Jul 14, 2011 23:57
ЧУТКОСТЬ
- Как мне достичь единения с Творцом?
- Просто слушай.
- Как я должен слушать?
- Прислушивайся ко всему вокруг, внимай каждому шороху Вселенной. Но как только услышишь, что говоришь ты сам, замолчи.
ГЛУБИНА
Мастер сказал бизнесмену:
- Как рыба гибнет на берегу, так и ты гибнешь в мирской суете. Рыбе нужно вернуться к воде, а тебе - к уединению.
Бизнесмен ужаснулся:
- Мне что же - бросить свой бизнес и уйти в монастырь?
- Нет-нет. Продолжай заниматься бизнесом и войди в свое сердце.
БОЖИЙ ДАР
- Каким праведным трудом я мог бы заслужить милость Божью? - спросил еврей.
- Откуда мне знать? - ответил Мастер. - В твоей Библии говорится, что Авраам ежедневно проявлял радушие и Бог был с ним. Илия молился, и Бог был с ним. Давид правил царством, и Бог был с ним.
- Можно ли как-нибудь узнать, что за работа пред назначена мне?
- Можно. Спроси, что милее всего твоему сердцу, - и делай то, что оно велит.
ИЛЛЮЗИЯ
- Как достичь Жизни Вечной?
- Наша жизнь и есть Жизнь Вечная. Пребывай в настоящем.
- Но разве я сейчас не в настоящем?
- Нет.
- Почему нет?
- Потому что ты не освободился от прошлого.
- Зачем же мне отказываться от прошлого? Там не все так плохо.
- Прошлое нужно отбросить не потому, что оно плохое, а потому, что оно мертвое.
НЕВЕЖЕСТВО
Ученик Мастера был одаренным юношей. Отовсюду к нему за советом приезжали ученые, которые восхищались его познаниями.
Когда правителю понадобился мудрый совет, он отправился к Мастеру.
- Говорят, этот юнец очень много знает. Верно ли это?
- По правде говоря, - сказал Мастер иронически,- парень читает так много, что я и представить не могу, откуда у него может взяться время на то, чтобы что-то знать.
ОБЛЕГЧЕНИЕ
Мастер считал, что не бывает плохих слов: все зависит от ситуации. Узнав, что один из его учеников непристойно бранится, он заметил:
- Иногда сквернословие приносит облегчение, какого не может дать молитва.
СПЛЕТНИ
Ученик признался Мастеру в том, что у него есть дурная привычка повторять сплетни. Мастер с усмешкой ответил:
- Повторять - не такой уж большой грех; главное - ничего не добавлять от себя.
ТЮРЬМА
- Ты очень гордишься своим интеллектом, - сказал Мастер ученику. - Этим ты напоминаешь мне заключенного, который гордится тем, что у него большая камера.
СУДЬБА
Одна женщина жаловалась Мастеру на судьбу.
- Ты сама за нее в ответе, - сказал Учитель.
- Но разве отвечаю я за то, что родилась женщиной?
- Быть женщиной - это не судьба. Это твое предназначение. А твоя судьба зависит от того, как ты им распорядишься.
ПРЕОБРАЖЕНИЕ
Ученику, который постоянно всех критиковал, Мастер сказал:
- Если ищешь совершенства, стремись изменить себя, а не других. Проще самому надеть сандалии, чем покрывать ковром всю землю.
УЧЕНИЧЕСТВО
Один посетитель просил Мастера взять его к себе в ученики, на что Мастер ответил:
- Можешь жить у меня, только не становись моим последователем.
- За кем же мне тогда следовать?
- Ни за кем. Когда за кем-то следуешь, сбиваешься с истинного Пути.
СЛЕПОТА
- Могу ли я стать твоим учеником?
- Ты и есть ученик, потому что глаза твои закрыты. Когда однажды откроешь их, то увидишь, что учить тебя нечему - ни мне, ни кому-либо другому.
- Зачем тогда нужен Мастер?
- Чтобы ты смог убедиться в том, что он не нужен.
УКРЫТИЕ
Мастер стал легендой еще при жизни. Рассказывали, что сам Бог однажды просил у него совета:
- Я хочу поиграть с людьми в прятки. Я спросил у своих ангелов, где лучше всего спрятаться. Мне предлагали разные места: в глубине океана, на вершине самой высокой горы, на обратной стороне луны и на далекой звезде. А что бы посоветовал ты?
Мастер ответил:
- Спрячься в сердце человека - вот уж куда он и не подумает заглянуть!
ВОЗВРАЩЕНИЕ ДОМОЙ
- Существуют три уровня развития, - сказал Мастер, - физический, духовный и божественный.
- Что такое физический уровень? - нетерпеливо спросили ученики.
- На этом уровне смотришь на деревья - и видишь деревья, смотришь на горы - и видишь горы.
- А духовный?
- На втором уровне видишь суть вещей - деревья перестают быть деревьями, горы перестают быть горами.
- А божественный?
- А, это и есть Просветление, - хмыкнул Мастер. - Деревья снова становятся деревьями, а горы - горами.
ПРИБЫТИЕ И ЦЕЛЬ
- Труден ли путь к просветлению?
- Он и не труден, и не легок.
- Почему?
- Потому что нет никакого пути.
- Как же тогда дойти до цели?
