На этот раз я начну рассказывать о своей любимой группе. Группе Genesis.
"Вклад Genesis в развитие интеллектуальной рок-музыки трудно переоценить. Именно они направили в русло эпического арта на базе европейской классики астрально-авангардный прогрессив, открытый Pink Floyd. И если ELP, Focus и другие пошли путем прямого синтеза современной музыки с классическими мотивами, используя приемы из наследия великих композиторов прошлого, то Genesis, опираясь в целом на тот же фундамент, стали пионерами собственно АРТ-РОКА - совершенно нового музыкального искусства. Наряду с собственно музыкой на передний план вышел вокал. Габриэль впервые довел вокальное искусство в рок-музыке до совершенства. Наличие в пьесах группы большого количества персонажей, у каждого из которых должен быть "свой" голос, "свои" интонации, привело Питера к идее петь РАЗНЫМИ голосами, в зависимости от типажа героя. Отныне, в отличие от прямых проповедников классики, сформировался жанр, где присутствие вокала не просто обязательно, но где он играет не менее ведущую роль, чем инструментальные полотна. В итоге большинство альбомов Genesis представляют собой своеобразные музыкальные сказки, где на фоне постоянно развивающихся событий инструментальных развивается смысловая Концепция действия с живыми персонажами, радующимися или горюющими, злорадствующими или сострадающими.
Группа из всех ее пяти оригинальных участников имеет наиболее глубокие корни из всего международного рок-движения. Они начали свои репетиции еще детьми в стенах знаменитой в Англии школы "Чартерхауз". Богатейшее английское музыкальное и литературное наследие прошлого, окружающая архитектура и природа, сами вековые стены "Чартерхауза", дышавшие готикой, - все откладывалось в сознании ребят и, несомненно, повлияло на их прекрасное творчество. В 1967 году они отправили свое первое демо Джонатану Кингу (Jonathan King), наряду с Тони Страттон-Смитом (Tony Stratton-Smith), одному из самых передовых английских продюсеров. Кинг способствовал заключению контракта с фирмой DECCA Records, который за музыкантов, не достигших совершеннолетия, подписали их родители. Название для группы, а также тему для лирики - библейского характера - придумал также Джонатан Кинг.
Первый альбом называется "От (Книги) Бытия до Откровения (Иоанна)". Фирме DECCA не удалось заметить в творчестве школьников (диск записывался летом 1968 года, когда музыкантам было по 17 лет) каких-либо претензий на гениальность. Эта в целом прогрессивная записывающая компания в свое время отвергла Beatles, и снова допустила одну из грубейших профессиональных ошибок, расторгнув в 1969 году контракт с Genesis. Хотя, справедливости ради, стоит отметить, что звучит дебют группы чрезвычайно наивно, лишь красивые темы Бэнкса на фортепиано создавали незначительный привкус того, что стало именоваться арт-роком. Ни намека на эпос, был просто "скелет" будущей структуры, который предстояло одеть в одежды с кружевами из аранжировок. Специалисты из DECCA могли быть более внимательны, но развитие жанра и поддержка некоммерческих интеллектуальных рок-групп легли на плечи другой компании - CHARISMA Records.
После фиаско с первой программой Genesis почти повсюду, как и когда-то Beatles, получили отказ. Но преображение группы, ее просто фантастический творческий рост не могли не заметить люди, разбирающиеся в музыке. Один из лондонских актеров, случайно оказавшись на одном из концертов Genesis в парке пригорода столицы Ричмонда, был потрясен услышанным. Он посоветовал своему другу - звукорежиссеру и продюсеру CHARISMA Records Джону Энтони (John Anthony) - немедленно встретиться с группой. В это время Энтони работал уже с несколькими прогрессивными ансамблями, среди которых был легендарный Van Der Graaf, и в его обязанности входил также поиск новых имен этого направления (обратите внимание, большинство арт-групп раннего периода находились при дворе "Харизмы"). Результатом встречи стало подписание долгосрочного контракта группы с руководителем компании Тони Стрэттон-Смитом.
Второй альбом Genesis стал первым шедевром в дискографии. Шесть длинных перворазрядных эпических вещей представили слушателям совершенно новую группу, словно предыдущий проект отыграли какие-то другие случайные люди. Метаморфоза была просто сногсшибательной, и подобных прецедентов в истории рока больше никогда не встречалось. Наверное, только свыше могло снизойти убеждение для Филлипса и Мэйхью, что жестокий мир рок-музыки создан не для них. Иначе не известно, что стало бы с группой в дальнейшем. Этих, очевидно слабоватых для нового уровня группы, музыкантов никто не увольнял - они ушли сами. Мэйхью вообще расстался со сценой, а Филлипс вовзвратился (только к студийной) работе много лет спустя, когда прилично разбогател в результате причитающихся ему отчислений от многократных переизданий альбома "Trespass".
