дебри, что не всякий учитель возьмётся написать по данной теме хотя бы на "3"! Так что проще три темы.
               Теперь заранее обнародуют 350 тем, а потом, ближе к маю, формируют из них 60 комплектов по 5 тем (математикам поясню: часть тем выбрасывают)… ЗАЧЕМ? Чтобы дать возможность продавцам шпаргалок заранее продать школьникам сначала книжечку "Все 350 готовых экзаменационных сочинений", а потом комплект шпаргалок по блокам. Что творится в голове у школьника, который узнаёт, что ему через год достанется одна из 350 тем? Думаю, не надо быть психологом, чтобы понять это. А потом обнародуют комплекты - и истерия идёт на второй круг: какой комплект выгодный, а какой нет? Что выбрать, если попадётся этот комплект? А если этот? А затем, в день экзамена, устраивают "лохотрон" с предваряющим его бестолк-шоу, чтобы окончательно уничтожить душевное равновесие даже у самых стойких выпускников. И - пошла писать губерния! А ещё, если в школе есть претенденты на медаль, на экзамены приезжает "независимый наблюдатель". Это всё, конечно, для того, чтобы ученику было комфортно, да?
               Интересно, что "лохотрон" вводили якобы для того, чтобы не списывали. Однако объём списанных сочинений вырос вдесятеро именно после введения "лохотрона", поскольку, даже если раньше коллегам из Москвы ночью звонили друзья из Владивостока и сообщали темы (тогда единые для всей страны), за ночь шпаргалки не подготовить… А потому сами писали сочинения, сами…
               Потом к "лохотрону" добавили пугало ЕГЭ - и истерия взвилась до невиданных ранее высот. Окончательно деморализованные школьник растерялись: что лучше сдавать? А дадут ли нам выбор? А что делать потом? И мЮнЮстерство делает блестящий шаг: рекламируя ЕГЭ, оно заявляет, что те, кто получил за ЕГЭ "2", в аттестат всё равно получат "тройки". Такой бесподобно наглой диверсии у нас в сфере образования не было ранее никогда. Все бездельники, все невежды ринулись сдавать ЕГЭ. Кстати, так родился ещё один истерический миф: мол, ЕГЭ сдать проще. В это свято верят почти все те, кто не учится.
               Кому всё это нужно? Тем чиновникам от образования, кто зарабатывает на создании и внедрении новых форм экзамена. А им ещё хочется заработать, так что улучшений в ближайшем будущем ждать не приходится.
               Ещё истерия насаждается институтами. Приходит старшеклассник на курсы в институт, а там ему первым делом говорят: "В школе тебя ничему не научили и не научат, а вот мы тебе дадим знания. Прямо сейчас и за умеренную плату". Приходит он после этого в школу и смотрит на своих учителей как на убогую кучку мешающих получать знания придурков. А на курсах-то глупенькому старшекласснику втюхивают всё те же китайские подделки…
               Реальная картинка: принесла мне однажды ученица списанное сочинение. Получила "2" и аж присела от удивления: мол, быть того не может, я не списывала! Я ей показываю сочинение её одноклассника - слово в слово. У девочки просто шок: "Этого не может быть! Откуда он взял?" Тогда я разворачиваю перед девочкой сборник готовых сочинений. Её реакция - почти инфаркт. Успокаиваю, даю попить водички, потом узнаю всё-таки, что сама девочка списала сочинение у старшей сестры, а сестре этот текст надиктовали на подготовительных (весьма дорогих) курсах в Высшей школе ФСБ.
               Следующая составляющая: истерия насаждается снизу, потому что развращённые готовыми домашними заданиями школьники не желают учиться. Да и зачем, когда большинство учителей всё равно не станет разбираться, сам задание сделал или списал? И измученные учителя пугают учеников экзаменами, потеряв надежду воздействовать на школьников иными способами. Школьники пугают друг друга. Я пугаю вас, читающих сейчас эту статью, уже тем, что говорю об этом. Подробно об истерии, насаждаемой снизу, говорить не стану, поскольку, полагаю, и так всё понятно, тем более что истерия снизу - не причина, а последствия. А причины вот в чём…