- Не нужно никуда идти. Это путь без расстояния. Перестань идти, и ты достигнешь цели.
На следующий день Мастер добавил:
- Но, увы, идти легче, чем остановиться. Ученики просили объяснить.
- Пока вы идете к цели, вы парите в мечтах. А остановившись, пребываете в настоящем.
- Как же измениться, не имея ни мечты, ни цели? - спросили озадаченные ученики.
- Истинная перемена не происходит по заказу. Пребывайте в настоящем - и она произойдет.
ТРЕЗВОСТЬ
- Где мне найти Бога?
- Он прямо перед тобой.
- Но почему я не могу увидеть Его?
- А почему пьяница не может увидеть свой дом?
Позже Мастер добавил:
- Разберись, от чего ты пьянеешь. Чтобы видеть, нужно быть трезвым.
ПРОЕКЦИЯ
- Почему здесь все счастливы, кроме меня?
Потому что они научились во всем видеть благодать и красоту, - ответил Мастер.
- А почему я не вижу эту благодать и красоту?
- Потому что нельзя увидеть снаружи то, чего не видишь внутри.
УХОД
- Как помочь миру?
- Пойми его, - сказал Мастер.
- А как понять мир?
- Отвернись от него.
- Как же тогда служить людям?
- Пойми себя.
ОБУЧЕНИЕ
- Я хочу учиться. Возьмешь меня в ученики?
- Не думаю, что ты умеешь учиться, - ответил Мастер.
- А ты научишь меня, как учиться?
- А ты научишься позволять себе учиться?
Сбитым с толку ученикам Мастер позже объяснил:
- Учитель учит только тогда, когда ученик постигает. А постижение возможно лишь тогда, когда ученик позволяет себе принять обучение.
РЕВОЛЮЦИЯ
В монастыре существовал определенный свод правил. Однако Мастер всегда выступал против тирании закона.
- Послушание поддерживает традиции, - говорил он. - Любовь знает, когда их можно нарушить.
САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ
Один ученик приставал к Мастеру с бесконечными вопросами.
Мастер сказал ему:
- В твоем сердце ответы на все твои вопросы, и только ты знаешь, как найти их.
На следующий день он добавил:
- Твой путь к Истине не может быть освещен кем-то другим. Ты хочешь взять взаймы мой фонарь. Я же хочу научить тебя, как сделать свой собственный.
ШОРЫ
- Сделав меня своим верховным авторитетом, - заметил Мастер восторженному ученику, - ты вредишь себе, поскольку не желаешь смотреть на мир собственными глазами.
Выдержав паузу, Мастер мягко добавил:
- Ты вредишь и мне, поскольку не желаешь видеть меня таким, каков я есть.
ПРИЯТИЕ
- Как стать великим человеком - таким, как ты, Мастер?
- Зачем обязательно становиться великим? Быть человеком - уже великое достижение.
ВИНА
Мастер учил, что вина в любом проявлении - пагубное чувство, которого нужно избегать, как самого дьявола.
- Но разве мы не должны ненавидеть свои грехи? - спросил ученик.
- Если ты чувствуешь свою вину, то ненавидишь не свой грех, а себя самого.
НЕСООТВЕТСТВИЕ
В тот день, как нарочно, каждый посетитель спрашивал только об одном: что будет после смерти.
Мастер только смеялся и ничего не отвечал.
После ученики спросили, почему он все время уклонялся от ответа.
- Вы замечали, что загробной жизнью интересуются именно те, кто не знает, что делать с этой? Им нужна еще одна жизнь, которая длилась бы вечно, - ответил Мастер.
- И все-таки - есть жизнь после смерти или нет? - упорствовал один из учеников.
- Есть ли жизнь до смерти - вот в чем вопрос, - загадочно ответил Мастер.
ВЫЗОВ
Один ленивый ученик пожаловался, что ему ни разу не удалось испытать то состояние тишины, о котором так часто говорил Учитель.
- Тишина приходит лишь к деятельным и энергичным, - ответил Мастер.
ВЛАСТЬ ЧУЖОГО МНЕНИЯ
Одному робкому ученику, который хотел развить в себе уверенность, Мастер сказал:
- Ты хочешь выглядеть уверенным в глазах других и думаешь, будто это и есть истинная уверенность.
- Так что же, не стоит придавать значения мнению окружающих?
- Совсем наоборот. Тщательно взвешивай все, что о тебе говорят, но не позволяй чьему-либо мнению владеть тобой.
- А как освободиться от власти чьего-либо мнения?
- А как освободиться от заблуждения?
ИЗБАВЛЕНИЕ
- Как избавиться от страха?
- А как избавиться от того, за что цепляешься?
- Ты хочешь сказать, что на самом деле я цепляюсь за свои страхи? Не могу с этим согласиться.
- Подумай, от чего твой страх "помогает" тебе спастись, - и ты согласишься со мной. И увидишь, что сам себя водил за нос.
СПАСЕНИЕ
- Как достигают спасения - действием или медитацией?
- Ни тем, ни другим. Спасение - в умении видеть.
- Видеть что?
- Что золотое ожерелье, о котором ты мечтаешь, висит у тебя на шее. Что змея, которой ты так боишься, - всего лишь веревка на земле.
