Марк Сандомирский газета ИЖ
Сегодня становится все больше любителей поговорить о духовности. Настолько много, что мы решили пополнить их ряды...
И наше сегодняшнее размышление может напоминать "Полет над гнездом кукушки" - в смысле затронутой темы, перерастающей порой в массовое сумасшествие.. или "над пропастью во ржи" - в смысле преодоления распространенных предрассудков и заблуждений, бытующих доселе в массовом сознании... и могущих иметь трагические последствия для некоторых людей, становящихся жертвами внушенных им иллюзий.
Казалось бы, психология и духовность - две стороны одной медали, одного процесса личностного роста: говорим о психологии, думаем еще и о духовности... говорим о духовности, на самом деле думаем еще и о психологии... Но встречаются часто и люди, которые пытаются одну половинку - психологию - из этого тандема убрать. Что тогда остается? Мы считаем, что тогда от духовности останется лишь внешняя интеллектуальная оболочка, лишенная реального телесно-эмоционального содержания. Или говоря прямо - лишь только фикция, прекраснодушные маниловские мечтания без практической реализации.
Вот совершенно справедливое замечание коллеги по поводу позиции некоторых оппонентов, с которыми я вел в его присутствии долгие дискуссии о "наведении мостов" между духовными поисками и психологическими техниками:
Возникло немного неприятное чувство от их разговоров и дискутирования по "самосовершенствованию", "духовному развитию" и т.д. Духовно развиваться "вообще" нельзя! Духовное развитие складывается из маленьких конкретных навыков (нельзя любить человечество "вообще", а можно научиться любить его только любя каждого КОНКРЕТНОГО человека!).
С точки зрения практической психологии, это совершенно правильно: для многих людей разговоры о "духовном развитии" превращаются, с одной стороны, в "уход от реальности" и "позицию страуса" в отношении действительных жизненных проблем. С другой - мы понимаем, что именно в подобных формулировках это востребовано большинством людей. "Психотерапия" для многих непонятна. а "духовность" якобы близка... хотя чаще всего сводится к философствованию в хорошем смысле, ли к резонерству, демагогии и болтовне - в банальной случае. И это еще в лучшем варианте, а в худшем - все ведет к "эксприментам" с наркотиками, или сектам...
Вся проблема в том, чтобы найти возможность объяснить им, потенциально страждущим и актуально "духовно ищущим", на понятном для них языке, что им необходимо.. Точнее. что они сами желают, не осознавая этого:
а) научиться сбрасывать негативные эмоции
б) урегулировать отношения с родителями (по большей части речь идет о молодежи)
в) научиться трансам
Это и будет для них "духовность" в реальном. практическом смысле. Но - чтобы довести это до их понимания, нужно пробиться через массу заслонов, стереотипов, иррациональных убеждений в их мозгах...
более того, при общении с психологом "народный энтузиаст духовности", как правило, специально (скорее, неосознанно) пытается своими рассуждениям об абстрактной духолвности, направленными на девальвцию и дискредитацию психологических методов, психолога вывести из душевного равновесия.. Если ему это удается - считает себя "победителем". Если нет - вот тут порой может и задуматься, и даже прийти к полезным для себя выводам...