re3

“Возврат в детство” = ТРАНС

Dec 27, 2007 00:13

Что это такое - и зачем оно всем нам нужно
Марк Сандомирский В ответ на вопросы, возникшие при обсуждении "трансовых" тем (26.12, 24.12) выкладываю текст из ранней кн. "Как справиться со стрессом". Это, так сказать, "трансовый манифест" - который, надеюсь, принесет ответы на все вопросы

“Возврат в детство” как основной механизм психотерапии

В чем заключаются главные ВНУТРЕННИЕ причины тех многочисленных проблем, которые мешают человеку быть удовлетворенным собственной жизнью? Проблем, которые заставляют его чувствовать себя то физически больным и “измотанным” стрессами, то эмоционально опустошенным и душевно подавленным? Которые вынуждают его искать избавления в стенах больниц или в лоне церкви, просить помощи и сочувствия то у психоаналитиков и народных целителей, а то и у астрологов и магов?
Причины эти лежат в психологии человека, в самом его внутреннем устройстве. Основоположники психоанализа усматривали корень зла в моральных запретах, препятствующих проявлению человеческой сексуальности. Психоанализ “новой волны” свел причины всех проблем к ранним детским обидам. Психологи-материалисты уточнили: все дело в “неправильных” условных рефлексах. Психология гуманизма поставила во главу угла проблемы обретения человеком собственного “Я”, препятствия для его личностного роста. Философствующие экзистенциальные психологи провозгласили в качестве главного источника проблем современного человека духовный вакуум, одиночество и лихорадочные поиски утраченного смысла бытия. Медики же привычно сваливают всю вину на стрессы, нарушающие внутреннюю, психологическую экологию человека.
Если же свести воедино все эти результаты научных поисков, имеющих более чем вековую историю, то оказывается, что все они сходятся в одном: основная причина проблем современного человека заключается в несоответствии его нынешнего образа жизни и природного устройства организма, в первую очередь нервной системы. Или, говоря языком науки, в противоречии между биологической эволюцией человека и эволюцией социальной. Если биологическое совершенствование человека еще быть может и продолжается (хотя некоторые ученые считают, что оно приостановилось), то протекает оно буквально с “черепашьей” скоростью, требующей для появления мало-мальски заметных изменений не то что веков, а тысячелетий или даже десятков тысяч лет. Изменения же социальные происходят со скоростью все убыстряющейся и поистине космической (образно говоря, возникающие при этом “космические перегрузки” и давят болезненно на наш организм).
Все это, конечно, не только отвлеченные теории: ведь описанные проблемы и трудности на самом деле имеют место в большей или меньшей степени в жизни каждого человека. В то же время те рецепты, которые предлагались для психологического оздоровления человечества, до сих пор так и не стали панацеей. И лишь в последние годы забрезжил луч надежды, благодаря совместным усилиям психологии, нейрофизиологии и психотерапии, которые пролили свет на таинственные процессы - так называемые особые, или измененные состояния сознания человека. Именно они могут сыграть роль своеобразной “машины времени”, на время возвращающей человека в золотой век гармонии с природой, в далекое прошлое, чтобы оставить там сегодняшние проблемы и невзгоды. И хотя эта “машина времени” воображаемая, но результаты ее работы вполне осязаемы и материальны.
Измененные состояния сознания нередко называют трансовыми или гипнотическими состояниями. Но это не совсем верно, так как неоправданно суживает множество возможных подобных состояний, сводя их тем самым лишь к некоторым, достаточно экзотическим и редко встречающимся разновидностям. Тогда как на самом деле измененные состояния сознания - явление, достаточно часто встречающееся в жизни каждого человека. Они представляют собой тот незримый остов, на котором выстраивается его личная история. Именно они составляют своего рода “соль жизни”. Например, стихийно возникающими измененными состояниями сознания являются все те моменты, когда нас охватывают бурные эмоции. И когда человек говорит о том, что он много пережил и ему есть что вспомнить, то это относится именно к таким состояниям. Практически все запоминающиеся мгновения жизни - особенно ее счастливые минуты, - которые проходят перед нашим внутренним взором, когда мы проводим мысленную “ревизию” прожитых лет, представляют собой измененные состояния сознания. К особенно ярким из них относятся и моменты любви, и чудо рождения ребенка… Для многих людей не менее яркими измененными состояниями становятся моменты познания нового, особенно интуитивных догадок и озарений (именно в такую минуту Архимед воскликнул: “Эврика!”), а также минуты вдохновения в творчестве. Люди религиозные, искренне верующие, испытывают подобные состояния во время погружения в молитву. С измененными состояниями также связан как любой мистический опыт, так и все сверхчувственные (экстрасенсорные) феномены. Магические действия, гадание и биолокация, целительство - все это требует от адептов “путешествия” в измененное состояние сознания. Причем, если в соответствующих ритуалах участвует несколько человек (например, целитель и его пациент), то эффект достигается только тогда, когда в измененное состояние они погружаются совместно.