ПРОБУЖДЕНИЕ
Мастер был в хорошем расположении духа, и ученики решились его спросить:
- Скажи, что дало тебе Просветление? Раскрылось ли в тебе Божественное?
- Нет.
- Стал ли ты святым?
- Нет.
- Кем же тогда ты стал?
- Пробужденным.
РАКУРС
Мастер, казалось, просто излучал веселье. Ученики полюбопытствовали, знакомо ли ему уныние.
-знакомо
Те продолжали допытываться: а правда ли, что он пребывает в постоянном блаженстве?
- правда
Им не терпелось узнать, в чем секрет.
- Секрет в том, - ответил Мастер, - что хорошо человеку или плохо - решает он сам.
ИЗГНАНИЕ
Мастера выдворили из страны: его учение вызвало неодобрение властей.
Ученики поинтересовались, тоскует ли он по родине. Мастер ответил:
- Нет.
- Но ведь человеку свойственно скучать по родному дому?
- Стоит обнаружить, что твой дом - Вселенная, - и уже никогда не будешь себя чувствовать изгнанником.
ИЗМЕНЕНИЯ
К Мастеру пришел ученый-историк. Ему хотелось поспорить.
- Разве своими усилиями мы не влияем на ход истории? - спросил он.
- Конечно, влияем, - ответил Мастер.
- А разве своим трудом мы не изменили весь мир?
- Безусловно, изменили.
- Почему тогда ты учишь, что усилия человека ничего не стоят?
- Потому что когда ветра больше нет, листья все равно будут падать.
ПОСТИЖЕНИЕ
Старый Мастер занемог. Ученики умоляли его не умирать.
- Если я не уйду, как вы сможете увидеть? - молвил он.
- Чего же мы не видим, когда ты с нами? Учитель не ответил.
Когда смерть была уже близка, ученики вновь спросили:
- Что мы увидим, когда тебя не станет?
- Всю свою жизнь я сидел на берегу реки, раздавая речную воду. Надеюсь, после моей смерти вы увидите реку сами, - произнес Учитель, и в глазах его лукаво блеснул огонек.
ПРОЗРЕНИЕ
Между учениками разгорелся спор о причинах человеческих страданий.
Одни утверждали, что причина - в эгоизме. Другие считали: виной всему - заблуждение. Третьи говорили: человек страдает потому, что не способен отличить истинное от ложного.
Когда об этом спросили Мастера, он ответил:
- Человек страдает потому, что не умеет оставаться в одиночестве и безмолвии.
НЕЗАВИСИМОСТЬ
Казалось, Мастера абсолютно не волнует впечатление, которое он производит на других людей.
Когда ученики спросили, как ему удалось достичь такого состояния внутренней свободы, он рассмеялся:
- До двадцати лет меня совсем не заботило мнение окружающих. После двадцати стало небезразлично, что обо мне подумают. Но однажды - когда мне было за пятьдесят - я вдруг обнаружил, что на меня никто и не думал обращать внимание!
ПРЕДРАССУДКИ
- Нет ничего плохого, нет ничего хорошего. Плохое и хорошее существуют лишь в уме.
Далее Мастер пояснил:
- Один человек легко выдержал семь дней религиозного поста. Другой за это же время умер от истощения.
СПОСОБ СТАТЬ МУЧЕНИКОМ
Мастер любил простых людей и с подозрением относился к тем, кто претендует на святость.
Ученику, который пришел поговорить о браке, он посоветовал:
- Только не бери в жены святую.
- Почему? - не понял ученик.
- Это верный способ стать мучеником, - весело отозвался Мастер.
САМОЗАБВЕНИЕ
Женщине, которая жаловалась, что богатство не принесло ей счастья, Мастер сказал:
- Ты рассуждаешь так, будто без роскоши и комфорта нет счастья, - сказал ей Мастер. - Чтобы быть по-настоящему счастливой, моя дорогая, тебе нужно лишь одно - чем-нибудь увлечься так, чтобы забыть себя.
САМООТВЕРЖЕННОСТЬ
Преуспевающий предприниматель спросил у Мастера:
- Есть ли у тебя профессия? Работаешь ли ты?
- Нет, - ответил Мастер. Бизнесмен презрительно ухмыльнулся:
- Значит, ты - бездельник?
- Конечно, нет. Лень - порок большинства людей деятельных и энергичных.
Позже Мастер объяснил ученикам:
- Не делайте ничего - и все будет сделано через вас. Попробуйте просто ничего не делать - и вы поймете, какой это колоссальный труд.
МУДРОСТЬ
Мастеру нравилось, когда люди признавали свое невежество.
- Мудрость растет прямо пропорционально осознанию собственного невежества, - заявлял он.
Когда его просили объяснить, он говорил так:
- Если вы обнаружили, что не так умны сегодня, как вам казалось вчера, значит, сегодня вы стали мудрее.
ЛЮБОВЬ
- Что нужно сделать, чтобы наша любовь прошла испытание временем? - спросили молодожены у Мастера.
- Любите не только друг друга, но и мир вокруг вас, - ответил Мастер.
БОГАТСТВО
- Как духовность может помочь мирскому человеку вроде меня? - спросил у Мастера бизнесмен.
- Она поможет тебе стать еще богаче, - ответил Мастер.
- Но каким образом?
- Научив меньше желать.
