Марк Сандомирский [газета ИЖ]
Вот весьма примечательное и поучительное рассуждение читательницы, которое мы решили сделать предметом обсуждения. Почему? Потому, что оно затрагивает типичные сомнения и трудности, с которыми человек сталкивается в поиске рецептов решения собственных психологических проблем. История начинается так: обсуждая возможность решения некоторых проблем (не будем вдаваться в подробности..) с помощью метода Ретри, я писал следующее:
Что взамен, каковы условия предоставления помощи? Условие одно: добившись улучшения для себя лично, начинаете подобным же образом помогать другим людям.
Это вызвало у читательницы следующие мысли - отражающие на наш взгляд, и типичные сомнения, и распространенные опасения:
правильно ли я поняла, что если вы мне помогаете справиться со своими проблемами, то я автоматически принимаю ваш метод полностью и безоговорочно и проповедую его другим, признавая единственно правильным? в противном случае вы отказываетесь мне помогать? простите, но я считаю само собой разумеющимся, что если какой-либо метод мне помог и я считаю его правильным, то я пытаюсь донести его смысл до других людей. но я не буду его навязывать. я предоставлю человеку ту информацию, которая его будет интересовать - истоки метода, где о нем можно почитать, основные приемы, практические примеры. то есть могу дать человеку информацию к размышлению, чтобы он мог сам для себя решить, что правильно, а что нет. но навязывать - ни за что не буду. это уж простите напоминает сетевой маркетинг, пирамиду, сектантство, назовите как угодно, смысл один. у человека всегда должно быть право выбора. и он имеет полное право не принимать весь метод целиком, а следовать лишь отдельным его частям, с которыми он согласен.
Начнем наш анализ с того, что в общем и целом навязывать людям что-либо - это малопродуктивно. Наглядно сие демонстрирует сфера товарно-денежных отношений, где "клиент всегда прав" и совершает самостоятельный выбор товаров или услуг. Ведь продавцы обычно навязывают (опираясь на рекламу или личным эмоциональным напором и прочими уловками) "гнилой" или бесполезный товар - если же он полезен, то человек сам стремится его приобрести. Как говорит народная молва, «хороший товар в рекламе не нуждается» и «насильно мил не будешь».
Примерно такие же закономерности работают и в практической психологии и
психотерапии, где "клиент всегда НЕправ". Это утверждение, сколь бы противоречивым оно ни казалось, сколь бы бурное поначалу негодование ни вызывало, тем не менее справедливо - в том смысле, что клиент ВСЕГДА НЕПРАВ ПО ОТНОШЕНИЮ К САМОМУ СЕБЕ. Иначе бы просто-напросто у него не было бы проблем, требующих психологической помощи!.. Универсальный рецепт которой заключается в урегулировании внутреннего психологического конфликта самого клиента (и устранении его внешних последствий). Конфликта "себя с собой", или собственного "Я" сознательного с "Я" бессознательным. Конфликта, в котором стороны препятствуют его разрешению - а на внешнем уровне сопротивляются попыткам помочь со стороны других людей...
Успехи и достижения в урегулировании этого внутреннего конфликта - вещь не умозрительная, а очень наглядная и явно ощутимая. И потому пытаться навязывать клиенту какой-либо метод психотерапии столь же бесполезно, как и в других сферах деятельности, где существует какой-либо реальный, объективный. очевидный для клиента результат. Именно по нему клиент ориентируется - и если получает пользу, то стремится к повторению. Если же нет - то нет, и никакая реклама не в силах сподвигнуть здравомыслящего человека пользоваться тем, в чем он не находит реальной помощи.
И конечно, не бывает методов "единственно правильных". Метод психологической помощи - это ведь "не догма, а руководство к действию". Каждый метод хорош для конкретной сферы применения, а в иной ситуации могут быть другие методы применимы. С этой точки зрения, разные методы и сочетаются друг с другом. (С другой стороны, есть методы явно НЕправильные - либо манипулятивные, наподобие дианетики, либо перерастающие в сектантство, наподобие сайентологии, приснопамятных «Аум Синрике», «Белых братьев» и тому подобного.)
