re3

Ребенок и телевизор

Jul 19, 2007 19:31

Итак, о том, как вияет телевизор на психическое развитие ребенка - очередной комментарий Труд N626 за 19.07.2007
ЭКРАН МЕЖДУ ДОБРОМ И ЗЛОМ: КАК ВЛИЯЕТ ТЕЛЕВИДЕНИЕ НА ФОРМИРОВАНИЕ РЕБЕНКА
С.Сухая

Телевизор в детской комнате - серьезная опасность. Одно из исследований подтвердило: ученики третьего класса, у которых телевизор "жил" в их комнате, хуже сверстников читали, писали и считали. Еще одно многолетнее исследование провели ученые из Новой Зеландии. Было протестировано более тысячи детей. Итог таков: юноши и девушки, которые в детстве (в возрасте от пяти до 15 лет) много смотрели телевизор, имеют меньше шансов окончить школу и поступить в институт. В чем тут дело? Почему телеэкран не помогает, а даже мешает развитию ребенка? Что при этом важнее - сколько времени проводят дети возле телевизора или что именно они смотрят? Какие рекомендации можно дать родителям? На эти вопросы нам помог ответить психотерапевт, автор многих книг, кандидат медицинских наук Марк САНДОМИРСКИЙ.

TV ЛОГИКУ НЕ РАЗВИВАЕТ

- Просмотр телепрограмм действительно довольно сильно влияет на развитие мышления ребенка. Известно, что с раннего детства и до подросткового возраста идет созревание функций мозга, в том числе сложный процесс, который называют латерализацией. Попробую объяснить этот научный термин. Мозг человека, как известно, состоит из двух полушарий. Левое отвечает за логическое мышление, а правое ведает эмоциями и образами. Так происходит у взрослого, а у маленького ребенка логического мышления до поры до времени просто нет, весь его мозг работает на эмоциональное и образное восприятие окружающего мира.

- Когда же просыпается в малыше способность мыслить логически?

- Это долгий и постепенный процесс, - поясняет Марк Евгеньевич. - Игры, чтение, накопление знаний - все это развивает логику. Разница работы полушарий, их асимметрия более четко проявляется, когда ребенок начинает говорить. И вот этот процесс перераспределения функций полушарий мозга (латерализация) продолжается вплоть до подросткового возраста. И очень многое зависит от той среды, где растет ребенок, от его занятий и образа жизни. Чтение книги - развивающий процесс, он идет циклично: сначала ребенок воспринимает информацию, потом обдумывает ее. Просмотр телевизора происходит иначе: тут не предусмотрено обдумывания - на него просто нет времени, нет шанса критического восприятия полученной информации. А раз так - не происходит развития логики, не накапливается важнейший навык осмысления фактов и образов. И в целом читать, конечно, труднее для ребенка, чем смотреть в экран. Поэтому мозг при чтении развивается более активно. Есть много достоверных исследований, которые подтверждают: если ребенок в детстве слишком много сидел у телевизора и при этом мало читал, то ему гораздо труднее учиться. Он может потом поступить в институт, но вот пройти обучение до конца ему будет крайне тяжело.

ЗАПРЕЩАТЬ "ЯЩИК" ГЛУПО

- Как быть? Запретить телевизор?

- Это бесполезно и неправильно. Нужно просто разумно организовать просмотр телепередач. Через каждые 15 - 20 минут желательно делать перерыв и во время паузы обсуждать увиденное с ребенком. Посмотрел мультик - пусть попробует его пересказать. Такой пересказ и есть необходимое осмысление, которое развивает логику. Кстати, специальные детские образовательные программы, которые делают при участии педагогов, обязательно предусматривают момент обсуждения, соучастия ребенка в том, что он видит на экране.

- В последние годы много говорят о вредном влиянии на детей телевизионной рекламы...

- Правильно, это отдельная проблема. Причем суть даже не в том, что именно рекламируется. Просто эти ролики специально делают так, чтобы человек прилипал к экрану - для этого есть особые профессиональные приемы. И ребенок реагирует на это очень остро: буквально с первого года жизни он четко выделяет рекламные сюжеты (на эту тему тоже есть научные работы). Реклама приучает, привязывает детей к телевизору, поэтому до двух-трех лет им лучше вовсе не сидеть возле экрана.

- Есть ли нормы допустимого времени просмотра телепередач для ребенка по-старше?

- В возрасте 4 - 5 лет два раза в день примерно по двадцать минут. Если ребенку меньше семи лет - лучше, чтобы он сидел у телевизора не более часа. Тем, кто постарше, уже допустимо смотреть передачи в течение полутора-двух часов. При этом, конечно, очень важно, что именно смотрит ребенок.

- Видимо, хуже всего влияет на психику поток насилия и агрессии, льющийся с экрана?

- Об этом сейчас тоже много пишут и говорят. Это отдельная большая тема разговора. Но суть обозначить можно: если ребенок регулярно видит по телевизору сцены насилия, нарушается его эмоциональное развитие. У него не развивается способность к состраданию, сочувствию. Именно поэтому дети, часами сидящие перед телевизором, в школе часто слывут хулиганами. А в подростковом возрасте у них больше риск совершить какие-то криминальные действия. Хотя, конечно, нельзя упрощенно сводить все только к влиянию телевизора. Обычно это лишь часть общей атмосферы семьи, от которой в огромной мере зависит судьба каждого ребенка.

ДЕЛЬНЫЕ СОВЕТЫ: Если глазам больно

Лишний час перед телеэкраном - дополнительная нагрузка на глаза ребенка. Напоминаем самые простые рекомендации, которые помогут уберечь зрение.
Если у ребенка хорошее зрение, он должен делать перерыв в занятиях каждые 40 минут. Если уже есть слабая близорукость каждые 30 минут. 10 - 15 минут отдыха - это значит не сидеть перед телевизором, а бегать, прыгать, смотреть в окно, делать гимнастику для глаз.
За компьютером школьник может проводить не больше 15 - 20 минут в день. Если работа занимает больше времени, надо делать перерыв для глаз каждые 15 минут.
Полезные для глаз продукты: творог, кефир, отварная рыба, говядина, морковка, капуста. Особенно полезны ягоды (черника, брусника, клюква) и зелень (петрушка, укроп).
Не стоит сажать малышей перед телевизором раньше трех лет.

Previous post Next post
Up