ВСЕОБЩНОСТЬ
Обычно Мастер отговаривал людей идти в монастырь.
- Чтобы получить пользу от книг, совсем не обязательно жить в библиотеке, - говорил он.
И еще:
- Книги можно читать и не посещая библиотеку; духовным можно быть и не посещая храм.
ПРИКЛЮЧЕНИЕ
Мастер говорил с учениками о Жизни.
Однажды он рассказал о своей встрече с летчиком, который во время Второй мировой войны совершал перелет из Китая в Бирму. На борту были рабочие для прокладывания дорог в джунглях. Лететь пришлось долго. Со скуки рабочие принялись за азартные игры. Но поскольку денег у них не было, они ставили на кон жизнь: проигравший выпрыгивал из самолета без парашюта!
- Какой ужас! - воскликнули ученики.
- Верно, - согласился Мастер. - Но какой захватывающей была игра!
Вечером того же дня он добавил:
- Полнее всего ощущаешь жизнь только тогда, когда она поставлена на кон.
УЗЫ
- Как мне стать свободным?
- Выясни, кто связал тебя, - предложил Мастер. Неделю спустя ученик вернулся и сказал:
- Никто меня не связывал.
- Тогда зачем ты спрашиваешь об освобождении?
Это был момент просветления для ученика, который внезапно стал свободным.
ОГРАНИЧЕННОСТЬ
Мастер с большим почтением принял посетивших его профессоров, но не дал себя втянуть в ученые споры.
Удивленным ученикам он позже объяснил:
- Есть ли смысл рассказывать об океане лягушке, живущей в колодце? Или о Боге - людям, ограниченным своими собственными убеждениями?
ВОВЛЕЧЕННОСТЬ
Хотя Мастер любил всех своих учеников, он не скрывал, что ему больше по душе те, кто живет в "миру", а не в монастыре, - люди семейные, торговцы, фермеры.
Когда его попросили объяснить, он ответил:
- Духовность, приобретенная в обыденной жизни, несравненно выше той, что практикуется в тиши монастыря.
ПОНИМАНИЕ
- Что ты получил от Просветления?
- Радость.
- А что такое радость?
- Понимание: когда потеряно все, ты понимаешь, что потерял лишь игрушку.
ДОВЕРИЕ
Мастер часто повторял: важно не то, что человек совершает, а то, чему он позволяет свершиться.
Тем же, кто не понял, он рассказывал историю: Жил-был одноногий дракон.
Обратился он как-то к сороконожке:
- Как ты управляешь столькими ногами? Я, например, могу управлять только одной.
- По правде говоря, - ответила сороконожка, - я ими вовсе не управляю.
МЫШЛЕНИЕ
- Почему ты так предубежден против мышления? - спросил у Мастера философ.
- Ведь мысль - единственный инструмент, с помощью которого мы можем упорядочить мир.
- Верно. Но мысль может так здорово упорядочить мир, что ты никогда его больше не увидишь.
Своим ученикам Мастер позже сказал:
- Мышление - экран, а не зеркало. Вот почему вы живете в коконе мыслей, не ведая о том, что существует Реальность.
ДОБРОЖЕЛАТЕЛЬНОСТЬ
Владелец бакалейной лавки был сильно расстроен: словно нарочно, как раз напротив через улицу открылся огромный супермаркет, а значит, бизнесу конец. Из поколения в поколение лавка была скромным, но верным источником дохода, и грозящее ей неминуемое банкротство будет настоящей катастрофой не только для нынешнего ее владельца, но и для всей его семьи.
Мастер сказал ему:
- Если ты боишься конкурента, то его возненавидишь.
- Ненависть и станет твоей погибелью.
- Что же мне делать? - спросил совсем потерявший голову торговец.
- Каждое утро становись перед своей лавкой и благословляй ее, желай ей всяческого процветания. Затем поворачивайся лицом к супермаркету и делай то же самое.
- Что? Благословлять врага, который меня разорит?
- Любое благословение в его адрес вернется к тебе добром. Любое пожелание зла погубит тебя.
Полгода спустя бакалейщик вновь пришел к Мастеру и сообщил - случилось то, чего он боялся: лавку пришлось закрыть. Только теперь он - управляющий супермаркета, и дела идут лучше, чем когда либо.
ДОКТРИНА
Один посетитель, придя к Мастеру, заявил, что ему нет нужды искать Истину, ибо он уже нашел ее в своей религии. Мастер сказал ему на это:
- Жил-был студент, так никогда и не ставший математиком: он всецело полагался
на ответы в конце учебника - и уж конечно, все они были правильными.
HE-ОБУЧЕНИЕ
- Чему учит вас Мастер? - спросил посетитель.
- Ничему, - ответил ученик.
- Зачем же тогда он проводит беседы?
- Он только указывает путь, но ничему не учит.
Посетителю это показалось бессмыслицей, и ученик объяснил проще:
- Если бы Мастер учил нас, мы бы создали из его учения религию. Но его не интересует, во что мы верим. Его интересует, что мы видим.
РАЗОБЛАЧЕНИЕ
- Какой, по-вашему, самый важный религиозный вопрос? - спросил Мастер.
Тотчас посыпалось:
- Существует ли Бог?
- Кто такой Бог?
- Что такое путь к Богу?
