Есть в женской слабости неведомая сила (Ирина Ильмукова)

May 05, 2014 04:05

Начало XXI века, названного футурологами "веком женщины", характеризуется активным освоением представительницами "слабого пола" различных сфер бизнеса. В настоящее время в большинстве стран мира женщины работают наравне с мужчинами, и все чаще и чаще занимают в компаниях руководящие посты. Почему это происходит?

Сегодня специалисты пришли к мнению, что в будущем бизнес должен стать более гибким и подвижным. Современные менеджеры должны не только направлять и контролировать своих работников, но и уметь внимательно слушать, мотивировать и поддерживать их. Огромные преимущества в реализации данного подхода имеют женщины, ведь они лояльнее, терпимее, больше ориентированы на людей, и поэтому им проще устанавливать контакты с другими работниками. Наиболее активно социологические исследования, посвященные занятости женщин, проводятся в США - это связано с тем, что в американских компаниях возрастает число женщин-управляющих высшего уровня. В настоящее время доля американских женщин среди руководителей предприятий составляет около 42%. Причем, если первое поколение женщин-управляющих принимало правила поведения, характерные для мужчин, то вторая волна "руководителей в юбках" предпочла выработать особый "женский стиль", и её представительницы достигают успехов благодаря особенностям поведения, считавшимся прежде женскими и недопустимыми для руководителей. "Прошли те времена, когда женщины преуспевали, научившись играть по правилам мужских игр. То, в чем сегодня нуждается бизнес, может дать именно женщина", - считает профессор менеджмента МакГилльского университета Генри Минцберг.

Но это в высокоиндустриальной Америке, а как дела обстоят в нашей стране? Ведь известно, что в нынешних условиях именно женщине труднее найти работу, тем более стать предпринимателем или руководителем. По данным социологических опросов, россиянки, как и американки, высоко оценивают возможность иметь высшее образование. Занятие низкоквалифицированным трудом, работа по рабочей или сельскохозяйственной специальности оценивается ими одинаково отрицательно. Однако стоит заметить, что в мотивации американских женщин на первый план выходит высокая зарплата, соответствующая уровню подготовки и образованию. Для россиянок в этом плане более свойственен акцент на самореализацию и повышение самооценки.

Перспективы посвятить свою жизнь семье, быть домохозяйкой или сделать профессиональную карьеру рассматриваются как возможные жизненные сценарии в обеих странах. Однако американские женщины либо ведут домашнее хозяйство, либо работают и тогда, как правило, имеют помощницу по хозяйству. При этом делают они и то, и другое по собственному выбору. Россиянки, как правило, вынуждены заниматься и профессиональной деятельностью, и вести домашнее хозяйство. Исследования, проведенные ИСИТО, показывают, что женщины тратят на работу по дому втрое больше времени, чем мужчины. Между тем российские женщины предпочитают работать: по данным опросов, только 7% работающих женщин не удовлетворены своим положением; среди неработающих женщин эта доля составляет 16%.

В отличие от мужчин, желающих сохранить профессиональный статус и достаточно заработать, у женщин ярче выражены трудовые ценности, позволяющие сочетать профессиональную и семейную занятость. Для женщин в большей степени, чем для мужчин, важны такие критерии в поиске работы, как близость работы к дому (25% женщин и 15% мужчин), приятная атмосфера в коллективе (39% и 28%), удобный режим работы (34% и 25% соответственно).

Решившись на построение карьеры, женщина в нашей стране вынуждена принимать правила игры этой сферы, в том числе и отсутствие деления времени на рабочее и свободное, ибо все время становится рабочим. В результате они вынуждены либо жертвовать семейной жизнью, либо пытаться строить семейную жизнь на принципах справедливого разделения обязанностей, что является большой удачей. И всё-таки, несмотря на трудности, в нашей стране женский менеджмент активно набирает силу. По оценкам специалистов Института социологии РАН, женщины-менеджеры возглавляют или входят в состав руководства около 20% российских фирм. Этот факт подтверждает, что женщины могут добиться успеха и в жизни, и в карьере, потому что они умны, приспособляемы, практичны, умеют эффективно трудиться. И закончить статью хотелось бы фразой известного писателя Марти Ларни: "Быть человеком - это много, но быть женщиной - еще больше".

Ирина Ильмукова

женщина, бизнес

Previous post Next post
Up