В измененном же состоянии сознания находится человек, оказывающийся в ситуации внезапного стресса, в различных экстремальных ситуациях. К измененным относится также состояние участников массовых скоплений людей, охваченных общим порывом (зрителей, болельщиков…) В особом состоянии сознания находится артист, выходящий на сцену, и спортсмен, выходящий на старт. В измененном состоянии может оказываться человек и в моменты отдыха на лоне природы, в моменты обездвиженного слияния с ней - погружаясь ли в пляжный песок под жгучими солнечными лучами или застыв с удочкой в руках и всматриваясь в пляшущий на волнах поплавок до появления ряби в глазах…
Помимо “стихийных”, также хорошо известны и искусственно созданные измененные состояния сознания, возникновение которых происходит благодаря целенаправленному внешнему воздействию. Примеры полезных состояний такого рода дает нам психотерапия. Это целительные терапевтические трансы (не обязательно гипноз!), создаваемые с помощью психотерапевта, либо с помощью специальных приборов (биологической обратной связи, ритмической светозвуковой или электромагнитной стимуляции).
К сожалению, широко известны и негативные искусственные измененные состояния сознания, вызываемые приемом психоактивных веществ, будь то алкоголь или наркотики. Сами состояния бывают для человека привлекательны - не случайно он попадает в зависимость от них, когда его влечет испытать опьянение или “улет” вновь и вновь. Но, увы, цена таких состояний непропорционально велика, ведь расплачиваться приходится за счет поистине непоправимых потерь, невосполнимо теряя и собственное здоровье, и уважение окружающих. А благодаря пагубной и неразумной “моде”, окружающей психоактивные вещества ореолом таинственности (от хиппи 60-х годов до Кастанеды), негативный шлейф, сотканный из слухов и недоразумений, тянется и за самим понятием измененных состояний сознания.
И наконец, главное, что нужно сказать: в нервной системе человека заложена жизненно важная потребность в естественных, природных, стихийно возникающих измененных состояниях сознания. Они поистине столь же незаменимы для нашего для его душевного здоровья, как витамины и другие незаменимые питательные вещества - для здоровья физического. В то же время образ жизни современного, так называемого техногенного общества лишает человека этих незаменимых состояний, мешает ему их испытывать естественным образом. Именно так проявляется уже упомянутое несоответствие природного устройства нашего организма и нынешнего образа жизни. И именно этот дефицит природных измененных состояний сознания и лежит в основе распространенных психологических проблем нашего времени. Потому-то нередко люди и пытаются этот дефицит восполнить с помощью суррогатных способов, ведущих к духовной деградации. Перечень их известен - алкоголь и наркотики, “безудержный” секс и насилие… Либо расплачиваются дефицитом удовлетворенности своей жизнью, неврозами и депрессией, одиночеством и самоизоляцией.
Выходом из тупика духовного кризиса является восполнение дефицита спонтанных, “самопроизвольных” измененных состояний сознания естественными же, но специально созданными. Нужно лишь научиться управлять этими состояниями, вызывать их по собственному желанию. Примерами таких измененных состояний сознания, достигаемых человеком самостоятельно и целенаправленно, являются состояния, возникающие при медитации, различных формах релаксации, при холотропном дыхании по С.Грофу. Именно на обучение этому и направлены современные методы психологической самопомощи (self-help), особенно ведущий из них - метод Ретри (расшифровывается как “релаксация, регрессия, реконструкция”). Для того, чтобы овладеть соответствующими целительными навыками, нужно, во-первых, ближе познакомиться с измененными состояниями сознания во всех их многообразных проявлениях, и во-вторых, главный механизм их возникновения.