- Есть ли жизнь после смерти?
- Все это не то, - отмахнулся Учитель. - Самый важный вопрос - "кто я?".
Ученики поняли, на что он намекал, когда нечаянно услышали, как он спрашивает проповедника:
- Значит, вы говорите, что после смерти ваша душа будет в раю?
-Да.
- А тело будет в могиле?
- Да.
- А где же, позвольте спросить, будете вы?
СМЫСЛ
Путешественник обратился к одному из учеников:
- Я проделал длинный путь, чтобы послушать Мастера. Но я не нахожу в его словах ничего необычного.
- Не слушай слова. Схватывай суть.
- Как это?
- Схвати предложение, которое он произнесет. Потряси его хорошенько, пока не выпадут все слова. То, что останется, зажжет твое сердце.
ТИШИНА
Иногда от наплыва посетителей в монастыре становилось шумно.
Это раздражало учеников, но не Мастера, которому, казалось, одинаково нравились и тишина, и галдеж.
Недовольным ученикам он сказал однажды:
- Тишина - это не отсутствие звуков, но отсутствие эго.
ВИДИМОСТЬ
Мастер никогда не одобрял ничего, что хоть сколько-нибудь отдавало сенсацией.
Божественное, говорил он, можно найти только в обыденном.
Ученику, удивлявшему всех своей жесточайшей аскезой, Мастер сказал:
- Святость - вещь загадочная: чем ее больше, тем менее она заметна.
СВЯТОСТЬ
Проповеднику, который постоянно повторял: "Нужно впустить Бога в свою
жизнь", Мастер сказал: "Он всегда там был. Наша задача - постичь это".
ДРУЖЕЛЮБИЕ
- Что мне сделать, чтобы возлюбить ближнего?
- Перестань ненавидеть себя.
Ученик долго и серьезно размышлял над словами Учителя, затем вернулся и сказал:
- Но я себя люблю даже слишком, я эгоистичен и тщеславен. Как мне избавиться от этого?
- Относись к себе дружелюбнее, тогда твое "я" будет удовлетворено и позволит тебе возлюбить ближнего.
ОТКРЫТОСТЬ
Супруги были обеспокоены. Их сын отверг религиозные традиции семьи и объявил, что выбирает свободомыслие.
Сказал им на это Мастер:
- Не нужно волноваться. Если ваш сын действительно думает своей головой, поднимется Могучий Ветер и отнесет его туда, куда ему действительно нужно.
ОБНИЩАНИЕ
Ученик прибыл из далекой страны. Мастер спросил его:
- Что ты ищешь?
- Просветление.
- У тебя есть собственная сокровищница. Зачем искать вне дома?
- А где моя сокровищница?
- Жажда поиска, охватившая тебя.
В тот же миг ученик стал просветленным.
Спустя несколько лет он говорил друзьям:
-- Откройте свою собственную сокровищницу - и наслаждайтесь своим собственным богатством.
СУВЕРЕНИТЕТ
Ученики стремились к Просветлению, но не знали, что это такое и как его достичь.
Мастер объяснил им:
- Его нельзя достичь. Его нельзя взять в руки.
- Видя, что ученики приуныли, Мастер их утешил:
- Не расстраивайтесь. Его также нельзя и утратить.
И по сегодняшний день ученики ищут то, чего нельзя ни взять, ни утратить.
СЛОВА
Ученики увлеченно обсуждали изречение Лао-цзы: "Тот, кто знает, не говорит; тот, кто говорит, не знает".
Когда зашел Учитель, они спросили его, что означают эти слова.
- Кто из вас знает, как пахнет роза? - задал он вопрос.
Все знали.
Тогда он предложил:
- Расскажите об этом.
Никто не сказал ни слова.
ДИСЦИПЛИНА
Ученикам хотелось знать, какую медитацию практикует Мастер по утрам в саду.
- Когда я смотрю внимательно, то вижу куст распустившихся роз.
- Зачем смотреть внимательно, чтобы увидеть куст роз? - спросили озадаченные ученики.
- Чтобы увидеть розы, а не их образ, - ответил Мастер.
УМЕРЕННОСТЬ
Известно, что Мастер постоянно твердил ученикам:
- Вы не должны от меня зависеть. В противном случае потеряете связь со своим внутренним Источником.
Он нередко повторял:
- Есть три вещи, которые опасны, если находятся слишком близко, бесполезны, если слишком далеко, и благоприятны на умеренном расстоянии. Это огонь, власть и духовный учитель.
УКЛОНЕНИЕ
Посетитель рассказал Мастеру историю о святом, который хотел проведать умирающего друга, но боялся идти к нему в темноте. И он обратился к солнцу: "Во имя Бога, оставайся на небе, пока я не дойду до деревни, где лежит при смерти мой друг". И солнце застыло в небе, пока святой не достиг деревни.
Мастер улыбнулся:
- А не лучше было бы этому святому преодолеть страх темноты?
СУЖДЕНИЕ
Как научиться прощать?
- Не суди - и не придется прощать.
СПОКОЙСТВИЕ
- Есть ли способ измерить духовную силу?
- Способов сколько угодно.
- Назови хотя бы один.
- Посчитай, сколько раз на дню ты беспокоишься о чем-то.
