Манипуляция. Найти дистанцию с экраном

Jul 17, 2015 18:30

Найти дистанцию с экраном (Наталия Ким, Дарья Михеева)

Телевидение, интернет, видеоигры… В век продвинутых технологий на наших детей щедро льются потоки визуальных образов. Нам стоит помочь им с этим освоиться - устанавливая границы и помогая критически оценивать увиденное.

Основные идеи
  • Заразительность эмоций. Визуальные образы заражают эмоциями, делая зрителя подверженным любому внушению.
  • В отрыве от тела. Перед экраном зрение и слух «отключаются» от телесных ощущений, тело же накапливает нервное напряжение.
  • Скучать (иногда) полезно. ТВ и видеоигры не дают скучать, хотя это нужно ребенку для развития самостоятельного «Я».
Наши современники способны часами просиживать у экранов и мониторов, с удовольствием отдаваясь во власть виртуальной реальности. Культовый фильм «Матрица» - впечатляющая метафора власти, которую способны приобрести над нами потоки видеообразов. И тем не менее мы, взрослые, регулярно приникаем к экранам, а потом пугаемся того, насколько оказываемся зависимы от них. А как телевидение и компьютер влияют на наших детей? Не превращают ли их всевозможные спайдермены и киборги в агрессивных марионеток? «Здесь стоит вспомнить средневекового врача Парацельса, утверждавшего, что все есть яд и все есть лекарство и только мера определяет разницу, - говорит педагог-психолог Галина Кучерова. - Если компьютер и телевизор - неотъемлемая часть нашей повседневной жизни, нам стоит установить правильную дистанцию между ними и собой, чтобы сохранить способность контролировать свои эмоции, возможность критически мыслить и свободу выбирать - смотреть или не смотреть, как долго и что именно».

Чарующие видения

Визуальные образы представляют собой сильное средство воздействия на сознание, в том числе через эмоции, которыми легко заражаются зрители. Воспринимая информацию активно (например, при чтении), наш мозг генерирует электрические потенциалы с частотой 14-40 колебаний в секунду (так называемый бета-ритм), а при просмотре телевизора он переходит в медленный режим работы (альфа-ритм, 8-13 колебаний в секунду). Это признак того, что мы расслаблены, внимание не сфокусировано. «Подобный эффект возникает за счет резкого снижения активности левого полушария мозга, которое отвечает за аналитическую переработку информации и логическое мышление, - объясняет детский нейропсихолог Николай Воронин. - Так же как и во время гипнотического транса, человек некритично воспринимает информацию, впитывает ее, не обдумывая». Мозг ребенка гораздо больше подвержен непосредственному экранному воздействию, так как у детей «фильтрующие» информацию механизмы (и навыки) не успели сформироваться: ребенок впитывает все с экрана, как губка.

Обращенные в зрение и слух

Когда мы смотрим телевизор или играем в компьютерные игры, зрение и слух словно отделяются от прочих физических ощущений. При этом движения тела фактически сводятся на нет, а телесное напряжение незаметно накапливается. Ребенок за компьютером играет руками, мысленно проецируя себя на своего двойника, двигающегося на экране. Но при этом стоит помнить, что дети чему-либо обучаются только во время реальных физических действий и манипуляций. К тому же, завороженный возможностями своего «видеодвойника», играющий ребенок рискует оказаться не готовым принять особенности реального физического мира и преодолевать его ограничения. «Одиннадцатилетний мальчик рассказывал мне, что он не любит ходить пешком, потому что это вызывает у него болезненные ощущения, - говорит Клод Аллар (Claude Allard), детский психиатр и психоаналитик. - После обследования выяснилось, что ходьба казалась ему трудной и вызывала фрустрацию по сравнению с тем, как он мог перемещаться на экране». «В виртуальной реальности ребенок привык, что может бегать вверх ногами, разбиться в лепешку, а потом встать и побежать дальше, - для него невозможность подобных движений неочевидна, - подтверждает Николай Воронин. - У детей, проводящих перед монитором слишком много времени, может оказаться не сформирована зрительно-моторная координация: они двигаются, сшибая углы. Возникают проблемы и с аудио-моторной координацией - с тем, чтобы локализовать звук в пространстве, понять, откуда он идет».

Увлекаясь игрой, ребенок не может контролировать время, проведенное перед монитором. «У 73% детей даже непродолжительная работа за компьютером вызывает утомление, - рассказывает Галина Кучерова. - Беспокойство, рассеянность и усталость начинают проявляться уже на 14-й минуте».

Неподвижное времяпровождение может привести к развитию близорукости или набору избыточного веса. «Помимо этого при длительном воздействии электромагнитного излучения в организме могут произойти изменения, связанные с выделением гормона мелатонина, отвечающего за регуляцию сна, - добавляет Николай Воронин. - Ребенок может плохо засыпать, а днем ходить вялым и сонным».

Что делать родителям:

Разнообразьте виды деятельности. В наших силах ограничить пребывание ребенка у монитора или телевизора, чтобы он мог найти время для других видов деятельности, чередовать чтение и игры, занятия и спорт, прогулки и общение.

Размышляйте над понятиями «образ» и «реальность». Необходимо пересмотреть два распространенных убеждения, которые мы транслируем нашим детям: что визуальный образ идентичен реальному объекту и что этот образ все воспринимают одинаково (в то время как каждое восприятие - индивидуально). Для этого взрослым (вместе с детьми) стоит:
  • анализировать «техническую составляющую» того, что вы видите на экране (нажимайте паузу, чтобы рассмотреть образ, исследуйте раскадровку, обсуждайте сюжеты, посвященные созданию видеоэффектов в том или ином блокбастере...);
  • попробовать самим вместе с детьми создавать подобные образы при помощи фото, видеокамеры, мультимедийных программ;
  • чаще задаваться вопросом, возможно ли в реальности то, что вы видите на мониторе (вести машину со скоростью 200 км в час по узкой горной дороге и ни во что не врезаться);
  • обсуждать и сравнивать то, что каждый из вас увидел, после просмотра одного и того же фильма, репортажа и т.д.
Говорите о переживаемых эмоциях. Визуальные образы полезны для нашей психики, если мы можем выразить словами то, что они заставляют нас почувствовать. Интересуйтесь тем, что видят дети, не критикуя, просите их обобщить и выразить (через слова, рисунки, игры) то, что они увидели, и будьте готовы сами пояснить, что вы чувствуете и думаете о том, что только что вместе просмотрели. Эта «работа» необходима, если визуальные образы очень влияют на нас и производят сильное впечатление на наших детей.

психология, дети

Previous post Next post
Up