Итак, как же проявляется измененное состояние сознания? На самом деле, это не только и не столько состояние, сколько процесс, который развивается поэтапно. На каждом из закономерно сменяющих друг друга этапов данного процесса, которые можно представить как ступени восхождения к более высокому состоянию, изменяются отдельные характеристики сознания:
1. Изменяется ощущение тела. Появляются ощущения, связанные с расслаблением. Вначале это чувство тяжести и тепла, нередко приводящее к появлению ощущений “энергетических потоков”, а затем сменяемое ощущениями легкости, невесомости, мягкой “бестелесности” (вспомним одного из героев гениального романа Булгакова “Мастер и Маргарита”, почувствовавшего, как его тело вдруг разом “лишилось костей”). Происходит “размывание” границ тела вплоть до его полного “растворения” (как выражаются энтузиасты мистического опыта, “выхода в астрал”). Привычный образ тела изменяется, причудливо искажаются его мысленные пропорции.
2. Изменяется внутреннее, психологическое время. Обычно оно “сжимается”, и когда во внутреннем представлении протекают минуты, во времени внешнем могут проходить часы. Иногда же, наоборот, внутреннее время безразмерно растягивается, когда за считанные секунды человек может пережить заново всю свою жизнь.
3. Изменяется внутреннее представление пространства и представление человека о собственном местонахождении в нем. Пространство как бы пульсирует, то сжимаясь до границ собственного “Я” (“мое “Я” - центр Вселенной”), то расширяясь (“мое “Я” - песчинка в океане беспредельности”), то становясь “жестким”, то “переливчато-текучим”, то плоским, то бездонно глубоким, то простым, то непредсказуемо сложным, как будто бы в нем появляется пресловутое четвертое измерение.
4. Изменяется восприятие собственной личности. В течение предыдущих шагов восхождения по воображаемой лестнице изменения сознания человек прошел последовательно ступени выхода из границ тела, затем из границ времени и пространства. Поднимаясь же на четвертую ступень, он наконец выходит за границы собственного “Я”. Не случайно образ лестницы, восходящей в небеса, встречается во многих религиозных текстах (упомянем известную “лестницу Иакова”). Ведь когда границы “Я” расширяются, это сопровождается ощущением принадлежности или причастности к чему-то более высшему, чем собственное существование, переживанием чувства единства с миром вне времени и пространства (мистический союз - unio mystica).
Еще выдающийся психоаналитик В.Райх обнаружил, что подобное состояние, возникающее у пациентов в процессе психотерапии, тесно связано с переживаниями раннего детства: “Взволнованные и потрясенные, они рассказывают о том, как, будучи маленькими детьми, ощущали себя единым целым с миром, со всем, что их окружало, как чувствовали себя “живыми” и как в конце концов это было уничтожено и сломано воспитанием. В расщеплении единства телесного ощущения… и в постоянном стремлении заново обрести контакт с самим собой и миром лежат… корни всех религий.” Впоследствии известнейший психотерапевт современности С.Гроф еще больше раздвинул границы психологического “возврата в детство”, включив в них самый ранний опыт человека, пережитый им еще до рождения.
Современная же психофизиология шагнула еще дальше, показав, что находясь в измененном состоянии сознания, человек действительно возвращается в собственное детство - не только мысленно, но и физически, телесно. Это означает, что его мозг временно переключается в состояние, характерное для ребенка раннего возраста. И этот “сдвиг” можно наблюдать с помощью приборов, регистрирующих электрическую активность мозга. Подобные состояния, возникающие во время психотерапевтических процедур, были описаны автором данной статьи совместно с психологом Л.С.Белогородским (1997-1998 гг.). Аналогичные состояния, возникающие во время молитвы у глубоко верующих людей, были обнаружены петербургскими учеными профессором В.Б. Слезиным и И.Я. Рыбиной (1999).
Подчеркнем, что упомянутый переход в “детское” состояние нервной системы соответствует не только возврату в “индивидуальное” детство, но также и в общее, эволюционное “детство” всего человечества и соответствует первобытно-племенному, или, по выражению профессора В.В.Козлова, “изначальному” состоянию человеческого сознания. Тем самым “возврат в детство” через измененные состояния сознания оказывается одновременно возвратом человека к природе, к своему первоначальному естеству. Именно потому он и оказывается поистине целительным как для избавления от внутренних комплексов и прочих “пережитков детства”, так и для переделки “ошибочных” рефлексов, обуздания диких саморазрушительных инстинктов и избавления от иных проблем…
Previous post Next post
Up