Ввиду увеличившейся актуальности вопроса, решил поработать на общественность и составить некий инструктаж для студентов, преимущественно магистрантов, которые хотят уехать учиться по обмену (или без обмена). Cразу уточню - речь идет о поездке сроком до полугода.
Перед тем, как куда-то ехать и собирать необходимые документы, нужно сделать следующее:
1. Разработать проект визита. Если вы едете туда учиться, то нужно хотя бы примерно знать, что вы будете там учить. Если же целью поездки является экспериментальная работа, то нужно точно знать к кому вы едете, зачем вы едете и обязательно навести личные контакты, хотя бы через руководителя.
2. Разобраться с жильем. Разобраться значит разработать механизм получения жилья. Если в числе программ поездки числится Erasmus, то будет достаточно одного заявления вместе с дежурным пакетом документов, Erasmus гарантирует жилье студентам по обмену. Если же сама программа жилья не гарантирует, то на официальном сайте или форуме университета почти всегда можно найти соответствующую информацию. В некоторых городах, например в Уппсале, найти жилье самому не так-то просто.
3. Решить, по какой программе/программам вы едете. От этого зависит, главным образом, бюджет поездки, но есть и еще ряд нюансов у каждой программы.
После того, как первые шаги сделаны, стоит задуматься, а нужен ли вам Erasmus. При наличии более денежных программ его необходимость кажется сомнительной, однако помимо денег Erasmus дает следующее:
а) статус студента по обмену, что освобождает вас от любых плат за учебу;
б) гарантированное жилье;
в) гарантированную возможность перенести предметы в родной университет.
В моем случае (Уппсальский университет) первые два пункта оказались критичными и спустя три недели после срока подачи документов выянислось, что без Erasmus я никуда не поеду, так как одна только плата за "учебу" превышала 30000 эстонских рублей. В случае Erasmus можно и опоздать с подачей документов, если вы скажете, что подаете "по блату" и назовете фамилию человека этот "блат" обеспечивающего. Да, и по Erasmus можно поехать только в тот университет, с кем у вашего института/факультета заключен договор о партнерстве.
Если без Erasmus никуда, то в случае Тартуского Университета идем
сюда и читаем, какой перечень документов нужно собрать. Документов там немного, и отличительной их особенностью являются то, что при заполнении можно не сильно заботиться о корректности и красоте оформления - в случае Erasmusa проверка документов является формальностью. Тех, кого пугает требование о владении языком, могу успокоить - катит какая угодно справка или гарантийное письмо руководителя (в моем случае это делалось именно так). Еще заслуживает внимания учебный договор - в нем вы формально должны прописать курсы, которые будете проходить. Если вы едете туда учиться, то найти что-нибудь в мануале для иностранцев не составит труда. Если же вы хотите поработать в лаборатории, то подходящих курсов может там и не быть. В этом случае нужно оповестить своего потенциального руководителя и попросить его решить проблему на месте. Я в учебном договоре написал просто "project work" и из Швеции договор пришел аж с двумя альтернативными вариантами курсов. Причем конечный вариант выбрали уже на месте.