БЕЗУМИЕ
Ученики часто просили Мастера рассказать о его собственном опыте просветления.
Он отмалчивался.
Им было известно одно: когда младший сын Учителя спросил, что почувствовал его отец в момент просветления, тот ответил: "Я почувствовал себя дураком".
Мальчик спросил, почему так, и Мастер сказал:
- Знаешь, сынок, на что это похоже? Ты изо всех сил стараешься вломиться в дом: карабкаешься по лестнице, разбиваешь окно, - а потом выясняется, что дверь-то была не заперта.
РАЗВИТИЕ
Ученик жаловался на свою ограниченность. Мастер сказал ему:
- Твои способности действительно ограниченны. Но ты заметил - сегодня тебе удается то, что пятнадцать лет назад казалось невозможным? Что же, по-твоему, изменилось?
- Мои способности изменились.
- Нет. Изменился ты.
- Разве это не одно и то же?
- Нет. Ты - то, что думаешь о себе. Когда меняется твое представление, меняешься и ты.
БЕЗДЕЙСТВИЕ
- Что самое высшее из того, на что способен человек?
- Сидеть и медитировать.
- Но не приведет ли это к полному бездействию?
- А это и есть полное бездействие.
- Так что же, действие ничего не значит?
- Бездействие порождает действие. Без первого нет второго.
ТВОРЧЕСТВО
- Какое высшее деяние может совершить человек?
- Сидеть и медитировать.
Но самого Мастера редко видели сидящим в медитации. Он постоянно был занят - работал по дому и в поле, встречал посетителей и писал книги. Даже вел бухгалтерский учет в монастыре.
- Почему тогда ты проводишь все свое время в работе?
- Когда работаешь, нет нужды сидеть и медитировать.
ПУСТОТА
Один ученик так сильно стремился к просветлению, что даже заболел. Мастер поучал его:
- Луч света можно поймать - но не руками. Просветления можно достичь - но не усилиями.
Озадаченный ученик спросил:
- Но ты же говорил, что надо стремиться стать пустым. Этого я и стараюсь достичь.
- Именно поэтому сейчас ты полон усилий, чтобы стать пустым! - со смехом произнес Мастер.
ДИСТАНЦИЯ
Владелец парка аттракционов рассказал о парадоксальном явлении: всякий раз, когда дети в его парке веселятся, он испытывает тоску.
- Чего тебе больше хочется: владеть парком - или радоваться? - спросил у него Мастер.
- Мне хочется и того, и другого.
- Учитель не отреагировал.
Позже он вспомнил слова одного бродяги, обращенные к богатому землевладельцу: "Ты владеешь собственностью. Остальные наслаждаются пейзажем".
НАМЕК
Мастер объявил, что у него есть книга, в которой о Боге написано все. Никто никогда этой книги не видел. Но одному настырному ученому все-таки удалось наконец выпросить ее у Мастера. Он с нетерпением тут же ее открыл и... обнаружил, что абсолютно все страницы пусты.
- Но в книге ничего нет! - завопил ученый.
- То-то, - произнес Мастер с удовлетворением. - Вот видишь, сколь о многом она говорит!
НЕПРЕКЛОННОСТЬ
- Боже мой! Как ты постарел! - воскликнул Мастер, встретив друга детства.
- Но человек не может не стареть, правда? - спросил друг.
- Верно, не может, - согласился Мастер. - Но он не должен становиться старым.
РАЗРУШЕНИЕ
Несмотря на свою праведность, Учитель был не слишком высокого мнения о религии. Это всегда удивляло учеников: для них религия и означала духовность.
- Современная религия торгует кнутом и пряником. Другими словами, она порождает страх и жадность - два качества, разрушающие духовность.
Позже Мастер печально добавил:
- Это все равно что из воды сооружать дамбу или пожар тушить огнем.
ВМЕШАТЕЛЬСТВО
Каждому ученику Мастер предоставлял расти своими собственными темпами и никогда никого не подгонял. Такое свое отношение он пояснял притчей:
- Однажды человек увидел бабочку, пытающуюся выбраться из кокона, но ему показалось, что она делает это слишком медленно, и он стал легонько дуть на кокон. От тепла его дыхания кокон действительно почти сразу лопнул. Но то, что показалось на свет, было не бабочкой, а жалким существом с изуродованными крыльями.
- Развитие и рост, - подытожил Мастер, - невозможно ускорить. Любое вмешательство лишь повредит.
УЯЗВИМОСТЬ
Мастер нашел идеальное решение для супругов, которые постоянно ссорились.
Он сказал им:
- Перестаньте заявлять о правах там, где можно попросить об одолжении.
Ссоры сразу же прекратились.
БЕСКОНЕЧНОСТЬ
Никакие просьбы не помогали - Мастер упорно не желал говорить о Боге.
- О Боге мы знаем только то, что ничего не знаем, - говорил он.
Однажды Мастер рассказал о человеке, который долго и серьезно размышлял, прежде чем решиться пойти в ученики.
- Он все-таки стал моим учеником, но в итоге осознал, что ничему не научился. Только немногие из учеников понимали: то, чему учит Мастер, нельзя усвоить. Все, что можно получить от него, - это ничто.
ТРАВЛЯ
Ученик вспомнил в разговоре, как современники клеймили позором Будду, Иисуса, Магомета, называя их бунтарями и еретиками.