Начнём с того, что есть крайне извращённая система образования, которая в настоящее время вынуждает школьников усваивать значительный объём бесполезной информации, к тому же поданной в неудобоваримой форме. За этим бесполезным теряется не менее значительный объём действительно нужных знаний, умений и навыков (да простят меня коллеги за клише). Теряется вовсе, т.е. не усваивается, поскольку школьник обычно не способен самостоятельно оценить нужность / ненужность сведений. {Кстати, это ещё одна проблема современной школы: никто не учит детей тому, как не захлебнуться в информационном потоке.} В результате школьник часто вообще отказывается воспринимать учебную информацию, т.е. перестаёт быть учеником. А на выходе его ждут отвратительно организованные экзамены, поданные в таких формах, которые могли возникнуть только в воспалённом мозгу министра-администратора. Экзамены такие школьник, разумеется, совсем не считает нужными. Кроме того, давно произошла подмена логики: "Все же списывают, а я что, дурак?" Хотя, между нами говоря, дураки как раз и списывают. Умный способен сам ответить. Впрочем, не всегда. И вот почему…
               Система образования, что ещё страшнее, выработала обюрокраченную систему администрирования, которая предъявляет к работе школы дикие требования. В частности, это касается права школы не аттестовать ученика. Точнее - отсутствия у школы такого права. В последние лет пятнадцать чиновники кричат о тех "несчастных детках", которые не могут усваивать школьную программу. И вместо того, чтобы пересмотреть программу, пересматривают учебный план, вводя три-четыре урока физкультуры вместо двух и считая, что это прибавит детям здоровья; не дают школе поставить полному бездельнику "2", пока доведённые до крайности учителя не взбунтуются и не соберут двухпудовый пакет необходимых доказательств обоснованности этой "двойки"; не дают выставить из школы и отправить в специальное учебное заведение малолетнего преступника (Ах, как же мы их выгоним из школы? Они ж по улицам будут шататься!)… В результате изначально умные, старательные, мотивированные на учёбу дети постепенно развращаются и готовыми домашними заданиями, и примером бездельников, которым всё равно ставят "3", даже если они не знают ничего, и учителями, которые сами готовы на экзамене принести шпаргалку нерадивому…
               Вот о последнем поподробнее. Увы, в наших школах много учителей, которые считают возможным зарабатывать дешёвый авторитет, помогая школьникам списывать на экзамене. Разумеется, не на своём экзамене, а у других преподавателей… "Чудная картина, как ты мне родна": сидит перед актовым залом дежурный учитель, а стол перед ним просто завален готовыми сочинениями. Вот прямо так, в открытую. Скажите, пожалуйста, как при этом должен чувствовать себя экзаменующий учитель? Вот просто выходя из зала и проходя мимо этого стола, в глаза глядя этому дежурному учителю-доброжелателю… А ведь фактически перед тобой твой коллега, который смотрит на тебя и говорит: твой труд никому не нужен, ты дурак, дети сейчас спишут, выбрав из этой груды то, что им нужно, как только их отпустят "за книгами", а ты, кретин, изображающий из себя строгого, потом проверь и поставь "четвёрки". Вот ведь именно так следует трактовать сию сцену. А самое интересное, что учителя-доброжелатели эту мерзость проделывают "из любви к деткам". И в глазах выпускников, испуганных, забитых истерией, растерявшихся, развращённых сначала готовыми заданиями, а потом такой "помощью" и "заботой", - в глазах выпускников именно такой учитель-доброжелатель является хорошим учителем, заботящимся о них, а тот, принципиальный (который почему-то - вот ведь придурок! - считает, что школьник должен учиться, а на экзамене - показать свои знания), строгий и "правильный" - просто гад и дурак, садист, которому нет дела до несчастных, нежных детских душ.
               И за всем этим кошмаром как-то забывают, что школа должна давать и даёт знания (что бы там ни говорили о школах на курсах в институте), что человеку нужно научиться ориентироваться в мире самостоятельно, что чувство собственного достоинства тоже важно… А ведь человек, обладающий чувством собственного достоинства, просто не позволит себе купиться на дешёвые приёмчики "доброжелателей" и на такую же дешёвую рекламу "золотых" сочинений. Потому что экзамен нужно выдержать. После экзаменов, напомню, дают аттестат зрелости. Так вот, а разве можно считать зрелым человека, который без шпаргалки и шагу ступить не может, без обмана никакого результата не покажет, без помощи "доброжелателей" даже алфавит не вспомнит? Это - зрелость??? Не смешите.

