Осознанность.
Отрицательные игры.
Каждый день, сразу после того, как мы просыпаемся, мы начинаем играть в «игры» - в психологические игры. К сожалению, мало кто из людей наделён способностью (или приобрёл таковую) в них НЕ играть. «Не играть» - это привилегия животных; ну, и может быть, кого-нибудь ещё, но только не людей.
Каждый «нормальный» человек ежедневно должен играть в различные игры. Большинство людей начинает в них играть даже не успев выйти поутру из собственной (или несобственной) постели.
«Нормальные люди» так устроены, что они просто обязаны «играть»: ведь «играть» - это всегда означает что-то скрывать; а как бы люди могли сосуществовать рядом друг с другом, не скрывая что-либо от других? Это - нереально. На данный момент
действительность такова, что люди просто вынуждены лгать - «играть в игры». И это приходится принять как данность.
Однако игры могут быть как положительными, так и отрицательными для человека.
Главная цель игр, как утверждает, например, Майкл Холл - стать хорошим игроком. Чтобы стать таким - нужно уметь отличать «плохие» игры от «хороших». Человек должен знать, в какую игру он играет, иначе результат может оказаться для него крайне нежелательным. Он должен с первого взгляда осознавать ситуацию, в которую он попал, чтобы поступить правильно, то есть предотвратить начало негативной игры.
Майкл Холл приводит несколько игр, которые не улучшают, а ухудшают жизнь человека. Их нужно стараться избегать, заменяя их положительными играми.
Некоторые наиболее распространённые отрицательные игры представлены ниже:
Игра в беспомощность: я ни на что не могу повлиять. Я всего лишь маленький механизм, который помогает работать огромной машине;
Игра в раздражительность: мне не нужно было делать это, так зачем я это сделал;
Игра «Волки едят волков»: нельзя никого щадить. Ведь все мне завидуют, так как видят, что мои дела идут как нельзя лучше;
Игра в параноидальный страх: все сговорились против меня. Мои коллеги хотят сделать так, чтобы меня уволили. Мои достижения они хотят взять себе. Что же будет, если им удастся присвоить мои идеи? Этого нельзя допустить;
Игра «если бы не другие»: никто не хочет меня понимать. С ними нельзя договориться;
Игра в нечестность: все только лгут. Мне не изменить ничего вокруг. Все будет так же, как и до меня, поэтому я тоже буду лгать;
Игра в чрезмерную ответственность: всё висит на мне. Только я могу сделать все хорошо. Они только все испортят, поэтому все должен делать я;
Игра в стресс: я не могу совмещать дом и работу. У меня получается либо одно, либо другое, так как сил моих недостаточно на две эти вещи;
Игра в жалобы: вокруг одни не умеющие ничего делать люди;
Игра в соперничество: в жизни можно использовать любые методы для достижения цели. Можно перегрызть глотку противнику, чтобы добиться поставленной цели;
Игра в некомпетентность: у меня ничего не получится и я, скорее всего, не справлюсь, так как у меня мало знаний и опыта;
Игра в безвыходное положение: ничто мне не поможет. Я проиграл;
Игра в непризнанного гения: никто даже не хочет меня выслушать, а ведь я мог бы решить разом все проблемы. Все после этого сразу же изменилось бы в лучшую сторону;
Игра в хаос: я никогда не сделаю свою работу. Когда же закончится этот хаос.
Все перечисленные игры не приведут человека ни к чему хорошему. Главное для него - это переключится с этих отрицательных игр на принципиально другие - положительные.
----------------------------
Если обратить внимание, то можно заметить, что это игры даже не столько те, в которые чаще мы играем с другими (что, ещё хоть как-то можно понять); а те, в которые мы играем сами с собой (что понять-то тоже, в принципе, можно, но следует ли себе в этом потакать?).
---------------------------------
PS: конечно, Майкл Холл приводит здесь пример лишь самых поверхностных психологических игр - игр бытового социального уровня.
Тем не менее, именно в этих сравнительно незначимых отрицательных играх, может заключаться большая опасность - они незаметны, а это значит, что оказаться вовлеченным в такую «безобидную» игру достаточно легко. Подвох же заключается в том, что эта «безобидная», как казалось на первый взгляд игра, чаще всего является средством запуска более серьезных и даже опасных игр.
И естественно, есть игры более глубокого плана - их очень хорошо описал и подробно разобрал Эрик Бёрн в своем «трансактном анализе». А также имеются и ещё более глубокие, чем у Бёрна, исследования этого аспекта человеческого существования. Однако - это уже темы не для данного поста.
Тем не менее, уж, коли к слову пришлось, предполагаю, чуть позже, в качестве подпостов, разместить пару показательно-драматично-забавных случаев из реальной жизни моих знакомых.
(проверить: перейти на «Предыдущая запись»)
[updated - 30.07.2013]