Треугольник Карпмана: как не попасть в управленческие ловушки

Oct 05, 2016 12:47

Наврали с три короба, а делать все нам самим приходится. Обещали все под ключ и за полтора месяца. Уже третий месяц пошел.

Услышав знакомые нотки роли Жертвы «бедный я бедный» от знакомого собственника компании, я расспросила его, в чем дело.

Оказывается ему срочно нужно было сделать сайт, нашли подрядчика, который пообещал, что через полтора месяца все будет готово. Я, рассказывает собственник, радостно выдохнул, т.к. времени на эту задачу у меня не было. Мы подписали договор и тут началось. Подрядчик стал перекладывать свою работу на меня! Когда я стала выяснять, что мой собеседник подразумевает «перекладывать свою работу на меня», то оказалось, что подрядчик до подписания договора не упомянул, как будет проходить работа и какой объем работ должен сделать подрядчик.

В конце рассказа роль Жертвы органично сменилась ролью Преследователя: «Ну ничего, они у меня еще попляшут, - закончил он свой рассказ на повышенных тонах, - я всем своим знакомым и клиентам расскажу про этих подрядчиков, пусть все знают, какие они специалисты!»

Я улыбнулась про себя, поскольку он только что попал в управленческую ловушку под названием Драматический треугольник Карпмана. И сам того не понимая, он начал отыгрывать заданную роль согласно типовому сценарию.

Участвовать в треугольнике может сколько угодно людей, а вот ролей всего три:

1) Преследователь/Агрессор
2) Жертва
3) Спасатель.

В верхней части треугольника роли, где люди чувствуют свое превосходство. Жертва всегда внизу. При этом если вы в роли Жертвы, то можете разозлиться и встать на место Преследователя. А Преследователь почувствует себя виноватым и перейдет в роль Спасателя.

"Треугольник"

Представьте себе такую ситуацию. Директор (Преследователь) просит секретаря (Жертву) принести кофе. Когда она приносит, он выражает недовольство вкусом. Затем дает задание подготовить документы, результат тоже критикуется. И когда доведенный секретарь начинает плакать - Директор начинает ее утешать и переходит в роль Спасателя. А когда секретарь начинает его упрекать, какой он черствый и бездушный (она становится Преследователем), а он, оправдываясь, - жертвой. Еще и премию ей выпишет…

Недавно была статья Андрея Рябых «Управление обезьянами или как перестать делать работу своих сотрудников» - это как один из примеров управленческой ловушки описываемой треугольником Карпмана: сначала «Спасатель-Жертва» (директор берет задачу сотрудника) и потом «Преследователь-Жерва» (сотрудник, контролирующий директора).

Т.к. роли бессознательные, то обычно треугольник не признается и не ощущается участниками, а также позволяет наполнить жизнь ложными эмоциями и «яркими» событиями. Дополнительный бонус заключается в том, что сценарии поведения отработаны годами и не нужно размышлять о своем поведении.

Я привела примеры рабочего порядка, однако эта игра используется во всех сферах жизни. Например, взаимоотношения мужа, жены и свекрови. Догадываетесь, у кого какие роли?

Приманки

«Я просто обязан помочь!»
«Я должен оказать ему помощь!»
«Что подумают сотрудники, если я ему не помогу?»
«Я очень возмущен!»
«Важно восстановить справедливость»
«Эта тупица меня раздражает»
«Здесь ко мне несправедливы»
«Он/она меня не любит»
«Бедный я бедный»
«Шире вселенной горе мое! Ой-е!!!»

Как только вы слышите внутри себя эти фразы - знайте, это приманки, которые тащат вас в Треугольник Карпмана.
И как только вы в него попадете - станете заложником ролей, которые будете отыгрывать.

Роль Жертва

В какой-то степени это ключевая роль в треугольнике.
Жертва страдает, так как ее используют Преследователь и Спасатель.
Но не редко Жертва сама провоцирует их, а потом просит компенсации за проявленное к ней «неуважение».

«Ты же обещал, что если я предложу это решение, то получу повышение!» - в ярости говорит Жертва Преследователю. После это роли меняются, и бывший Преследователь начинает извиняться и берет ответственность Жертвы на себя.

Жертва застряла в ложном чувстве, что все ее хотят унизить, обидеть, использовать.
Жалости к себе и в пассивно-агрессивном поведении.
При этом Жертва легко переходит в роль Преследователя или Спасателя (помните, это когда начинаете кого-то спасать)

Роль Преследователь

Основные черты Преследователя: агрессивность, жесткий контроль, уверенность в собственной правоте, кайф от чувства превосходства, верит, что другие заслуживают наказания.

Поведение Жертвы Преследователя не только раздражает, но и толкает получить моральное удовлетворение от подавления. «Ты совсем тупой? Я же сказал заполнить 10 анкет. Не судьба еще 3 анкеты наковырять?!» - кричит начальник на подчиненного.

Преследователь с рвением ищет и находит причины, чтобы сделать других неправыми и «козлами отпущения».

Роль Спасатель

Это Д’Артаньян среди не очень хороших людей. Спасатель осуждает и Жертву и Преследователя, дает им ценные советы и сердится, когда не делают то, что он сказал.

Заниматься собой Спасителю не интересно. Куда выгоднее спасать других, чтобы почувствовать свою важность. Спасателем любит манипулировать Жертва: «Я к тебе как к другу пришел, а ты мне ничего внятного посоветовать не можешь!»

Если Спасатель не помог в решении чужих проблем, его начинает мучить сильное чувство вины.
Как выйти из Треугольника?
Если кратко - выход всегда там же, где и вход.

А по шагам:
1. Осознать, что сейчас вы внутри Треугольника в конкретной роли (как бы это неприятно не было)
2. Понять, какую выгоду Вы получаете, играя эту роль. Найти другие источники получения этой выгоды
3. Принять твердое решение и перестать играть выбранную роль
3. Взять на себя ответственность за свой выбор, решения и развитие ситуации
4. Насильно не выводить остальных из игры. Дайте им возможность отыграть свои роли. Иначе перейдете в роль Спасателя.

Рекомендации для Жертвы:

Все, что с тобой происходит - это твоя заслуга. Никто не виноват
Ответь себе на вопрос, в чем выгода такого поведения
Останавливай манипуляцию спокойным голосом
Перестань жаловаться. Начни мыслить позитивно
Прими ответственность за свою жизнь

Рекомендации для Преследователя:

Признай, что у каждого есть право говорить и делать, что он хочет
Научись справляться с агрессией, а не подавлять ее. Если почувствовал гнев, спроси себя, что меня так раздражает? Как я могу изменить свое отношение?
Признай, что у тебя тоже есть отрицательные черты и слабости
Осознай, что за свои неудачи ты отвечаешь сам

Рекомендации для Спасателя:

Прекрати всем давать советы, особенно если не просят
Уделяй больше времени и внимания себе, а не решению чужих вопросов
Не думай, что умнее других. Другие могут учиться на своих ошибках
Если не можешь отказать, то не предлагай ничего конкретного, чтобы другой мог сам выбрать. Или просто поддержи человека: «Я в тебя верю. У тебя все получится!»
Не жди благодарности за помощь

Важно помнить, что Треугольник Карпмана - это только модель. И как всякая модель, она описывает реальность только приблизительно.

Впервые эта модель была описана Стивеном Карпманом (Stephen Karpman) в 1968 году в его статье «Fairy Tales and Script Drama Analysis»

психология

Previous post Next post
Up