Эх, напоследок позволю себе чуть-чуть позитивных воспоминаний. В 1999 году я выпускал 11-й литературный класс. Все, кроме двух безнадёжных, выпускное сочинение писали сами. Я с этим классом три года работал, и не зря, как оказалось. Потом, гораздо позже, одна из выпускниц рассказала мне, как вышла она на этом экзамене в туалет, и там две девицы из параллельного класса (не моего) спрашивают у неё, как водится:
       - Какую тему пишешь?
       - Третью.
       - А откуда пишешь?
       - Сама.
       - ???
       - А у нас не принято списывать, у нас свои мозги есть, - гордо ответила моя выпускница и оставила этих барышень доглатывать сигаретный дым в одиночестве.

Так вот, у этих выпускников было чувство собственного достоинства. И было понимание того, что экзамен нужно выдержать, так как это этап становления личности. Одна из учениц этого класса за все шесть часов ни разу не обратилась ко мне ни с одним вопросом, хотя была не из самых сильных. А потом объяснила: "Я хотела всё сделать сама, чтобы знать, на что способна".

Чего лишают себя защитники списывания, проповедники лжедоброты? Что происходит с человеком, действительно сдавшим сложный экзамен самостоятельно? Он получает ощущение собственной силы, собственной значимости, радость от вовремя пришедшей мысли, красивого решения, удачной формулировки… и он это СМОГ! Ведь это не единственные экзамены в его жизни, значит, справится и с другими. Ведь в институт поступать будут! И в жизни потом неоднократно придется решать самостоятельно, а это могут только те, кто выдержал экзамен.
               "А те, кто не сдал или не справился?" - спросят деморализованные нытики. Так вот, те, кто не ноет, не поддаётся истерии, кто уважает себя - тот сдаст, тот справится. Ведь даже дикие формы современных экзаменов всё равно в конечном итоге дают человеку возможность доказать самому себе, что он может преодолеть барьер. Но ныть, конечно, проще…

Эх! Нынешние запуганные и себя запугавшие школьники, не желающие думать, предпочитающие жить в истерии, оставаться детьми, продаваться за готовые шпаргалки… Их претензии на взрослость, их заявления о каких-то там "правах" смешны и безосновательны, пока они считают, что все им должны, пока думают, что учитель должен "помочь", т.е. дать списать, а значит, по сути, сделать работу за них. Нет, мои дорогие, не пройдёт. Если следовать этой логике, тогда в школе надо весь год учить детей (вот уж истинно детей, хотя у них в карманах - паспорта граждан РФ) выбирать шпаргалки, а потом - переписывать без ошибок…

Напоследок замечу, что вот уже несколько лет из школ выпускаются люди, которые не умеют не то что думать, придумывать, находить решения, творить, - они не умеют даже списать без ошибок из шпаргалки. Они, более того, даже шпаргалку выбрать не умеют! Просто подобрать готовое сочинение, которое соответствовало бы теме, - не могут! Переписывая, не могут не наляпать ошибок, не умеют расшифровать сокращения, сделанные авторами шпаргалки - короче, не умеют даже воспользоваться готовыми шпаргалками. Почему? Да потому что они не умеют писать даже шпаргалки! За них и это сделали "добрые дяди". Разврат дошёл до того, что нынешнему невежде предоставляются все условия для того, чтобы он ни в коем случае не стал хоть на йоту умнее, ни за что не узнал хоть что-то из школьной программы, а заодно чтоб не волновался, нервы не тратил…

И ведь многие даже из лучших учеников считают, что списывать на экзамене нужно, а учитель, который этого не позволяет, бессмысленный тиран… И не понимают, что те, кто "заботится" о "бедных детках" на экзамене, на самом деле считают выпускников слепыми котятами, беспомощными идиотами, и делают всё для того, чтобы эти люди идиотами и оставались. С чем и поздравляю нашу страну: мы растим себе такое поколение, которое… даже не то что развалит страну, а просто не заметит этого разрушения, поскольку, чтобы не допустить катастрофы или хотя бы её заметить, надо кое-что, пардон, знать и уметь.

школьное

Previous post Next post
Up