После того, как с документыми и учебным договором разобрались, вам наверняка предложат заключить договор на стипендию. И вот тут стоит призадуматься, сможете ли вы прожить на 420 евро в месяц. Я бы вот не смог однозначно. Конечно, Erasmus-ом не возбраняется поиск дополнительных финансовых источников (некоторые университеты предлагают дополнительно свои стипендии для студентов по обмену), но дело это непростое и больше 600-700 евро в месяц насобирать вряд ли удастся. Поэтому советую обратить взор на две программы, курируемые Archimedes-ом:
Kristjan Jaak и
DoRa . Целевая аудитория обеих программ - магистранты и докторанты. Обе программы имеют примерно одинаковый пакет документов и одинаковый размер стипендий, примерно 800-1000 евро в месяц. Стоит, однако, учитывать, что обеими программами использование других стипендий (например, от Erasmus) запрещено. До недавнего времени (в том числе и в то время, когда ездил я) существовала только программа Kristjan Jaak. Kristjan Jaak не дает вам статуса студента, не гарантирует жилья и не гарантирует перенос предметов (хотя последнее почти всегда можно тем или иным образом организовать), зато точно не препятствует в выборе учебного заведения - вы можете поехать куда угодно на срок от 1 до 5 месяцев. Что и как гарантирует DoRa, я, если честно, не знаю. Вполне допускаю, что она дает статус студента по обмену, точно гарантирует перенос предметов, и сомневаюсь, что гарантирует жилье. Как и в случае с Erasmus, выбор университета лимитирован наличием партнерского договора. Если вам точно подходит только один Kristjaan Jaak, или только одна Dora, то об Erasmus-е можно забыть, будет меньше возни с документами. Если без Erasmus все же никак, то советую не заключать сразу договор на стипендию, а попробовать получить деньги от Archimedes.
Для получение денег по Kristjan Jaak и DoRa примерно одинаковый пакет требуемых документов и примерно одинаковые сроки их подачи. Если вдруг выяснится, что денег вам не дали, то у вас должно остаться достаточно времени, чтобы заключить договор на стипендию от Erasmus. Это время - две-три недели до начала поездки, когда уже известны результаты конкурсов на Kristjan Jaak и Dora. Документы на Kristjan Jaak подаются в Archimedes, на DoRa - в родной университет. Можно подать сразу на обе программы - если выиграете оба конкурса, то получите что-то одно. В случае Kristjan Jaak конкуренция происходит на общей основе, вне зависимости от места обучения кандидатов. Программа Dora выделяет квоты (на количество стипендий и их общую сумму) каждому университету, поэтому о наличии средств нужно узнавать у своих координаторов. Если на сайте факультета/института написано, что денег на DoRa больше нет, то не обязательно этому верить, нужно проверять.
В отличие от Erasmus комиссия по другим двум программам рассматривает документы самым серьезным образом. Среди всех документов заслуживают особого внимания два - мотивационное письмо и мнение руководителя. В первом нужно красиво описать свой проект и побольше конкретики в плане потенциальных результатов. Вообще, лучше побольше конкретики, дураков в комиссии нет. В письме руководителя последний должен слегка разрекламировать вас и обязательно разрекламировать проект. Если руководитель теме проекта уделит в своем письме каких-нибудь пару строк, то получить деньги может быть затруднительно. И ему обязательно нужно отметить, что описываемый проект даст вам в плане профессионального роста. Ведь, собственно, для этого деньги и выделяются. Таким образом, за две страницы текста можно получить до 100000 эстонских тугриков, что вполне неплохо.
После того, как документы поданы, примерно через месяц по электронной почте вас либо поздравят, либо напишут об "огромном числе потенциальных кандидатов и невозможности программы поощрить всех", во всяком случае, так было c Kristjan Jaak. В случае успеха вас ждут формальности - вам нужно будет заключить с Archimedes-ом договор и написать об этом представителям Erasmus-а, которые будут бомбить вас рассылками о том, что вы еще не заключили аналогичный договор с ними. Стоит отметить, что даже в те времена, когда DoRa была исключительно для докторантов, получить деньги по Kristjan Jaak при наличии стоящего проекта не было большой проблемой. Сейчас возможности для магистрантов увеличились еще более - общий семилетний бюждет программы Dora превышает полмиллиарда крон.
Какие документы представлять по окончании проекта, можно найти на приведенных выше сайтах. Стоит отметить, что Kristjan Jaak не конфликтует с Erasmus и в этой области, например, оригиналы билетов нужны только Archimedes, да и остальные документы для отчетности разные. Единственное - советую запастись сразу несколькими экземплярами "transcript of records", где у вас будут отмечены пройденные предметы, эти бумажки будут весьма востребованы.
Если вспомню что-то важное, то буду дополнять пост. Найти его в гуще остальных можно по специальному тэгу "exchange students".