Мастер сказал на это:
- До тех пор, пока тысячи верующих не объявят человека богохульником, нельзя сказать, что он достиг Истины.
СОГЛАСИЕ
Один человек спросил, как ему наладить отношения в семье.
- Тебе нужно научиться слушать жену.
Человек серьезно воспринял совет Мастера. Месяц спустя он снова пришел к нему и сообщил, что научился слышать каждое слово, которое произносит жена.
Улыбнувшись, Мастер сказал:
- Теперь иди домой и научись слышать каждое слово, которое она не произносит.
ВЗРОСЛОСТЬ
- Проблема Вселенной в том, что люди не хотят взрослеть, - сказал Мастер со вздохом.
- А когда можно сказать, что человек повзрослел? - спросил ученик.
В тот день, когда отпадет необходимость во всем его обманывать.
ПРОСВЕТЛЕНИЕ
Мастер считал, что человек должен приобретать и знания, и мудрость.
Когда его спросили, в чем разница, он ответил:
- Знание достигается чтением книг и посещением лекций.
- А мудрость?
Чтением той книги, которой являешься ты сам.
Позже он дополнил свой ответ:
- Совсем не простая задача - в каждую следующую минуту жизнь преподносит новое издание!
ЭКЗАМЕН
Каждому новому ученику Мастер устраивал примерно такой допрос:
- Кто, по-твоему, никогда в твоей жизни тебя не покинет?
- Кто?
- Ты сам. А кто, по-твоему, ответит на все твои вопросы?
- Кто?
- Ты сам. А кто, по-твоему, сможет решить все твои проблемы?
- Вот этого точно не знаю.
- Ты сам.
СОЗЕРЦАНИЕ
Мастер часто повторял, что уже одно Безмолвие может вызвать в человеке глубокую трансформацию.
Но он никогда не говорил, что такое Безмолвие. Когда его спрашивали об этом, он смеялся и прикладывал к сомкнутым губам указательный палец, что лишь усиливало недоумение учеников.
Однажды произошел прорыв. Кто-то спросил:
- А как достичь того Безмолвия, о котором ты говоришь?
В ответ Мастер сказал что-то настолько обыденное, что ученики подумали, не шутит ли он. Но Мастер не шутил.
- Где бы вы ни были, смотрите, когда кажется, что смотреть не на что; слушайте, когда кажется, что кругом тишина.
НЕВИННОСТЬ
Однажды на пикнике Мастер спросил:
- Хотите знать, что такое просветление? Посмотрите на тех птиц, что летят над озером.
Пока все смотрели, Мастер произнес:
- Они оставляют на воде отражение, не сознавая этого, - а озеро не пытается его удержать.
ИСКУССТВО
- Зачем нужен Мастер? - спросил кто-то.
- Научить тебя тому, что ты всегда знал, показать тебе то, на что ты всегда смотрел, - ответил ученик.
Ответ озадачил посетителя, и ученик сказал:
- Благодаря картинам художника я научился видеть закат солнца. Благодаря мудрости Мастера я научился ощущать реальность каждого мгновения.
УЕДИНЕНИЕ
- Я хочу пребывать с Богом в молитве.
- То, чего ты хочешь, - нелепость.
- Почему?
- Там, где есть ты, нет Бога. Там, где есть Бог, нет тебя. Как же ты можешь быть с Богом?
Позже Мастер сказал:
- Ищи уединения. Когда ты с кем-то, ты не один. Когда ты "с Богом", ты не один. Единственный способ быть с Богом - полностью уединиться. И тогда, надеюсь, будет Бог и не будет тебя.
СОРАЗМЕРНОСТЬ
Возлагая большие надежды на встречу с Мастером, посетитель был разочарован: он услышал лишь несколько адресованных ему банальных фраз.
- Я пришел сюда в поисках Мастера, - жаловался он ученику. - А нашел обычного человека - такого, как все.
Ученик ответил:
- Мастер - это сапожник, у которого неиссякаемый запас кожи. Но кроит и шьет он по размеру твоей ноги.
АГРЕССИЯ
Один нетерпеливый ученик выразил желание обучать других Истине и спросил Мастера, что он думает об этом. Мастер сказал ему:
- Жди.
Каждый год ученик приходил с одной и той же просьбой, и каждый раз Мастер давал один и тот же ответ:
- Жди.
Однажды ученик спросил:
- Когда же я буду готов учить других?
- Ответил Мастер:
- Когда тебя оставит страстное желание обучать других.
ЭКСТРАВАГАНТНОСТЬ
Однажды ученикам захотелось узнать, кто более всего подходит в ученики Мастеру.
Мастер сказал:
- Тот, кто, имея две рубашки, одну продаст, а на вырученные деньги купит цветок.
ПРИВЯЗАННОСТЬ
- Я не знаю, что ждет меня завтра, поэтому хотел бы подготовиться к этому заранее.
- Ты боишься "завтра", не осознавая, что "вчера" не менее опасно.
ДЕМОНСТРАЦИЯ
Когда один из учеников заявил о своем желании обучать Истине других, Мастер предложил:
- Я приду на твою беседу и посмотрю, готов ли ты.
Беседа прошла вдохновенно. Под конец в комнату вошел нищий и направился к говорящему. Тот встал и демонстративно отдал попрошайке свою накидку.
