Rainaldo рассказывает о базе Октавиана в Классе, что при Равенне:
Итак, Классе - Старая Гавань, августианские верфи… Античный флот.
Таран появился ок.800 гг до н.э., катапульты - ок.332 года до н.э. К этому времени появились тяжелые суда, способные их нести: к 400 до н.э. - с 4-мя рядами гребцов (квадриремы), а годом 399 до н.э. датирована первая квинкверема ("пятивёсельная").
История, как водится, развивалась по спирали - в течение нескольких веков тяжёлые катапультные суда активно вытесняли и имели преимущество над лёгкими таранными, но затем ситуация изменилась на противоположную с развитием и изменением тактики боя.
В последней великой морской битве античности у Azio, в 31 до н.э., тяжёлые корабли Антония с 8-9-10-ю гребцами на каждой группе вёсел были разбиты более лёгкими и более быстрыми кораблями Октавиана, и именно этот тип военных кораблей составлял без сомнения флоты Равенны и Мизено.
Каждый корабль был обозначен именем божества (Mercurius, Minerva, Apollo, Neptunus), или аллегорическим: Верность (Constantia), Победа (Victoria), или реки (Danubius, Padus), или животного: Орёл (Aquila), Бобр (Castor), Бык (Taurus).
Рабов никогда не было на римских военных кораблях.
Верховное командование флотами было зарезервировано за Императором, который именовал своих представителей титулом praefecti (префекты), обозначающим, как ни странно, принадлежность к сословию всадников. Между 71 до н.э. и 127 г н.э. флоты Равенны и Мизено имели титул praetoria (претория). Среди офицеров флота найдём командиров кораблей: триерархов и навархов (от "triera" и "nave" - корабль). Среди младших офицеров-боцманов отметим губернатора (gubernator = рулевой, штурвальщик), который помимо того, что держал штурвал, состоявший из двух вёсел на корме, должен был наблюдать и понимать небо, чтобы прокладывать курс, знать все мели и подводные скалы, побережья и порты. Proreta стоял на носу и сигналил губернатору о скалах, отмелях и других препятствиях. Nauphylax - сторож корабля, hortator - регулировщик ритма гребли, optio - заместитель командира, coronarius - отвечавший за украшение гирляндами-коронами кораблей на праздниках, и др. На каждом корабле был также один военный врач.
Рядовой состав состоял из гребцов (remiges), матросов (nautae) и солдат (classici milities). Рабов среди них, как уже сказано, не было никогда - большинство были peregrini - странники, пилигримы - так называли уроженцев какой-либо из провинций Империи, которые оставались таковыми во всю службу длительностью от 26 до 28 лет, после чего могли получать римское гражданство. Те, кто служили в Равенне, были в основном из Далмации, Паннонии и Тракии.
Классе была самой большой римской флотской базой на Адриатике и восточном Средиземноморье со своими 250 кораблями и 10000 classiari, как собирательно называли корабельных солдат, моряков и гребцов. Среди них, кроме упомянутых уроженцев италийских береговых зон и балканцев, были сирийцы, египтяне, чьи имена и профессии можно прочесть на погребальных стелах в Национальном музее:
Анарио Счастливый, боцман с корабля "Сфинкс";
Апелла, рулевой с корабля "Нептун";
Платор, сын Абакалли, "мастер топора" (т.е. корабельный плотник :))…
Надгробные стелы были найдены на длинном песчаном подъёме, скрывшем в том числе городское кладбище, протянувшееся вдоль нынешней железной дороги от слияния рукавов реки до базилики
Сант’Ароллинаре ин Классе. Но в целом, археологическим раскопкам и истории Классе как поселения следует посвятить отдельный комментарий.
Фотографии Классе от Райнальдо - в журнале
irmy:
http://irmy.livejournal.com/9304.html