re3

Если мода на детей совсем... или почти всем

May 10, 2013 11:17

Обсуждали мы с вами такое явление, как чайлд-фри, то бишь сознательный (как этим людям кажется) отказ от деторождения ( 1, 2)
Продолжением стала моя статья в майском номере журнала Наша психология

фрагмент из статьи Свободны от будущего
МС

Однажды Хемингуэй поспорил, что напишет рассказ, состоящий всего из шести слов, способный растрогать любого читателя. Он выиграл спор, оцените мастера: «Продаются детские ботиночки. Неношеные».

В нашем обществе появились люди, которые не хотят детей принципиально.
В Интернете так называемые child-freе заметны. Люди, которые выбирают добровольную бездетность, кучкуются в сообщества и обсуждают «сопливых топающих» двухлетних соседей и «бестолковых клуш с круглыми животами»… Недавно одно из таких сообществ в социальной сети закрыли по предписанию прокуратуры. Это связано с «желанием общества защититься».

Начало века в развитых странах ознаменовалось кризисом семьи как социального института и связанным с ним ростом популярности неформальных общественных движений - сторонников отказа от семьи, то есть убежденных одиночек (синглтонов, или family-free) и сторонников отказа от деторождения - чайлд-фри (child-free). В нашей стране эти социокультурные процессы стали заметны, когда выросли и вошли в самостоятельную, взрослую жизнь представители поколения «жесть» - дети, рожденные в перестроечные и послеперестроечные годы. Корни этих явлений связаны с инфантилизацией общества - как гласит народная мудрость, у детей не бывает детей.
Люди, добровольно выбирающие бессемейность и бездетность, еще не избавились от собственного детства и со свойственным ребенку эгоцентризмом предпочитают «жить для себя», не обременяя себя ответственностью за других. Сами они пытаются это отрицать, выворачивая наизнанку общепринятую мораль.

1. Первое, самое частое обоснование чайлд-фри своей жизненной позиции в том, что «я живу в свое удовольствие» и «я никому ничего не должен». Ни пожилым родителям, которые переживают из-за отсутствия внуков, - «я ведь и себя самого не просил рожать». Ни обществу - «я ведь работаю, с моей зарплаты платятся налоги, и больше государству я ничего не должен».

2. Часто чайлд-фри, объясняя свою позицию, ссылаются на героя фильма Бергмана «Земляничная поляна» вперемешку с цитатами Ницше о том, что жизнь есть страдание. Заводить детей - значит обрекать их на страдание. Такие мысли характерны для людей, страдающих от депрессии либо серьезных личностных расстройств. Когда наступает исцеление души, подобные идеи уходят.

3. Некоторые чайлд-фри не смогли освободиться от «шлейфа» детских психологических травм, и бездетность выполняет функцию психологической защиты. «Не буду заводить ребенка, чтобы не вспоминать о собственном трудном детстве». «Не буду - назло своим родителям». Хотя именно собственное родительство и есть шанс «перерасти» детские проблемы.

4. «Я просто не люблю детей». Бывает. Но если человек действительно не испытывает теплых чувств к детям, значит у него что-то не в порядке с базовыми инстинктами.

5. Как известно, чтобы поддержать себя в иллюзорном (невротическом) убеждении, человеку нужно убедить в его истинности кого-нибудь еще либо спрятаться за ширмой групповщины: «Мы все так считаем».
Проблемы общества усугубляет не движение чайлд-фри само по себе, а его радикальная часть, «воинствующая бездетность». С одной стороны, отказ от детей - собственный выбор человека, с другой, когда человек начинает пропагандировать свой «особый» образ жизни и навязывать его другим, явление становится социальным. Подростки весьма восприимчивы к житейской «протестной» идеологии. Это совпадает с возрастной тенденцией, протестом против родителей, стремлением жить иначе, чем они.

Естественно, общество видит в этом угрозу своему будущему и начинает защищаться: в отношении гомосексуализма - запрет пропаганды среди несовершеннолетних, в отношении чайлд-фри - закрытие их сообществ в некоторых социальных сетях.

А как вы к сему явлению современной жизни относитесь?
Previous post Next post
Up