Что же касается замечания о том, что "у человека всегда должно быть право выбора, и он имеет полное право не принимать весь метод целиком, а следовать лишь отдельным его частям, с которыми он согласен..." - здесь есть совершенно неоспоримая часть - конечно, право выбора у человека должно быть всегда. И продолжение - демонстрирующее классическую «сцепку» из мета-модели, когда следствие логически не соответствует посылу. Или гегелевскую "базарную" дилемму, противопоставление рассуждений абстрактных и конкретных. С неизбежной путаницей. возникающей у человека, когда он пытается рассуждать о волнующей его проблеме и бесконечно скатывается с твердой почвы конкретных фактов в зыбкую трясину необоснованных обобщений. Человек должен иметь право выбора - но в то же время добровольно (ради собственной пользы) ограничивая его некими границами.
Наглядный пример из жизни (к которому приклеивается ярлычок "метафоры"): человек, стоя на перекрестке, может выбирать, переходить ли ему дорогу, или нет, когда направляется пешком по своим делам в оживленной городской суете. Это - его свободный выбор. Но если только он решает дорогу перейти - то должен делать это. соблюдая определенные принципы, а именно - на зеленый сигнал светофора. Иначе это чревато нежелательными последствиями, как для него самого, так и для других участников дорожного движения...
Применительно к методам психологической помощи, переход от абстрактных рассуждений к конкретному рассмотрению и правильному использованию заключается в следующем. Каждый метод состоит из двух частей: теории - и набора практических приемов (в Ретри, как методе самопомощи, именуемых упражнениями - ибо их использование доверяется и поручается самим страждущим.) Среди практических упражнений можно отбирать и выбирать - то, что по силам и то, что необходимо применительно к конкретной ситуации. Здесь право выбора не только уместно - но и безусловно необходимо.
А вот что касается теоретической части, то есть набора основополагающих принципов, то они необходим в своей полноценной системной совокупности. Необходимы, как фундамент для практических техник - которые в противном случае, лишенные твердой основы, просто не работают. И здесь, естественно, право выбора тоже сохраняется - просто упрощается до двух альтернатив: принять в целом, «списком», как свод некоторых принципов и правил… Образно говоря, как «Правила дорожного движения» по дорогам нашего внутреннего психологического пространства. Или, если такой выбор по каким-то соображениям неприемлем (например, вследствие внутреннего сопротивления изменениям - когда сохранение «проблемного» состояния подсознанию выгодно… проще говоря, когда проблема сама сопротивляется своему решению), можно просто отказаться - выбирая другие пути-дороги, по собственному разумению.
И конечно, еще более показательно сакраментальное:
в противном случае вы отказываетесь мне помогать?
Сие, конечно, трогательно и вызывает сочувствие. И в то же время - сожаление. Как это так, почему чувства столь противоречивы и двойственны. Как они могут уживаться и сочетаться друг с другом?
Трогательно и вызывает сочувствие, и желание помочь - по той причине, что в самой формулировке вопроса кроется проблема. Кроется подсознательное желание… отказа (реактивное образование). В словах этого вопроса, как очевидно, прорывается наружу негативный опыт столкновения с подобными отказами в прошлом (с аналитической точки зрения не бывает ничего случайного в наших словах - так же, как и в делах…). Отказами не обязательно со стороны психологов - а скорее, других, гораздо более значимых фигур. Отказами, связанными обычно с опытом детства.
Сожаление - потому, что содержащееся в самом же вопросе «стремление к поиску защитника» (термин экзистенциальной психотерапии) само по себе симптоматично. Оно тоже является частью самой проблемы, которая никогда не решается до тех пор. Пока сам человек не откажется от «поиска защитника». Пока он сам не примет на себя всю ответственность за ее решение (термин гештальт-терапии). Пока не станет САМ СЕБЕ ПСИХОТЕРАПЕВТОМ - таков основополагающий принцип метода психологической самопомощи Ретри. И в том моя личная скромная задача, моя личная помощь - научить. А в дальнейшем помогает человек себе сам - путем добросовестного, регулярного повторения определенных оздоровительно-психологических упражнений.
При чем же тут другие люди, - спросите вы? Почему самостоятельная помощь другим - обязательное условие получения личной помощи? Кому это нужно? Ответ прост: самому же страждущему. По известному принципу Эллиса: чтобы доказать самому себе справедливость психотерапевтической системы, человек должен доказать это окружающим. Или, в нашей формулировке: чтобы помочь самому себе - надо начать помогать другим.