- Открывайте тетради и записывайте: "Двадцать пятое октября".
- СергейИгоревичкакоесегоднячисло?
- Двадцать пятое... Пишите дальше: "Самостоятельная работа".
- А какое сегодня число?
- Двадцать пятое.
- А писать в тетрадях?
- ...!
- А, да, понял.
- Сергей Игоревич, извините за опоздание, можно войти?
- Входите... Садитесь... Пишем дальше, шестой класс... Нет, не пишем. Что?
- Серге-ей И-игоревич! Я ручку забыла! Мо-о-ожно ру-у-учку?
- Вот, возьмите. Пишите дальше...
- А можно листочек? Я тетрадь не могу найти.
- Раньше нельзя было спросить? Вот, возьмите. Пишите, шестой класс: "Тема..."
- Сергей Игоревич, извините за опоздание, можно войти?
- А в чём дело?
- Я портфель искал!
- Входите... Садитесь... Пишем дальше, шестой класс... Нет, опять не пишем. Что?
- Сергей Игоревич, а можно мне листочек?
- Вы когда-нибудь научитесь готовиться к уроку ДО звонка? Вот, возьмите.
- Сергей Игоревич, а какая тема?
- Капельку терпения - и все всё узнают, а вопросы задавать будете позже.
- Не, ну какая?
- Если вы дадите мне сказать, то немедленно будете знать, какая. Итак, тема: "Словообразование существительных". Задания я сейчас раздам. Напоминаю: это самостоятельная работа, а не контрольная, так что вы можете пользоваться и учебником, и тетрадью для теоретических записей, и рабочей тетрадью.
- Сергей Игоревич, а можно пользоваться учебником?
- ...да. Я рад, что вы к нам вернулись.
- Сергей Игоревич, а можно карандаш поточить?
- А когда было нельзя?
- Спасибо!
- Ой, Сергей Игоревич, а я карандаш забыл. Можно карандаш?
- Вот, возьмите.
- Спасибо!
- Всё? Карандаши, ручки, тетради у всех есть уже? Можем начинать? Спасибо, шестой класс. Прочтите задания, и я отвечу на ваши вопросы, если таковые будут. Напоминаю: вопросы могут касаться только смысла заданий... Всё, спрашивайте, кому что неясно.
- Сергей Игоревич, а можно выйти?
- Это не имеет отношения к словообразованию. Разве что в особых случаях... Хорошо, идите... У кого есть вопросы по заданиям?
- Сергей Игоревич, а можно мне после него выйти?
- Можно. Вопросы по заданиям есть?
- А в четвёртом задании какие слова выписывать?
- Хм. Учимся читать: "Найдите слова, одинаковые по составу, выпишите их и выделите все морфемы". Вот "выпишите их" - это что именно?
- А-а-а, понятно.
- А в четвёртом задании все слова выписывать?
- ...! Нет. Прочитайте задание внимательно...
- Сергей Игоревич, а тетрадью для теоретических записей можно пользоваться?
- И где же вы были в начале урока, Гоша? Можно. Может быть, всё-таки начнёте работать? У вас осталось двадцать пять минут.
- Ой!
- Сергей Игоревич! А "самородок" слитно пишется?
- Сколько раз говорить?! Во время самостоятельных и контрольных работ никаких версий вслух не высказывать! И вообще вы не должны задавать мне такие вопросы: ваше задание состоит в том, чтобы правильно написать эти слова.
- Ой, Сергей Игоревич, а я карандаш забыла!
- ...!
...
Ровно через урок:
- Сергей Игоревич, а вы проверили наши работы?
- ?!!!
И потом родители учеников спрашивают, почему такие результаты невысокие.