re3

Попутчик - психотерапевт?

Jun 25, 2007 11:24

Попутчик в роли психотерапевта - конечно, неформального... Это становится
в Москве весьма распространенным явлением
Мой комментарий в статье А. Резниченко
Подорожники

Жители мегаполисов спасаются от одиночества в автомобильных пробках

Его зовут Игорь, и с недавних пор он первый человек, которому я звоню по утрам. Игорь занимается логистикой, слушает "Авторадио", водит недорогую иномарку и мечтает купить ретривера. Его жена против, так как считает, что такая собака явно не впишется в их малогабаритную двушку в Солнцеве. За неделю общения я получила массу всякой информации. Разговоры наши происходят исключительно в московских пробках, а единственное, что нас объединяет, это дорога от дома до работы и обратно и, пожалуй, симпатия к ретриверам.

Игорь - один из посетителей пока единственного ресурса dovezu.ru, где горожане ищут себе попутчиков - водителей и пассажиров, чтобы вместе добираться на работу и обратно. Идея эта, как и многие другие начинания, позаимствована нашими гражданами на Западе. Сознательные европейцы и американцы в свое время быстро смекнули, как можно бороться с пробками, а заодно и экономить на транспортных расходах. И додумались подыскивать людей, живущих и работающих с ними в одном районе, чтобы вместе проделывать путь на службу. Вместо четырех машин из пункта А в пункт В выезжает одна, зато с тремя пассажирами. Траты на бензин делятся поровну, автомобильный поток скудеет. В итоге все довольны.

Три года назад западная схема начала работать в Рунете. Сначала объявления давали только жители столицы. Сейчас география расширилась: народ ищет попутчиков в Питере, Екатеринбурге, Уфе и Красноярске. Одни пытаются таким образом избежать давки в общественном транспорте. Другие возвращают часть денег, потраченных на бензин. Здесь, как правило, все четко и конкретно: чуть ли не правила поведения в салоне оговариваются. Например, человек согласен вас возить, но просит общаться с ним только по-английски, так как ему нужна языковая практика. Однако чаще всего для многих автомобилистов и пассажиров, путешествующих по одному маршруту, самым ценным оказывается не экономия времени или денег, а простое человеческое общение.

"Я лучше в пробке с приятным человеком постою, потратив лишние полчаса, чем буду пялиться на хмурые лица в метро, - говорит 25-летняя Марина, - а то пока до работы доедешь, настроение падает ниже плинтуса". На свою машину она, рядовой менеджер небольшого ресторана, пока не накопила, до места работы ей приходится добираться двумя видами транспорта - сначала минут двадцать на автобусе, потом полчаса на метро. В какой-то момент решила попробовать найти "личного шофера" и поместила объявление на сайте. "В первый раз я нарвалась на жуткого зануду, он с самой первой поездки меня грузить начал: на работе все козлы, заговоры против него плетут, жена подобрала не тот кафель в ванную, кот нагадил в новые ботинки, - рассказывает Марина. - И все так серьезно, без иронии и шуток. В общем, я уже через несколько дней сломалась и интеллигентно соврала, что переезжаю и больше нам не по пути". Сейчас девушка нашла подходящую компанию - ее новый попутчик хоть и может разразиться тирадой о том, зачем девушке сто пятнадцатая пара туфель, но в целом приятный собеседник.

27-летний Максим Горбунов пополнил ряды благородных водителей из чистого любопытства и желания разнообразить стандартное расписание "дом - работа, работа - дом". "Утром все равно еще спишь, даже радио не помогает, - объясняет Максим, - а когда на соседнем сиденье кто-то без остановки щебечет, сразу включаешься, подаешь ответные реплики. С магнитолой же в диалог вступать не будешь". Впрочем, как говорит Максим, ему не важно, кто его пассажир - мужчина или женщина, главное, чтобы человек был веселый. У него самого уже есть девушка, так что на сайте он ищет скорее компанию, нежели свою судьбу.

