Марк Сандомирский [в кн.: Телесная психокоррекция]
На сей раз поговорим о ребенке, которого каждый человек носит внутри себя... Да-да, не только женщины, но и мужчины... И при том на протяжении всей своей сознательной жизни.
Мы говорим, конечно, о хорошо известном в психологии так называемом "внутреннем ребенке", как части нашей личности. И то новое, что необходимо подчеркнуть с точки зрения телесно-психологического, физиологически-ориентированного подхода, следующее: Наш "внутренний" ребенок - это не только и не столько метафора. Это - конкретика, телесная реальность. В модели личности Э.Берна и внутренний "Ребенок", и внутренний "родитель" - это инфантильные, незрелые части личности, или точнее - временные состояния нашего "Я". У З.Фрейда это соответственно "Оно" и "Супер-Эго", у Р.Дилтса внутренний "Мечтатель" м "Критик" (из "стратегии Уолта Диснея"), у В.Шутса - "Присоединение" и "Контроль"..
Все это - разные словесные обозначения одного и того же телесно-психологического объекта (или субъекта?) Все это - наш "внутренний ребенок", только называемый разными словами. Это - психофизиологический объективный феномен с определенными телесно-эмоциональными проявлениями. По сути, это хранящаяся в нашем мозге детская "телесная память", или детский образ тела, вместе с детскими же способами эмоционального реагирования. С этой точки зрения, любой транс - как целительный, так и самопроизвольный - представляет собой не что иное, как "пробуждение" нашего "внутреннего ребенка". Когда засыпает "взрослая" часть личности, под бдительным присмотром которой он должен находиться - и тогда шаловливое "дитя" вырывается на свободу...
Более того, наш "внутренний ребенок" просыпается каждый раз, когда мы испытываем интенсивные эмоции, и позитивные и негативные. И точно так же всякий раз, когда возникают связанные с отрицательными эмоциями неприятные телесные ощущения, иначе именуемые симптомами психосоматических заболеваний.
Для чего это теоретическое представление / понимание может быть полезно? Конечно же, для практического обучения навыкам эмоциональной саморегуляции, заключающейся в умении успокоить испуганного, зареванного, встревоженного или возбужденного, рассерженного "внутреннего ребенка", по законам психотерапевтической "внутренней само-педагогики". Либо заинтересовать его, вдохновить или по крайней мере пробудить любопытство - в чем и заключается искусство мотивации.