Вакантные места заняли те, кому суждено было завершить становление Genesis как группы классического эпического арт-рока. Во времена хиппи и повального увлечения новой музыкой в Англии существовала колоссальная "тусовка" (никто еще, кстати, не исследовал значения массового интереса молодежи к року в отношении к одному из самых низких в мире уровню преступности в Великобритании тех лет), выходили специальные журналы, где самодеятельные музыканты предлагали свои услуги, печатали объявления о продаже инструментов, критики составляли хит-парады и так далее. Именно через отдел объявлений в "Melody Maker" были найдены гитарист-домосед Стив Хэккетт и актер юношеского театра "West End" ударник Фил Коллинз. Турне по альбому "Вторжение" было проведено с новыми музыкантами, в результате чего к группе и новому музыкальному направлению в целом огромный интерес проявили, наряду с Англией, Франция и Италия.
Очередной диск "Nursery cryme" закрепил стилистику второго альбома, а виртуозная и дерзкая игра новых музыкантов способствовала ускорению и усложнению класических сонатных форм Genesis. Было завершено построение "фирменного" звучания с глубокими и развернутыми музыкальными картинами и удивительно разнообразным пением одного вокалиста. Была продолжена, начатая в 70-м, дискография незабываемых шедевров арт-рока, золотой нитью проходящая через все семидесятые..."
1.
The Musical Box - 10:27
"Двое детей, 8-летний Генри и 9-летняя Синтия, играли в крокет, и Синтия снесла голову Генри (данный эпизод нашел отображение на обложке). Однако текст песни начинается с описания момента, когда две недели спустя в детской мальчика Синтия нашла его музыкальную шкатулку, и как только заиграла мелодия «Старый король Коул», появился призрак мальчика. Призрак Генри начинает стареть, и у него возникают желания, которые появляются у человека в течение жизни; он чувствует влечение к Синтии и требует, чтобы она ответила на его зов плоти: «Прикоснись ко мне сейчас же». Генри пытается изнасиловать Синтию, на шум появляется нянька и бросает в бородатого ребенка шкатулку, уничтожая обоих."
2.
For Absent Friends - 1:48
"В песне говорится о людях, которые посещают церковь, чтобы помолиться за умерших друзей и положить две монетки на блюдо; они всегда опаздывают, потому что им нравится смотреть на то, что происходит вокруг (карусель, девочка с коляской). Всегда нужно помнить: даже если что-то уходит из этого мира, что-то все-таки остается."
3.
The Return of the Giant Hogweed - 8:12
"Песня повествует о гигантской амброзии, которая постепенно поглощает всю страну, мстя людям за то, что они поработили растения. Возможно, эта история вдохновлена жутким романом Джона Уиндэма «День триффидов»."
4.
Seven Stones - 5:09
"Темой песни становится удача, примеры которой показаны в нескольких зарисовках (жестянщик, застигнутый бурей, видит семь камней и находит убежище в седьмом доме, капитан в шторм следует полету чайки) и на которую всегда рассчитывает старик - главный герой песни. Не нужно понимать, как удача работает, - нужно просто в нее верить."
5.
Harold the Barrel - 3:01
"В тексте рассказывается о толстяке Гарольде, отце троих детей, владельце ресторана, который неожиданно решил спрыгнуть с крыши, а все собрались внизу и пытаются уговорить его не прыгать, позвав даже для этой цели его мать. В английском языке есть выражение «Take a running jump», которое означает что-то вроде «А пошли вы!», а дословно переводится как «Прыгните с разбега». Именно это и предлагает Гарольд всем тем, кто стоит внизу. Грусть музыки, видимо, подразумевает, что Гарольд таки прыгнул."
6.
Harlequin - 2:55
Темой песни становятся давние воспоминания о детских годах и лете, которое уже не вернется.
7.
The Fountain of Salmacis - 7:56
"Майк Ратерфорд, написавший слова, решил обратиться к греческой мифологии, рассказывая нам о Гермафродите, сыне Гермеса и Афродиты (отсюда его имя), появившемся на свет в тайне от всех, поэтому его воспитывали нимфы на горе Ида. Парню нравилось бродить по разным местам, и однажды он оказался у источника, где жила наяда Салмакида. Нимфа влюбилась в юношу и пригласила испить воды, а затем, чувствуя, что ее любовь остается без ответа, попросила богов сделать их единым двуполым существом. После того, что с ним случилось, Гермафродит проклял источник, чтобы каждый, кто в нем искупается, становился таким же, как он."
Продолжение следует...