Практичные европейцы и американцы первыми додумались подыскивать людей, живущих и работающих с ними в одном районе, чтобы вместе проделывать путь на службу. Траты на бензин делятся поровну, автомобилей на дорогах становится меньше. В итоге все довольны
(Фото: Мария Кириллова/PHOTOXPRESS.ru)

Не в пример ему многие, напротив, пытаются разглядеть в человеке на соседнем сиденье свою половину. "Честно говоря, мы в первую очередь рассчитывали, что наш сайт поможет бороться с пробками, что сами водители начнут пересаживаться на пассажирское место, - объяснят руководитель проекта Руслан Садеков, - но если народ хочет таким образом знакомиться, почему бы и нет. Иногда посетительницы сайта жалуются на то, что с ними флиртуют, но, с другой стороны, были случаи, когда совместные поездки на работу заканчивались свадьбой".

Действительно, у трепетной барышни всегда есть шанс встретить своего принца на серебристом Ferrari: попутчиков ищут как владельцы простых "Жигулей", так и счастливые обладатели дорогих иномарок. Последних, правда, зачастую больше волнует состояние собственного железного коня, чем настроение сидящего рядом человека - абы кого в салон они не пустят и предупредят, что на время дороги придется отказаться от курения или употребления любимых чипсов. И потому пассажирка, настроенная на светскую беседу, рискует нарваться на лекцию по сравнительному анализу двух последних моделей BMW или про ортопедические водительские сиденья.

Кстати, одна моя знакомая считает, что человек лучше всего раскрывается за рулем, поэтому и выгодно знакомиться через "попутные" порталы: "Свиданием это не назовешь, так что никакой неловкости, оценки. При этом по радиостанции, которую он выбирает, узнаешь о его музыкальных вкусах, о реакции на тупых водителей в соседних машинах - о темпераменте. Вот так присмотришься, пропускает ли он пешеходов, уступает ли место на дороге, просит ли тебя пристегнуть ремень безопасности, - и целый психологический портрет получается, а там уже решаешь, стоит ли выходить за рамки дорожного общения".

Столь далеко идущих планов, конечно, большинство людей не строит. Да и по большей части среди попутчиков обычные горожане со своей работой, кругом друзей и знакомств, иногда семьей. И вроде бы не должны они страдать от недостатка общения и искать себе компанию на просторах Интернета. Но вот что получается. Свободного времени, которого у молодых и амбициозных "офисян" остается немного, сегодня катастрофически не хватает на то, чтобы заводить новые знакомства. Как ни странно, согласно опросу ВЦИОМ, страх перед одиночеством испытывают от 10 до 25 процентов россиян. Вот горожане и пытаются вырваться из круга или хотя бы создать иллюзию перемен: каждое утро рядом с тобой оказывается человек, которому по барабану, закончил ты финансовый отчет или нет. Можно и на жизнь пожалиться - тебе наверняка посочувствуют.
"Формального общения - бизнес, сфера сервиса, социальные работники и прочее - жителю мегаполиса хватает в избытке, - говорит психотерапевт кандидат медицинских наук Марк Сандомирский, - а сочувствия, эмоциональной поддержки просто катастрофически недостает. Отсюда и желание почерпнуть хотя бы крохи такого непосредственного, эмоционального общения, когда у собеседника нет никаких формальных интересов к партнеру, кроме самого общения". А для того чтобы скоротать время в поездке, общение должно быть в достаточной мере эмоциональным - душевным, поддерживающим. Так что водители и пассажиры, которые разговаривают во время постоянных совместных поездок на работу по одному маршруту, поступают очень полезным для себя образом. Можно сказать, что они интуитивно нашли способ психологической взаимопомощи.

Скажется ли эта взаимопомощь на загруженности дорог? Не знаю. Зато могу сказать, что водитель с "персональным психологом" по соседству даже в самой безумной дорожной толкучке из агрессора превращается в душку. Вот Игорь, к примеру, поначалу в пробках бился за каждый метр, сигналил, как укушенный. Теперь - заслугу приписываю исключительно своему обаянию - часто уступает дорогу другим машинам и останавливается перед пешеходами. Так что как минимум на одного вежливого водителя на дорогах стало больше. Тоже неплохо.


Previous post Next post
Up