После Мастер сказал:
- Твои слова пылали религиозным экстазом, но ты еще не готов.
- Почему? - спросил обескураженный ученик.
- По двум причинам. Первая: ты не дал человеку возможность попросить то, что ему было нужно. И вторая: ты не смог избежать соблазна произвести на окружающих впечатление своей добродетелью.
УДОВЛЕТВОРЕННОСТЬ
Вопреки, казалось бы, требованиям здравого смысла Мастер всегда говорил: истинный реформатор - тот, кто считает мир совершенным и не стремится его изменить.
- Тогда почему он выступает за реформы? - не понимали ученики.
- Реформаторы бывают разные. Сквозь одних течет поток энергии, в то время как сами они ничего не делают. Такие подобны людям, которые поворачивают реки вспять. Другие же вырабатывают собственную энергию. Они похожи на тех, кто делает все, чтобы река стала более полноводной.
ФОРМУЛА
- Что ты хочешь найти? - спросил Мастер ученого, который пришел к нему за наставлением.
- Жизнь, - последовал ответ.
- Если хочешь жить, слова должны умереть.
Когда Мастера спросили, что это значит, он ответил:
- Человек несчастен и одинок, потому что живет в мире слов. Он питается словами, довольствуется словами вместо реальной пищи. Но меню не накормит. А формула напитка не утолит жажду.
БЕСПЕЧНОСТЬ
Мастер говорил: ничего не стоит воспринимать слишком серьезно, даже его учение. В связи с этим он любил рассказывать одну историю:
- Мой самый первый ученик был настолько слабым, что упражнения просто убили его. Второй ученик тронулся умом, слишком усердствуя в практике. Третий отупел от чрезмерного созерцания. Сохранить здравый ум удалось лишь четвертому.
- Почему? - неизменно спрашивал кто-нибудь.
- Может быть, потому, что он был единственным, кто отказался выполнять мои упражнения.
Взрыв смеха заглушал слова Мастера.
ТЩЕСЛАВИЕ
Мастер часто напоминал своим ученикам, что святость, как и красота, истинна только тогда, когда не осознает себя. Он любил читать вслух такое стихотворение:
Роза цветет потому, что она роза,
Не спрашивая зачем
И не прихорашиваясь,
Чтобы привлечь чей-то взгляд.
И еще у него была в ходу поговорка: "Святой остается святым до тех пор, пока не узнает об этом".
БЕДСТВИЯ
- Бедствия могут способствовать духовному росту и просветлению, - сказал Мастер.
И он рассказал такую историю:
Каждый день птица находила себе укрытие в ветвях сухого дерева, стоявшего посреди огромной необитаемой пустыни. Однажды налетел ураган и вырвал дерево с корнем. И пришлось бедной птице пролететь сотни миль в поисках укрытия - пока она не прилетела наконец в сад, где журчала вода и благоухали увешанные плодами деревья.
- Если бы сухое дерево уцелело, никакая сила не заставила бы птицу покинуть насиженное место, - заключил Мастер.
БЕССТРАШИЕ
- Что такое любовь?
- Полное отсутствие страха, - ответил Мастер.
- Чего же мы боимся?
- Любви.
МАЙЯ
- Представьте: всех вас загипнотизировали, внушая, что в комнате находится тигр. Страх заставляет вас действовать. Вы пытаетесь либо избежать столкновения с тигром, либо вступить с ним в схватку, либо его усмирить. Но когда закончится действие гипноза, вы увидите, что ничего этого не нужно - никакого тигра нет! Вот тогда вы действительно изменитесь.
Так понимание разрушает чары, это влечет за собой перемены, перемены приводят к недеянию, а недеяние - это сила: можно делать все что угодно, ибо действуете уже не вы.
ОЧИЩЕНИЕ
Мастер говорил, что его учение - ничто, и поступки его - тоже ничто.
Его ученики постепенно осознали, что Мудрость приходит к тем, кто ничего не усваивает и все забывает. И что подлинное преображение - не следствие какого-либо действия, а результат отказа от него.
ЧЕЛОВЕЧЕСТВО
Выступлению Мастера на тему "Разрушение мира" предшествовала широкая рекламная кампания. Чтобы послушать его, во дворе монастыря собралась огромная толпа.
Речь Мастера длилась не более минуты. Он сказал лишь одно:
- Вот что погубит человечество: политика без принципов, прогресс без сострадания, богатство без труда, обучение без тишины, религия без бесстрашия и поклонение без осознанности.
ОТРЕЧЕНИЕ
- Какие качества отличают Просветленного?
Мастер ответил:
- Просветленный - тот, кто:
несет в себе дух общества и не принадлежит ни к одной партии,
идет по непроторенному пути,
принимает все как есть,
не сожалеет о прошлом,
не беспокоится о будущем,
отходит, когда его толкают,
не упирается, когда его тянут;
тот, кто подобен урагану,
перышку на ветру,
водорослям на воде,
размеренно вращающимся жерновам;
тот, кто одинаково любит все сущее,
как земля и небо одинаково любят всех, -
таков результат Просветления.
Услышав эти слова, один из младших учеников воскликнул:
- Это учение для мертвых, а не для живых! И навсегда покинул монастырь.
мудрость