Икаты Сумбы

Mar 08, 2010 19:41

На остров Сумба я отправилась специально за их знаменитыми на весь мир тканями - икатами, о которых я давно мечтала.

Но и само путешествие оказалось не менее впечатляющим. Путешествие не только в пространстве, но и во времени. Я попала в племенно-общинный строй.



Белый человек - диковина и невидаль. Я помню, мы однажды остановились у какой-то школы. И все дети выбежали на улицу посмотреть на меня.



На острове Сумба распространен культ духов и предков марапу. Вообще, традиции и обычаи населения Сумбы чем-то напоминают традиции племен нага. Они тоже когда-то были охотниками за головами. После удачного набега головы убитых врагов надевались на ветки безлистных деревьев. Эти деревья до сих пор стоят посреди деревень.

Умерших родственников не закапывают, а усаживают в могилы-домики, накрытые большими каменными плитами, туда же укладывают дорогие ткани и подношения. Весь остров уставлен этими «домиками». Их ставят прямо посреди деревни, могилы воров и убийц стоят на окраине. На некоторых могилах высечены кресты (завезенное колонизаторами христианство смешалось здесь странным образом с культом марапу). В честь похорон жители Сумбы обязательно устраивают большой праздник, забивают буйволов, свиней и кормят всю деревню, а это очень дорого. Пока родственники не накопят на похороны, высохшая от жары мумия умершего месяцами сидит, поджав колени к подбородку, в углу дома. Тело замотано тряпками, торчит только голова. С мумией обращаются как с живым человеком - вставляют ей сигареты в рот, ставят перед ней миску с едой.



В обрядах, на похоронах и на свадьбах используются церемониальные ткани. На Сумбе это драгоценные икаты. Жители Сумбы искренне верят, что все, положенное в могилу, мертвому пригодится в загробном мире. Чем человек богаче и значительнее, тем больше ему дарят на похороны икатов. Поэтому в могилы отправляются самые чудесные ткани на свете и в огромных количествах. (Сердце мое при мысли об этом обливается кровью...)

Икаты делают в разных странах, от острова Флорес в Индонезии, Индии, Тайланда, Китая, Японии и до нашей Средней Азии. Но таких сложных икатов, как на Сумбе, не умеет делать никто. Поэтому за этими тканями охотятся коллекционеры всего мира.

Ткать икаты умеют и имеют право только мастера, принадлежащие к так называемым «королевским династиям» ткачей. На Сумбе эти королевские династии живут только в двух деревнях - Ренде и Пау. На изготовление одного иката уходит почти год. В определенное время года на нити наносится узор, это долгий и кропотливый труд, доверенный только мужчинам.

Используется два красителя (базовый цвет - белый): синий индиго и красный. Нити красят дважды в соответствии с будущим узором. Чтобы прокрасить необходимые отрезки нити, все остальные ее части заматывают очень плотно лыком или веревочками. Затем нити опускают на три дня в чан с одной краской, и прокашиваются только незамотанные части рисунка. Когда нити высохнут, веревочки разматывают. Ту же операцию повторяют, окрашивая другие части во второй цвет. Нужны удивительная точность и мастерство, иначе не получится прокрасить нити так, чтобы, когда станут ткать, совпали все мельчайшие рисунки, сложились, например, изображения голов с контурами и так далее. Больше никто в мире так делать не умеет. Дизайн рисунка, разметка, крашение нитей - мужское занятие. Ткать потом будут женщины.



В деревне Ренде делают еще более сложные ткани, совмещая разные техники: икат и вышивку. Мифические животные вышиты ракушками и семенами. Почти на каждой ткани есть лошади. Дело в том, что на Сумбе выращивают свою породу лошадей, и на ежегодный праздник Pasola устраивают скачки и кровопролитные бои на лошадях.

Вот моя коллекция икатов:



Фоторепортаж с похорон смотрите здесь

Подробно про изготовление более примитивных икатов (на острове Флорес) смотрите здесь.

путешествия

Previous post Next post
Up